Профессиональная культура социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:58, реферат

Описание работы

В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога…………………………………..5
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры…………………………………………………………………………………………..5
2. Профессионально важные качества социального педагога………………………………………………5
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста……………………………………………………………………………7
4. Этический кодекс социального педагога…………………………………………………………………..8
Глава II. Профессиональное становление социального педагога…………………………………………10
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования…………………………………………………………………………………………………...10
2. Непрерывное образование социального педагога……………………………………………………….10
3. Профессиональное становление социального педагога и его этапы…………………………………...12
Глава III. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
1. Альтруизм — один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма………………………………………………………………………………………13
3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы……………………………………………………………………………….14
4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по Митр СП.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

   — уровень владения специалистом искусством педагогической деятельности (педагогическое мастерство);

   — развитие профессионально-важных (с  позиции педагогики) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социальной работы в интересах эффективности профессиональной деятельности.

   Педагогическое  мастерство складывается из:

   — владения специалистом педагогическими  технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;

   —  развития у него педагогической техники: самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного  воздействия на человека, культуры общения, культуры речи. 

   2. Профессионально важные качества социального педагога

   Профессионально важные качества выделяют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое  накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:

   Педагогическая  направленность — это особенности  развития и воспитания личности, характеризующие ее предрасположенность к педагогической деятельности, в том числе и в отношении людей — объектов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.

   Нравственные качества — это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагогической деятельности; нравственные чувства — удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворенность от добросовестного выполнения социальной работы, социально-педагогической деятельности, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешенности социальных проблем человека, несоблюдение моральных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявляются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравственных привычек.

   Коммуникативные качества (от лат. communico— делаю общим, связываю, общаюсь) — способность  быстро и правильно строить общение. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — тем человеком, кому нужна его помощь. Действенность его деятельности зависит от искусства его общения с клиентом. К коммуникативным качествам относятся:

   — контактность в общении — способность входить в общение с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие. Данные способности имеют важное профессионально значение для социального работника;

   — каждый человек способен в той  или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопедия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специалиста к вербальному или невербальному доминированию в процессе социальной работы с клиентом (внушение словом, интонацией или мимикой, жестами, действиями). Другими словами, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной работы с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искусством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.

   Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция социальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внутреннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

   — педагогическая наблюдательность.—  видение своих особенностей и  клиента, динамики их проявления. Для  социального работника исключительно  важным фактором выступает, что и  как он способен наблюдать в себе и в другой личности;

   — педагогическая интуиция — способность  видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и ее внутреннего состояния, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, а также возможности  решения стоящих перед ним  социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способнос­тей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция  может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для социального педагога исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной са­мореализации;

   — рефлексия — умение видеть себя глазами другого человека. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности. Рефлексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в процессе профессиональной деятельности, общении, взаимодействии;

   —  педагогическое мышление — это способность  социального работника осознанно  использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;

   — педагогическое воображение — это способность специалиста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему определять наиболее целесообразное поведение и выбирать способ решения социальной проблемы клиента.

   Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педагогических задач, накопления опыта наиболее целесообразного разрешения педагогических ситуаций по отношению к различным категориям клиентов.

   Эмоциональные качества личности характеризуют переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе социальной работы и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К ним относятся:

   — эмоциональная устойчивость — самообладание, способность к саморегуляции позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различных условиях профессиональной деятельности и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;

   —  эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения. Социальный работник работает с человеком, живым существом. В этих условиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходимые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодействия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.                                                                                      

   Практика  работы специалистов социальной сферы  показывает необходимость учета  особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социального работника. С этой целью рекомендуется:

   — проводить профессиональный отбор  специалистов, рекомендуемых для  работы в социальной сфере: здесь  не могут работать люди, чуждые эмпатии, — и в то же время в зависимости  от глубины выраженности эмпатии  необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответствующие сострадания. Для этой категории специалистов, особенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;

   — сопереживания специалиста в  работе с клиентом должны носить внешне-эмоциональное  проявление, не переносимые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет  все до глубины души переживать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессионального актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реальной деятельности по оказанию помощи в решении его социальных проблем;

   — активно учиться управлять своими чувствами и при возрастании  переживания уметь переключаться, снимать возрастающее эмоциональное  напряжение;

   — добиваться внедрения правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении  с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.

   Своеобразие усвоенного практического опыта  специалиста, развитие его профессионально  важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — во внутренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога. 

   3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.

   Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.

   Индивидуальный  стиль педагогической деятельности — это своеобразие индивидуального  проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает:

   а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек;

   б) нравственный идеал специалиста  в профессиональной деятельности, определяет сформировавшееся у него отношение  в социальной работе. Каждый специалист в своей профессиональной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Изменение стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности;

   в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей работе с ним;

   г)  своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности социального  работника через:

   — реализацию педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности. Педагогическая подготовка способствует наиболее полному проявлению педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает существенное влияние на ее результативность;

   — проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного  и опосредованного воздействия  на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал

   д) педагогический такт и этика в  процессе социально-педагогической работы

   е) достигаемые результаты в работе специалиста [1, 240]. 

   4. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.

   Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы профессию социального педагога избирали люди особых личностных качеств.

   Деятельность  социального педагога --это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога--эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.

Информация о работе Профессиональная культура социального педагога