Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся в базовом курсе информатики.

Объект исследования: процесс обучения информатике.


Предмет исследования – развитие творческих способностей на уроках информатики.

Гипотеза: Если использовать творческие задания в базовом курсе информатики, то это будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

• выявить сущность творческих способностей школьников;

• раскрыть условия развитии творчества учащихся на уроках информатики;

• рассмотреть отдельные формы работы, используемые в базовом курсе информатики, и выявить их роль в творческом развитии учащихся;

Содержание

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном учреждении.

1.1. Творческие способности и их компоненты как объект педагогического исследования.

1.2 Деятельность учителя информатики по развитию творческих способностей учащихся.

Глава II. Практические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках информатики

2.1. Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности.
2.2. Развитие творческих способностей учащихся с помощью графических редакторов.

2.3. Творческие задания и задачи на уроках информатики.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     При изучении базового курса (7-9 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы составить генеалогическое древо своей семьи необходимо общение с представителями старших поколений (бабушки, прабабушки), а итогом становится проект «Иерархическая модель. Генеалогическое древо  семьи», выполненный средствами векторной графики в Word. С огромным удовольствием выполняются и проекты-презентации на тему «Моя семья» в PowerPoint. В этом же приложении осуществляются и групповые проекты «Мой класс», «Моя школа», «Любимый город».

     С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская  и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.

     Работа  над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

     Современная система образования характеризуется  дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой подход приводит к тому, что после окончания учебного заведения учащимся необходимо заново учится применять полученные знания на практике.

     Защита  проектов проводится  в форме  лекций, презентаций или выступлений на ученическом сообществе «Интеллект». Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

     От  того, как ученик может применить  свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

     Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

     Применение  современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

2.2. Развитие творческих  способностей учащихся с помощью графических редакторов     

     Не стоит забывать, что на уроках информатики изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения данной темой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Курс «Компьютерная графика» является и общеобразовательным в том смысле, что он развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, формирует пространственное воображение и пространственные представления, обеспечивает графическую грамотность.

    Графика, элементы дизайна развивают творческие способности человека, формируют эстетический вкус, соединяют научно-техническое с эстетическим, способствуя тем самым гуманитаризации образования. Обучение графической культуре в современных условиях, как и любая другая деятельность, очевидно, должно вестись с использованием всего арсенала технологий, которыми располагает общество, в том числе и информационных. Изучение возможностей компьютерной графики, а также широкое ее применение как вспомогательного средства при изучении различных дисциплин становится неотъемлемой частью современного образования.

    Развитие  информационных технологий  в современном  мире обусловило появление большого количества компьютерных программ, в  том числе и различных графических  сред. Все это ставит педагога перед выбором сред  и созданием методов обучения работы с ними. Одной из важных задач является подготовка учащихся к профессиональному образованию. Педагог неотъемлемо решает задачу, как заинтересовать подростков и объединить их для совместной деятельности. Помимо этого, конечно, задача развития творческих способностей учащихся занимает одно из первых мест. Когда в учебниках по методике преподавания информатики говорят о школьном курсе, нацеленном на изучение обработки графической информации, то уточняют, что речь идет о «пользовательском» курсе, ориентированном в основном на  иллюстративную графику, создаваемую с помощью программ – графических редакторов.

2.3. Творческие задания и задачи на уроках информатики

    В творчестве для создателя важна  личная заинтересованность в результате проделанной работы и ее практическая реализация. Поэтому актуальным будет проведение каких-либо конкурсов, соревнований, например в рамках недели информатики. Здесь можно предложить ученикам создать символ класса или школы. В художественно-графических классах рисование орнаментов и витражей станет полезной в плане дальнейшей их реализации на других специальных предметах. Творчество – это также и умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Например, дав пример какого-либо объекта, можно попросить трансформировать его, проиллюстрировав тем самым различные сферы и способы применения данного объекта. Использовать графический редактор можно и для разработки стенгазет, поздравлений, объявлений, что часто необходимо в общеобразовательном заведении.

