Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся в базовом курсе информатики.

Объект исследования: процесс обучения информатике.


Предмет исследования – развитие творческих способностей на уроках информатики.

Гипотеза: Если использовать творческие задания в базовом курсе информатики, то это будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

• выявить сущность творческих способностей школьников;

• раскрыть условия развитии творчества учащихся на уроках информатики;

• рассмотреть отдельные формы работы, используемые в базовом курсе информатики, и выявить их роль в творческом развитии учащихся;

Содержание

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном учреждении.

1.1. Творческие способности и их компоненты как объект педагогического исследования.

1.2 Деятельность учителя информатики по развитию творческих способностей учащихся.

Глава II. Практические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках информатики

2.1. Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности.
2.2. Развитие творческих способностей учащихся с помощью графических редакторов.

2.3. Творческие задания и задачи на уроках информатики.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     1.2 Деятельность учителя  информатики по развитию творческих способностей учащихся

    Наше  время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные  принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Известно, что в личной жизни, в бизнесе и в жизни в целом большого успеха добиваются только творческие личности.

    Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной  школы - надо ориентировать на ту или иную профессию, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой “творческой” профессии ничего путного не создаст.

    Внутри  каждого ребенка спит настоящий  творческий гений. Всего лишь нужно  разбудить и развить его творческие способности. Таким образом, их развитие у ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его успешной учёбы и жизни. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Тем не менее, современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

      При формировании познавательного интереса и творческости при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

    Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но далеко не все в учебном материале  может представлять для учащихся какой-либо интерес. Исходя из этого, необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников. Поэтому предмет “Информатика и ИКТ” занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. В соответствии с государственным образовательным стандартом одной из целей изучения курса информатики является получение практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями, являющимися значимыми не только для формирования социализации обучаемых, но и для повышения эффективности освоения учебных предметов. На сегодняшний день знание информационных технологий – необходимая часть общества и это требует от учащихся свободного владения средствами информационных технологий.

 Предмет информатики совсем недавно был введен в школы, а также имеет некоторые отличия от других школьных дисциплин, поэтому представляется много возможностей для деятельности учителей. Данные особенности позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса учащихся и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень.

     Компьютер как новое средство обучения раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы. Владение компьютером – важный инструмент познания мира. Познавая компьютер, познаем себя, познаем окружающий нас мир. Именно с этой позиции необходимо подходить к преподаванию информатики. Ребята должны осознать, что компьютер – это прежде всего инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в производственной и бытовой деятельности человека.

     Развитие  познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы. Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.

Первый  этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер  представляет для них интерес  как что-то незнакомое, открывающее  совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере

Второй  этап – учащиеся уже обладают основными  навыками работы за компьютером, поэтому  им становится интересно просто выполнять  какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.

Третий  этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают  основы. Поэтому необходимо уделить  особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.

Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.

Использование ИКТ дают широкий спектр проявления творческих способностей учащихся, основываясь  на развитии:

  • познавательного интереса к предмету;
  • различного вида памяти;
  • основ коммуникативного общения;
  • приемов умственной деятельности (обобщение, синтез, анализ, абстракция, сравнение, выделение главного).

В своей  деятельности, как учителя информатики, мы выделили три основных элемента для развития творческих способностей средствами ИКТ: урочная деятельность, внеклассная работа по предмету и дополнительное образование. Творческое начало играет огромную роль в урочной деятельности. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

    В курсе информатики есть темы теоретического направления (без изучения ИКТ), это «Системы счисления», «Основы логики», «Основные устройства компьютера» и др., где увидеть творческие способности учащихся практически невозможно. Для восполнения этого недостатка можно использовать информационные технологии для выполнения домашних заданий. Например, при изучении темы «Компьютер» учащимся предлагается создать прайс-лист в электронных таблицах, при изучении темы «Измерение информации» - создать информационную справку (формулы, таблица 2n, пример решения задачи) в текстовом процессоре. Для младших классов даются задания такие как: составить ребус, кроссворд, написать рассказ, придумать задание по изученной теме для своего одноклассника.

 

Глава II. Практические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках информатики.

2.1. Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности

     Введение  творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Задача школы – воспитать такую личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

     Всякий  раз, создавая что-либо новое, каждая личность сталкивается с барьерами творческого  процесса: стереотипами, "зажимами", страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д.

      Задача помочь ребенку преодолеть эти подводные камни, определиться в своем отношении к компьютеру, найти свой способ самовыражения в информатике.

     Современные дети приходят в школу напичканные  различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой, иногда доходящий до фобий, опыт. Одна из задач школьных уроков информатики в части применения информационных технологий -  приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии, профориентации и т. д.

     Именно  создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности.

    В проектной деятельности ребёнок  наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Творческое  мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс  решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

    В проектной деятельности ребёнок  наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

     С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

     Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

     Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным  сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

     Организация метода проектов требует от преподавателя  большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

     В школе на уроках информатики перед  учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная  самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

     На  пропедевтическом этапе (5-6 класс) один проект выполняется, как правило, за один урок. Самыми любимыми темами, в силу развитого образного восприятия в этом возрасте, стали проекты, выполненные в среде графического редактора Paint: «Открытка маме», «Елочная игрушка», «Мои летние каникулы» и др. Нестандартные работы предлагают ученики по теме: «Ассоциации с погодой». Индивидуальность каждого выражается в произвольном выборе цветового и графического решения, а обязательность применения определенных инструментов и функций приложения служат в качестве закрепления пройденного материала.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики