Профессиональная культура социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:58, реферат

Описание работы

В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога…………………………………..5
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры…………………………………………………………………………………………..5
2. Профессионально важные качества социального педагога………………………………………………5
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста……………………………………………………………………………7
4. Этический кодекс социального педагога…………………………………………………………………..8
Глава II. Профессиональное становление социального педагога…………………………………………10
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования…………………………………………………………………………………………………...10
2. Непрерывное образование социального педагога……………………………………………………….10
3. Профессиональное становление социального педагога и его этапы…………………………………...12
Глава III. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
1. Альтруизм — один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма………………………………………………………………………………………13
3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы……………………………………………………………………………….14
4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по Митр СП.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

   Что  сегодня  для  белоруса его Беларусь,  Родина? Это прежде  всего  те  люди,  с  которыми  человек  проживает свою   жизнь,   с  которыми  живет  постоянно. Это  —  сама жизнь.   С.Алексиевич   пишет,   что  "Родина  для  всех  — жизнь". Специфической чертой характера белорусского народа   является  толерантность,  т.е.  неприятие  шовинизма, национализма, терпимость в отношении того, что отлича­ется  от  традиционных представлений о  мире. Толерантность несовместима с национализмом. Может быть, поэтому сегодня все чаше говорят о том, что в педагогической практике   необходимо   опираться   на  понятие  "Родина" ("Бацькаушчына").   Именно  это  понятие тесно  связано с понятием "народ Беларуси".

   Перечисленные особенности характера белоруса проявляются в той среде, в которой он проживает. Безусловно, в каждом регионе Беларуси выявляются те или иные особенности белорусской ментальности. И сегодня, когда в рамках реформирования общеобразовательной школы разрабатываются вопросы деления республики на учебно-вос­питательные регионы (Н.К.Котович, НИО) и формируется содержательный компонент их функционирования, определенным образом должны использоваться национально-культурные и национально-психологические особенности тон среды, где развивается, формируется личность.

   Социальному педагогу необходимо учитывать все  компоненты процесса социализации и  этнизации личности, которые не могут  рассматриваться вне национальной культуры, потому что именно личность определенной культуры и есть объект его внимания. Поэтому нужно не только изучать основы этнопсихопедагогики белорусов и других этносов, но и понимать мир культуры личности, живущей в реальной ситуации[4, 152-159] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Управление профессиональным развитием социального педагога можно рассматривать в трех плоскостях:

   1.Формирование  личностных качеств уровня базовых социальных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает определенную центрацию педагога на личности клиента, его проблемах, стремлениях, мыслях и переживаниях, т.е. клиентоцентрированный подход, который отражает гуманистическую центрацию специалиста. В то же время существенны сосредоточенность на содержании и способах собственной профессиональной деятельности, творческий подход к делу, при котором достигаются высокие результаты.

   2.Теоретическая  подготовка и профессиональные знания (теоретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ социальной политики государства, правовых основ, теории и методики социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической работы.

   3.Технологическая  подготовка (операционно-деятельностная  плоскость). Умение проводить социологические  исследования, выбирать и реализовывать  технологии индивидуальной и групповой работы, организовывать практико-ориентированную деятельность детей и взрослых.

   Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма социальных педагогов:

   1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели:

   --осознанный выбор профессии;

   внутренняя  предрасположенность к социально-педагоги-ческой деятельности; --высокий уровень  коммуникативной культуры и профессиональной компетентности.

   2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование социально-педагогической деятельности.

   Характеристикой высокого уровня профессионализма социального  педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:

   -- аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);

   -- прогностические (выделение цели  деятельности, ее задач, отбор  способов осуществления, предвидение результата);

   -- проективные (определение программы  деятельности, исходя из системного понимания ситуации);

   -- рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);

   -- коммуникативные (владение культурой  межличностного общения)[3, 41-42].

   Пути  формирования социально-педагогической культуры специалиста

   Существует  множество путей формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.

   Первый  путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.

   В основе второго пути лежит углубление и расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает:

   а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;

   б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере;

   в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи;

   г) накопление опыта реализации своей  педагогической под-готовки в социальной сфере.

   Третий  путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.

   Четвертый -- проявление специалистом самостоятельности  в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.

   Пятый -- изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педагогическую подготовку.

   Шестой -- обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.

   Ведущая роль в овладении социально-педагогической куль-турой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре  профессионального самообразования  педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности специалиста, связанной с про-явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [5] Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста после выпуска в период его адаптации в последующей его профессиональной деятельности.

   Ни  один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социальной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересован-ной роли самого специалиста они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры[1,243-244]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы: 

   1. Бгажнокова Социальная педагогика: Пособие\ Под. ред. В. А. Никитина--М, 2000.

   2. Волкова Т.И Профессиональная  подготовка социального педагога\ Среднее проф. образование.-- 2002.-- №3.—с. 53-54.

   3. Зязюлькин П.В. Управление профессиональным  развитием социального педагога\ Управление качеством образованя  в интересах устойчивого развития общества, Мн., 2002.

   4. Калачева И.И. Профессиональное  становление школьных социальных педагогов: этнопсихологические аспекты--Мн., 2000.

   5. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального  самообразования педагога: Пособие\  Под. ред. Ю. М. Забродина—М., 1994.

   6. Коломинский Я.Л., Кривошеев В.А.О  задачах этнопсихологических исследований\ Психология.—1996.--№ 4.—с. 43-44.

   7. Клемантович И. Новая профессия—социальный  педагог\ Школа.—1998.--№3.—с. 14.

   8. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «Модак», 1996.

   9. Крылова Н. Б. Формирование  культуры будущего специалиста.—М., 1990.

   10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя.—М., 1992.

   11. Ляуко А.I. Тэарэтыка-метадалагiчныя  асновы станаулення сацыяльнай  педагогiкi як навукi\ Адукацыя i выхаванне.—1996.--№1.—с. 31-35.

   12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики.—М., 1996.

   13. Никитина Н.Н. Развитие ценностного  сознания учителя // Педагогика .-- 2000. --N 6.—с. 65-70.

   14. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1992.

   15. Мудрик А.В. Введение в социальную  педагогику.—Пенза, 1994.-- 180 с.

   16. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы--детям», Академия последипломного образования.—Мн., 2001.

   17. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие\ под. Ред. И.А. Зязюн.—М., 1989.

   18. Психология профессиональной подготовки: Никифоров Г.С., Зиничев А.Н. Спб, 1993.

   19. Сластенин В.А. Социальный педагог  и социальный работник: личность  и профессия\\ Теория и практика  социальной работы: отечественный  и зарубежный опыт: В 2 т.—Москва—Тула, 1993.

   20. Учителю о педагогической технике\ Под. ред. Рувинского.—М., 1987.

   21. Хозяинов Г. И. Педагогическое  мастерство преродавания: Метод. Пособие.—М., 1998.

   21. Шевелева С.С. К становлению  синергетической модели образования  // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1

   23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика  и технология работы социального  педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений\ Под.  ред. В.А. Сластенина.—М., 2001.


Информация о работе Профессиональная культура социального педагога