Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".

Работа содержит 1 файл

шшш!...Пора..doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Механизм перехода от первого отрицания ко второму  и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т.е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими - не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой.

Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития. Она отличается от наложения друг на друга кругов тем, что соединяет в себе движение по кругу с движением поступательным.

Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.

Завершая анализ закона отрицания отрицания, следует  отметать один важный момент. Диалектическое отрицание есть предпосылка действия закона, но не он сам. Отрицание есть во всяком процессе превращения старого  качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития, даже если мы десятки раз проведем эти циклы. Спирали в этом процессе нет. То же самое при превращении фотонов в пару электрон - позитрон и обратно. Следовательно, цепочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона в переходе к более высокой основе, возвращение назад, повторение пройденного, но на одной ступени, т.е. как бы по спирали. 

Вопрос 14. Категории диалектики, отражающие универсальные  связи бытия: единичное  и общее, сущность и явление.

Единичное, особенное, общее: Отдельное - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единичного и отдельного, рассмотрение единичного как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это-вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.

Общее так же объективно, как и единичное.

Категория общее  может охватывать более или менее  широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности, единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее по отношению к меньшей общности, и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенного.

Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным.

Сущность  и явление: Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное.

К понятию "явление" близко по содержанию понятие "видимость" (или "кажимость") - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность.

Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него.

Познавая сущность тех или иных процессов, наука  раскрывает законы, которые ими управляют.  

Вопрос 15. Роль философии в  жизни общества.  Структура философского знания, основные разделы философии. Функции философии.

Роль философии  определяется прежде всего тем, что  она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи Ф-ии, а вместе с тем и ее функции: мировоззренческая, познавательная, методологическая, коммуникативная, критическая, и прогностическая, интегративная.

На основе мировоззренческой функции происходит формирование в сознании человека и общества определённой картины мира. Познавательная выявляет законы познания и логику изменения знаний, как результата развития общества. Методологическая разрабатывает пути и способы достижения поставленных целей. Далее следует назвать критическую функцию Ф-ии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Коммуникативная связана с передачей информации. Ф выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

Наконец, существенное место в арсенале функций Ф-ии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Рассматривая роль Ф-ии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически  меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли  философской мысли в диалектико-материалистической Ф-ии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам Ф-ии.

Второй момент состоит  в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической Ф-ии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение Ф-ии резко изменило подход к Ф-ким проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.

Короче говоря, Ф  должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. 

Вопрос 16. Категории диалектики, отражающие связи  детерминации: необходимость  и случайность, причина  и следствие, возможность  и действительность.

Причинное основание  – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной второе следствием. Бывают связи вида: причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин одно следствие. Но бывает и взаимодействие, т.е. причина порождает следствие а следствие влияет на причину.

Необходимой называют такую однозначную связь явлений, при которой наступление события-причины  обязательно влечет за собой  вполне определенное явление-следствие. Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности не известных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, но оно не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти.

Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Случайность и необходимость относительны: то, что является случайностью в одном случае является необходимостью в другом. Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию,  два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. 

Вопрос 17. Познание как отражение  действительности. Субъект  и объект познания. Проблема соотношения  веры и знания.

Познание – это  диалектический процесс активного, целенаправленного воспроизведения (отображения) сознаний в системе их идеальных образов сущности вещей, предметов и явлений, включая человека и общество. Объектом познания является и природа. Объект познания формируется практикой и расширяется с развитием практической деятельности. Субъект познания (подлинный) - человечество в целом, а отдельный человек становится субъектом познания как представитель человечества. Субъект познания - исторически конкретен, т.е. в каждую эпоху специфичен круг его познавательных интересов, а главное, конкретный характер носят его познавательные возможности.

Теория познания  диалектического материализма - теория отражения.

Эта концепция основывается на 3-х следующих гносеологических выводах.

1. Вещи существуют  независимо от нашего сознания, от наших ощущений, вне нас.

2. Решительно никакой  принципиальной разницы, непроходимой  грани между явлениями и «вещью  в себе» нет и быть не  может. Различие же есть просто  между тем, что уже познано  и тем, что еще не познано.

3. В теории познания, как  и в других областях, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разобраться, каким образом в процессе познания появляются знания, каким образом неполное и неточное знание становится более полным и точным.

Знание – продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности, представляющий идеальное воспроизводство в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира.

Вера – Бездоказательное признание истинности того или иного  явления. 

Вопрос 18.  

Вопрос 19. Диалектический характер процесса познания. Чувственное и  рациональное познание, их формы.

Познание выступает  как диалектический процесс активного  целенаправленного воспроизведения  в системе идеальных образов  сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.

Познание как процесс  включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное  познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание. (Абстрактное  мышление)

Каждая из этих ступеней имеет свои формы:

Формы чувственного познания:

1. Ощущение (дает  элементарный чувственный образ  отдельных свойств предметов  и явлений)

2. Восприятие (дает  целостный конкретно чувственный  наглядный образ предметов и  явлений)

3. Представление  (чувственно - образное знание о  непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности)

Формы логического  познания:

1. Понятие (в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений)

2. Суждение (это движение  и выражение мысли в результате  чего о предмете утверждается  что-либо или отрицается)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"