Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся в базовом курсе информатики.

Объект исследования: процесс обучения информатике.


Предмет исследования – развитие творческих способностей на уроках информатики.

Гипотеза: Если использовать творческие задания в базовом курсе информатики, то это будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

• выявить сущность творческих способностей школьников;

• раскрыть условия развитии творчества учащихся на уроках информатики;

• рассмотреть отдельные формы работы, используемые в базовом курсе информатики, и выявить их роль в творческом развитии учащихся;

Содержание

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном учреждении.

1.1. Творческие способности и их компоненты как объект педагогического исследования.

1.2 Деятельность учителя информатики по развитию творческих способностей учащихся.

Глава II. Практические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках информатики

2.1. Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности.
2.2. Развитие творческих способностей учащихся с помощью графических редакторов.

2.3. Творческие задания и задачи на уроках информатики.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном учреждении.  
 
           1.1. Творческие способности и их компоненты как объект педагогического    исследования.  
 
           1.2 Деятельность учителя информатики по развитию творческих способностей учащихся.  
 
Глава II. Практические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках информатики  
 
          2.1. Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности.

         2.2. Развитие творческих способностей учащихся с помощью графических редакторов.     

          2.3.   Творческие задания и задачи на уроках информатики.

    Заключение.

    Список  литературы.

    Приложение.

 

 
   
 
   
   
   
 

 

              Творчество  — это состояние гармонии души и любви к тому, 
              что делаешь с особым энтузиазмом. 
              Творческим считается любое действие, 
              которое эффективно и вызывает удивление.

В.И.Андреев

Введение.

    Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования – низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. Поэтому главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

        Одним из способов развития творчества учащихся является использование современных информационных технологий. Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося. Сегодня все больше и больше входит в нашу жизнь компьютер. К сожалению, дети видят в нем только средство для развлечений. Они играют, слушают музыку, смотрят фильмы. Но использование компьютера должно быть направлено на развитие творческих способностей личности, на активизацию познавательной деятельности.  Перед учителем ставится основная задача – донести детям в доступной форме,  что компьютер – это средство, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым.    Методическая литература в настоящее время активно предлагает подходы и практические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся. Но во всём многообразии представленных методик, к сожалению, до сих пор нет единой обоснованной технологии развития творческих способностей учащихся на уроках информатики. Поэтому данное исследование актуально в свете изменившихся целей современного образования.

  Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся в базовом курсе информатики.

Объект  исследования: процесс обучения информатике. 

Предмет исследования –  развитие творческих способностей на уроках информатики.

Гипотеза: Если использовать творческие задания в базовом курсе информатики, то это будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

    Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

• выявить  сущность творческих способностей школьников;

раскрыть условия развитии творчества учащихся на уроках информатики;

• рассмотреть отдельные формы работы, используемые в базовом курсе информатики, и выявить их роль в творческом развитии учащихся;

 

Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся

1.1. Творческие способности  и их компоненты  как объект педагогического   и психологического исследования.

    Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Очевидно, что рассматриваемая нами тема тесным образом связана с понятием «творчество», «творческая деятельность», «творческие  способности» или «креативность». Рассмотрим, что подразумевается под этими понятиями.

   Энциклопедический словарь предлагает следующее определение: Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Творчество – мышление в его высшей форме, выходящей за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое. Последняя включает в себя постановку или выбор задачи, поиск условий и способа ее решения и в результате – создание нового. Творчество может иметь место в любой сфере деятельности человека: научной, производственно – технической, художественной, политической и других.

      Творчество представляет собой явление, относящееся, прежде всего к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда. В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.

Применительно к процессу обучения творчество следует  определить как форму деятельности человека, направленную на созидание  качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

    Американский  психолог Фромм предложил следующее  определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Английский  ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

• Подготовка (зарождение идеи).

• Созревание (концентрация, «стягивание знаний», прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

• Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

• Проверка .

     У каждого ребенка есть способности  и таланты. Дети от природы любознательны  и полны желания учиться. Задача взрослых – умело руководить развитием разнообразных способностей своих воспитанников.

     Современная педагогика уже не сомневается в  том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, заключается  лишь в том, чтобы найти оптимальные  условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов". Можно выделить два уровня способностей:

    • репродуктивный;
    • творческий.

     На  первом уровне ученик проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, действуя строго по образцу. На втором уровне он уже способен самостоятельно создавать что-либо новое, оригинальное.

Показателями развития творческих способностей учащихся является:

  • владение большим объемом информации;
  • самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;
  • установление причинно-следственных связей;
  • обнаружение скрытых зависимостей и связей;
  • умение делать выводы;
  • интегрировать и синтезировать информацию;
  • по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи.

   Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как "…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое". На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

  • открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
  • соответствие условия выбранным методам творчества;
  • возможность разных способов решения;
  • учет актуального уровня развития;
  • учет возрастных особенностей учащихся.

    Во  второй половине 20 века были разработаны первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности, основные показатели творческих способностей. Ими являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, систематичность и последовательность, смелость.

    Являются  ли эти показатели врожденными или  же они могут поддаваться влиянию  среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс – говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния взрослых.

    Существуют  методы развивающего образования, когда  акцент в проектировании и реализации учебно-воспитательного процесса смещается в сторону создания условий, способствующих проявлению и развитию творческих возможностей учащихся в общем и дополнительном образовании. В этом случае акцент смещается на создание развивающей возможности самореализации. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

    Так чему же нужно научить ребенка, чтобы  он смог творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом:

  • Нужно научить ребенка быть любопытным и любознательным, удивляться всему, будто видишь все в первый раз.
  • Нужно научить видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери), так как  источник художественного творчества – память.
  • Нужно научить мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

    Чтобы творить, следует еще научить:

  • Владеть техникой творчества.
  • Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.

     Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном .

     Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и  умения школьников определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики