Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся в базовом курсе информатики.

Объект исследования: процесс обучения информатике.


Предмет исследования – развитие творческих способностей на уроках информатики.

Гипотеза: Если использовать творческие задания в базовом курсе информатики, то это будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

• выявить сущность творческих способностей школьников;

• раскрыть условия развитии творчества учащихся на уроках информатики;

• рассмотреть отдельные формы работы, используемые в базовом курсе информатики, и выявить их роль в творческом развитии учащихся;

Содержание

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном учреждении.

1.1. Творческие способности и их компоненты как объект педагогического исследования.

1.2 Деятельность учителя информатики по развитию творческих способностей учащихся.

Глава II. Практические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках информатики

2.1. Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности.
2.2. Развитие творческих способностей учащихся с помощью графических редакторов.

2.3. Творческие задания и задачи на уроках информатики.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать)
type="1" start="11">
  • Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
  • Зелинская Т.Я. Прикладная направленность школьного курса информатики и пути ее реализации // Педагогическая информатика – 1999 – № 2. – C. 3 – 10.
  • Информатика и образование – 1999 – №1
  • Использование Мiсrоsоft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. – М., 2003
  • Лапчик А.М. Методика преподавания информатики. - М.,2001– 724 с.
  • Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения // Информатика и образование, 2004.  № 3.
  • Мясникова О.К. Моделирование и формализация в курсе информатики // Информатика и образование – 2003 – №11. – C. 20-24.
  • Мясникова О.К. Моделирование и формализация в курсе информатики // Информатика и образование – 2004 – №1. – C. 47 – 48.
  • Паклина Е.П. Упражнения при обучении информатике. От педагогической теории к реальному уроку. // Газета Информатика – 2002 – №44. – C. 44.
  • Пахомова Н.Ю. “Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики”, 1994 г.
  • Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; М.М.
  • Полат Е.С. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” №9, стр. 9-17, 2002 г.
  • Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.
  • Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М., 1994.
  • Северова Т.С. Интеграция информатики с другими учебными предметами в художественно-графичских классах // Информатика и образование, 2005. № 9
  • Фриман Дж. Как развить талант ребенка от рождения. - М., 1996. – 312 с.
  • Шауцукова Л.З. Технология подготовки и решения задач на компьютере // Информатика и образование – 1999 – №1. – C. 12 – 14.
  •      ПРИЛОЖЕНИЕ

         Примеры творческих заданий из курса информатики

           начальной школы.

    1. Придумай  рассказ о Коле Плохишкине  и Саше Хорошкине, которые спешат  на урок информатики. (Это задание  дается на 1 уроке в 3 классе  после знакомства с правилами  поведения учащихся в компьютерном  классе).

    2. Напиши  мини-сочинение на тему «Если  бы я был директором …, то мне компьютер был бы нужен для…» (урок на тему «Компьютер в нашей жизни»).

    3. Придумай  загадку о любом устройстве  компьютера.

    4. Напиши  сказку на тему «Один день  из жизни файла…»

    5. Придумай  и составь графическое меню  школьной столовой.

    6. Используя все части танграма, составь любой объект и дай ему название.

    7. Придумай  свой шифр и закодируй ими  предложение: «Я изучаю информатику».

    8. Составь  закодированный рассказ (сказку), используя координаты объектов.

    5
    4 '
    3
    2 Â &
    1
      1 2 3 4 5

    Образец. Перед Новым годом мы с папой пошли за (3,1). Принесли (3,1) домой и стали украшать (5,2)…

    9. Запиши  отличительные признаки для группы  объектов (птицы, цветы, машины, дома, ученики, отрезки). Нарисуй объекты одной из этих групп.

    10. Составь  небольшой рассказ (из 15-20 слов) так,  чтобы все слова начинались  на одну и туже букву. 

    11. Сделай  чертеж своей комнаты.

    12. Придумай  смайлики, с помощью которых можно  изобразить удивление, испуг,  сердитость.

    13. Составь кроссворд (сканворд) по теме «Информация и информационные процессы», «Компьютер».

    14. Придумай  объект, строение которого можно  описать схемой. Заполни схему.

        

        Объект: ___________________________________________ 

    15. Подбери  текстовый материал, рисунки, фотографии по любой теме:

    • «Моя любимая улица»;
    • «Мой дом»;
    • «Мир моих увлечений»;
    • «Семь чудес света»;
    • «В мире животных»;
    • Свободная тема (сформулируй ее сам!).

    Создай  презентацию на выбранную тему.

    15. Составь  по одной задаче на темы  «Линейный алгоритм», «Разветвляющийся алгоритм», «Циклический алгоритм». Запиши условие каждой задачи и нарисуй блок-схемы.

    16. Составь  лабиринт, у которого было бы  несколько входов и только  один выход.

    17. Нарисуй  ребус по теме «Алгоритмы и  исполнители». 

         Ученики 5-11 классов с не меньшим удовольствием выполняют творческие задания. Это:

    • составление:
      • задач;
      • вопросов к викторинам и конкурсам;
      • тестов;
      • кроссвордов;
    • написание:
      • рассказов и сказок;
      • докладов;
      • сочинений;
      • рефератов;
    • создание:
      • наглядных пособий (для оформления тематических стендов по разным предметам);
      • графических объектов (поздравительной открытки, рекламного объявления, буклета, иллюстраций, визитных карточек, диаграмм, схем, чертежей, разнообразной символики, эмблем, коллажей, обработка фотографий и пр.);
      • презентаций (по всем школьным предметам);
      • программ;
      • баз данных (для школьного и домашнего пользования);
      • сайтов;
      • брошюр («Поэзия «Серебряного века», «Бухгалтерский учет: практикум»);
    • моделирование:
      • различных процессов (экономических, математических, физических и др.).

    Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики