Профессиональная культура социального педагога

Дата добавления: 07 Июня 2012 в 21:58
Автор: N**********@yandex.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (38.81 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

реферат по Митр СП.doc

  —  157.50 Кб

   Федеральное Агентство по Науке  и образованию

   Уральский государственный  педагогический университет

   Институт  социального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Кафедра социальной педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

   Профессиональная  культура социального  педагога 
 
 
 

   Реферат по методике и технологии работы социального педагога

   студентки 3 курса заочного отделения

   группы 353 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Екатеринбург, 2011г.

   Содержание 

   Введение………………………………………………………………………………………………………...3 

   Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога…………………………………..5

   1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры…………………………………………………………………………………………..5

   2. Профессионально важные качества социального педагога………………………………………………5

   3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста……………………………………………………………………………7

   4. Этический кодекс социального  педагога…………………………………………………………………..8 

   Глава II. Профессиональное становление социального  педагога…………………………………………10

   1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования…………………………………………………………………………………………………...10

   2. Непрерывное образование социального педагога……………………………………………………….10

   3. Профессиональное становление социального педагога и его этапы…………………………………...12 

   Глава III. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13

   1. Альтруизм — один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13

     2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма………………………………………………………………………………………13

   3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной  работы……………………………………………………………………………….14

   4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога……………………………………………………………14 

   Заключение……………………………………………………………………………………………………17 

Список  литературы…………………………………………………………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Достижение  и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего  социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических  и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками,  позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень званий и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области.

     Внутренняя культура социального  педагога-- это тот стержень, та  основа, которая во многом определяет  его поведение в различных  жизненных ситуациях, профессиональной  деятельности» Следовательно, речь  идет не только об уровне  знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Изложенное позволяет выделить основные компоненты внутренней культуры специалиста социальной сферы:

   а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками — индивидуально-личностный уровень;

   б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (ми­ровоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рациональный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педагогические знания и как усвоены специалистом, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;

   в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутренней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Данный компонент формируется и укрепляется в процессе овладения опытом социально-педагогической деятельности. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятельности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в познании и овладении новым опытом социальной работы- Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение специалиста к педагогической деятельности, потребность в педагогическом самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внутреннюю нравственную культуру.

   Рациональный  и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются  самой личностью, через ее волевой  компонент. Он характеризуется сформированными  нравственно-волевыми качествами специалиста  определяющими его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.

   Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста — это то, что находит  повседневное проявление в его от ношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:

   а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний  вид, привычки, манеры и прочее) —  личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогическую сторону личности как специалиста;

   б) собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста  в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) специалиста  — поведенческий уровень педагогической культуры. Данный уровень характеризует повседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;

   в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом, искусством педагогической деятельности, его педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности;

   г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Специалист может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, эффективно реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и ее результативность часто зависят от его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку - объекту его социальной работы, - особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня--внутренней педагогической культуры.

   В условиях роста экономической обусловленности  взаимоотношений людей в профессиональной сфере проблема отношения к объекту, самой социальной работе и ее результативности становится особенно актуальной. Социальная работа является сферой преимущественно  не коммерческой, а государственной и волонтерской деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что в новых условиях нравственная позиция личности социального работника приобретает особое значение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.

   По  своей сути внутренняя педагогическая культура специалиста - - это накопленный  им социально-педагогический опыт как  составная часть социальной работы и эмоционально-чувственное отношение  к ней; внешняя культура — индивидуальный стиль профессиональной деятельности этого же специалиста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней[1,232]

   Актуальность  исследования:

   В связи с увеличением заказа в  сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава I. Структура профессиональной культуры социального  педагога 

   1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры

   Рассмотрим  содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.

   Прежде  всего -- это сам специалист как  личность, как носитель реальной педагогической культуры. При оценке педагогической культуры специалиста видят прежде всего проявление в профессиональной деятельности конкретного человека — социального педагога.

   Личный  социально-педагогический опыт специалиста  как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого социального педагога, его теоретический и практический опыт, личностные социально-педагогические качества.

   Личность  специалиста --это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-педагогического  опыта специалиста. Именно через призму личности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практического опыта.

   Теоретический социально-педагогический опыт это  те медицинские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания — необходимый компонент — предрасположения и предостережения, которые надо учитывать специалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.

   Практический  опыт представляет собой усвоенные  умения и навыки — это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике специалиста и может быть им использован в типичных ситуациях.

     Педагогический опыт по содержанию  включает в себя:

Страницы:12345следующая →
Описание работы
В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога…………………………………..5
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры…………………………………………………………………………………………..5
2. Профессионально важные качества социального педагога………………………………………………5
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста……………………………………………………………………………7
4. Этический кодекс социального педагога…………………………………………………………………..8
Глава II. Профессиональное становление социального педагога…………………………………………10
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования…………………………………………………………………………………………………...10
2. Непрерывное образование социального педагога……………………………………………………….10
3. Профессиональное становление социального педагога и его этапы…………………………………...12
Глава III. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
1. Альтруизм — один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма………………………………………………………………………………………13
3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы……………………………………………………………………………….14
4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………