    Для развития творческого потенциала школьника  необходимо систематически обращаться к её эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями. А потому здесь возможным, особенно при знакомстве с возможностями и инструментарием графического редактора, становится такое задание, как попытка учащимися представить эмоцию, которую вызывает тот или иной предмет или явление. Это можно сделать, например, в технике авангардистов или абстракционистов.

    Оценки  за творческую деятельность предполагаются только положительные. При желании можно устроить коллективные просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки также могут быть учтены и мнения учащихся. Потому возможно предположить, что этот подход окажется востребованным в современной школе.

     Все дети любят играть, ведь это особая форма взаимодействия ребенка с миром. Первый программный продукт, с которым знакомятся учащиеся в начале изучения информатики – клавиатурный тренажер, который позволяет сформировать навыки и умения быстрого набора символов «слепым» методом. Помимо этого существует множество программ, которые можно использовать преподавателям других дисциплин: «Проверка таблицы умножения», «Курсор» и т.д. Их несомненным преимуществом является выставление отметки компьютером, с которым спорить бесполезно, да и родителям не пожалуешься, а соревновательный дух подстегивает отвечать лучше, что формирует положительную мотивацию учения.

    Легко применимыми умениями в жизни  каждого ребенка на сегодняшний  день, является работа с цифровыми фото и видеокамерами. Поэтому без всякого принуждения учителя дети работают с графическими редакторами, с удовольствием пользуются широчайшими возможностями по ретушированию, «состариванию» изображений. Создание коллажей, открыток, визиток и пр. очень нужных в повседневной жизни вещей вызывает не только восторг у детей, но и развивает интерес к предмету.

    Все перечисленные формы работы можно организовать по разному: в группах или индивидуально, попарно. Коллективные формы работы позволяют развивать волю к победе в общем деле, где главное – взаимопомощь, умение добиваться цели вместе. При индивидуальном подходе контролируются знания на разных этапах понимания и восприятия информации, ликвидируются пробелы, развиваются способности сильных детей.   

     Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски…Они ждут новых форм работы на уроке, в которых могли бы проявиться их активность, самостоятельность. Очень удачным являются творческие задания, развивающие способности детей, вызывающие повышенный интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.

       Заниматься развитием школьников необходимо целенаправленно и систематически. Тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей творческой деятельности личности. Развивать творческие способности легче через интересные задания.

     Творческому развитию учащихся на уроках информатики способствуют задачи и задания, позволяющие работать как на репродуктивном уровне, так и на творческом. Последние базируются на идее развивающего обучения. Они направлены на формирование системного мышления и активизацию творческого потенциала, умение находить нестандартные способы получения, осмысления и обработки информации. Следует отметить, что предлагаемые детям задания не являются чисто теоретическими, они связаны с реальными жизненными ситуациями, что поддерживает мотивацию школьников к изучению предмета.

     Задания творческого характера предлагаются всему классу. Критерии оценки таких  работ вырабатываются в процессе совместного с учащимися анализа  их «творений». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами  увидеть ученика и оценить  его реальный уровень знаний. Творческий процесс охватывает различные учебные курсы и способствует укреплению межпредметных связей.

 

  Заключение

В условиях обновления содержания и структуры  современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

       В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список литературы

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань, 1988. - 237 с.
  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002.
  3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. – Харьков, 1997. – 284 с.
  4. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. Большая российская энциклопедия, 2002 - 528с.
  5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002. – 260 с.
  6. Бочкин А.И., Гордеева З.Ю. Информатика: от ремесла – к технологиям и творчеству // Информатика и образование, 2004. № 1.
  7. Границкая А.С. Научить думать и действовать Книга для учителя М., Просвещение, 1991. – 175 с.
  8. Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся 10 – 11 классов // Информатика и образование – 2003 – №7. – C. 9 – 13.
  9. Дубов В.М. Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках информатики // Профильная школа. 2006. №6.
  10. Емельянова Л.М. Творческая сущность человека. – Спб., 2002. – 28 с.
 

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики