Проблема происхождения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:15, реферат

Описание работы

Многовековые исследования и попытки решения этих вопросов породили разные концепции возникновения жизни: креационизм – божественное сотворение живого; концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого вещества (ее придерживался еще Аристотель, который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы); концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда; концепция панспермии – внеземного происхождения жизни; концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

Работа содержит 1 файл

иришке.docx

— 96.73 Кб (Скачать)

     Не  только трудолюбие, но и понимание  прекрасного характерно для человека неолита. Сложные узоры, украшающие глиняные сосуды, делали их произведениями искусства! Через мир богато орнаментированной керамики шло эстетическое воспитание и развитие, формировались новые идеи и образы. Человек неолита украшал свое жилище фигурками людей и животных, сделанных из бивня мамонта, разнообразными статуэтками из глины, дерева и других материалов. Очень широко было распространено украшение одежды, оружия, утвари резьбой, вышивкой и т.д. При этом декоративные традиции охотничьих, земледельческих и скотоводческих племен имели свои особенности, отражавшие их быт и род занятий. В неолите начал стремительно формироваться вещный мир, культура. Вследствие неолитической революции материальная культура вышла на первый план, тогда как духовная превратилась как бы во второстепенный феномен, испытывая серьезное влияние материальных факторов в культуре. И в то же время изобразительное искусство эпохи неолита как бы свидетельствует о некотором регрессе. В отличие от реалистического изобразительного искусства палеолита, оно становится условно-схематичным. Человек неолита как бы разучился рисовать или умышленно не стремится к сходству с оригиналом. Причина такого странного изменения стиля еще не до конца изучена. Некоторые ученые считают, что это может быть связано с развитием абстрактного мышления.

     Специфика труда земледельцев и скотоводов способствовала накоплению и первичной  систематизации различного рода знаний о живой и неживой природе. Был создан солидный задел для  формирования своего рода преднауки. Накапливались знания в области селекции искусственного отбора наиболее полезных животных. Появились первые счетные приспособления связки соломы, кучки камней, шнуры с узелками или нанизанными на них раковинами.

     По  мере накопления знаний человек неолита все меньше отождествлял себя с природой и все больше осознавал свою зависимость от неведомых ему сверхъестественных добрых и злых сил, которые определяли его жизнь. Эпоха неолита сформировала простой и понятный для всех принцип, актуальность которого сохранилась и в начале XXI века: в мире идет извечная борьба доброго и злого начал. Неолитический человек старался умилостивить силы зла и поклонялся добрым силам, как своим защитникам и покровителям. В центре религиозных верований находились силы природы, особенно солнца и земли, дальнейшее развитие получил материнско-родовой культ хозяек и хранительниц домашнего очага. Религиозные верования неолита усложнились, создавая и поддерживая множество норм и табу, складывалась магическая практика, которая всецело являлась монополией жрецов и колдунов. Жрецы окончательно взяли на себя установление связи между человеком и богами, причем в особо отведенных для этого местах. Развитие земледелия, скотоводства, ремесла новый уровень благосостояния и образ жизни привели к изменению человека, раскрыли его способности, которые он уже осознавал как свое личное умение, мастерство, искусность. Уже не требовалось на каждом шагу прибегать к помощи богов. Тем более, что и боги, благодаря усилиям жрецов, не позволяли себе терпеть каждодневные просьбы от человека. Со времен неолита боги отдалились от человека, но и сам человек отдалился от богов.

     В неолите жреческая корпорация монополизировала не только сферу религиозных верований. Культовые комплексы становились особыми научными центрами, где проводились регулярные научные наблюдения, медицинские манипуляции, а жрецы стали первой интеллектуальной профессией на Земле.

     В конце неолита начался переход от устного способа хранения и передачи информации к письменному. Появилось рисунчатое письмо пиктография. Это пока еще не письмо в полном смысле этого слова, хотя и оно позволяло делать довольно сложные записи. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков, т.н. узелковое письмо. Настоящее знаковое иероглифическое письмо появилось позже, став сигналом возникновения цивилизации. Стремительно двигаясь в направлении прогрессивного развития, человек неолита уже встал одной ногой на первые ступеньки цивилизации: появились протогорода, т.н. поселки городского типа, монументальное строительство, начала письменности. Следующий, решающий шаг человек сделал уже в бронзовом веке, пройдя кризис и потрясения эпохи энеолита.

 Энеолит эпоха перехода к цивилизации

 

     В IV тысячелетии до н.э. на смену каменному  веку, длившемуся 2,6 млн. лет приходит век металла. Один из первых, если не самый первый металл, использованный человеком, - медь. Ее залежи имелись  на Синайском и Балканском полуострове, в Малой Азии, на острове Кипр, на юге Китая, на территории современного Ирана, Армении, Португалии, Испании, Франции, Англии, Австрии и Венгрии. Переход от камня к металлу занял тысячелетия: на Ближнем и Среднем Востоке V III тыс. до н.э., в Европе с III тыс. до н.э. Наступило время, когда изделия из камня уже не были единственными, а медные еще не получили широкого распространения. Этот переходный период называют энеолитом либо халколитом, т.е. медно-каменным веком.

     На  этом отрезке истории человечество успешно осваивало новый материал медь. Но полностью вытеснить каменные, медным изделиям так и не удалось. Рабочие свойства камня в ряде случаев оказались выше меди, к  тому же пригодный для изготовления орудий труда камень имелся повсюду, а залежи меди располагались лишь в некоторых районах. Медь, уступая  по твердости камню, была, однако, гораздо  более удобным, податливым и ковким материалом, которому можно было придать  любую форму. Даже самые совершенные  каменные орудия были трудоемки в  изготовлении и недостаточно надежны  в применении, чтобы удовлетворить  разнообразные, все усложняющиеся  потребности. На изготовление каменного  топора уходили месяцы напряженного труда. Используя медь, это можно  было сделать значительно быстрее. Сломанные каменные изделия нельзя исправить, а медные легко поддавались  переплавке. Рыболовные крючки, иглы, наконечники  копий, сделанные из меди, технически более совершенные, чем каменные. Гвозди, проволока, трубы, которые в  условиях развивающегося строительного  дела стали пользоваться особым спросом, вряд ли можно сделать из камня. К  тому же энеолитическая металлургия, не отличаясь сложностью, была проста и доступна любому человеку: сначала медную руду обжигали на костре, а затем ее нагревали в смеси с древесным углем в примитивной плавильной печи. Итак, с появлением меди перед человеком открылись такие возможности, которых не было у его предков ни в неолите, ни в мезолите и, тем более, в палеолите.

     Появление металла сыграло исключительную роль в развитии всех видов хозяйственной  деятельности человека и сопровождалось крупными изменениями в технологии, в экономической и социальной жизни, в усилении торгового обмена и военных столкновений между племенами. В итоге раннеземледельческий мир стал постепенно переходить к цивилизации. Это был не простой поступательный процесс. Шли сложные преобразования во всех сферах жизнедеятельности. Переход у цивилизации осуществлялся в обществах раннеземледельческих культур. Они были самодостаточны и способны к саморазвитию. Однако, выход из родового коллектива в цивилизацию проходил в разделенном обществе (разделение труда, разделение производства, разделение общества и т.д.), что противоречило самой природе раннеземледельческого мира. Эпоха медно-каменного века открыла перед человеком новые возможности, сохраняя старые родовые традиции. Наступало время хаоса, неустойчивости и нестабильности. В целом возросла неупорядоченность и неравномерность динамики исторического развития человечества. И в этом состоит отличительная особенность энеолита.

     В пору медно-каменного века проявились противоречивые последствия первого общественного разделения труда на земледельческий и скотоводческий. Первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета. Специализация хозяйственной деятельности племен завершилась. Но даже в эпоху энеолита не существовало чисто земледельческих племен, ибо земледельцы продолжали заниматься подсобным скотоводством, охотой и рыболовством. Они продолжали опираться на выработанные ранее традиции земледельческой культуры, при этом максимально реализуя опыт и возможности земледельческого труда. Появление металла стимулировало потребности земледельцев в совершенствовании своих орудий труда. Появились медная мотыга и лопата, которые существенно облегчили труд человека, повышая при этом его производительность. Жители Египта, Двуречья, Иранского нагорья изобрели плуг и наряду с мотыжным стало развиваться плужное земледелие.

     Три великие реки Нил, Евфрат и Инд человек освоил, переходя к цивилизации. В долинах этих рек появились первые речные цивилизации. В результате очередного экологического кризиса, связанного с таянием и окончательным исчезновением ледников на севере, юг переживал тяжелейшую засуху. Земледельцы, обитавшие в долинах Нила, Евфрата, Инда, жили в весьма неблагоприятных условиях. Эти южные реки текут через зону пустыни и очень жарких степей, где без искусственного орошения хлеб расти не может. К тому же реки периодически сильно разливаются, затопляя посевы. В Египте почти никогда не бывало дождей, а в Месопотамии в ноябре и декабре шли беспрерывные дожди, остальное время года засуха. Столь сложные условия требовали новых приемов и принципов обработки земли и прежде всего освоения поливного земледелия. Переход к цивилизации сделал отказ от длительно существовавшей традиции земледельческой культуры необходимым и неизбежным. Устанавливалась новая более динамичная культура сельскохозяйственного труда. Человек энеолита научился собирать, сохранять и равномерно распределять бесценную влагу регионов.

     В Египте разгораживали поля земляными  валами. Отстаиваясь после разлива, вода оставляла плодородный ил и, когда ее спускали, ил надолго сохранял влагу, которой теперь хватало не только для посева, но и для периода  взращивания злаков. В период разлива Евфрата воды отводились в специальные водохранилища, откуда в дальнейшем их можно было несколько раз подавать на поля. Реально осуществить такие ирригационные работы в медно-каменном веке можно было только нескольким объединившимся общинам. При этом организационной стороной дела, вероятно, занимались культовые вожди жрецы. Освоение речной ирригации было возможно только там, где почва была достаточно мягкой, берега рек не слишком круты и каменисты, течение не слишком быстрое. Там, где организованная речная ирригация оказалась возможной, даже эти примитивные оросительные сооружения позволили расширить посевную площадь, а тучная илистая почва стала приносить обильные урожаи. Земледельцам, обитавшим на Ниле и на Евфрате уже к концу IV тыс. до н.э. посевы давали 10-20-кратные урожаи.

     Рост  урожая был исключительно благоприятным  и для развития скотоводства. Часть  выращенного урожая шла на корм скоту, способствуя росту его поголовья. По мере увеличения стад их владельцам все шире приходилось использовать подножный корм и там, где это  было возможно, передвигаться в поисках  пастбищ. Нередко часть племени занималась преимущественно земледелием, другая часть преимущественно скотоводством. В тех местах, где имелись благоприятные условия, например, в полосе степей, основным видом хозяйственных занятий было скотоводство. Оно обеспечивало племя продуктами питания и давало материал для изготовления одежды. Как правило, скотоводческое племя обитало в одном месте, вплоть до полного истощения пастбищ. Когда по этой причине или из-за засухи выпас скота в данном районе становился невозможным, скотоводы массами переселялись в другие места, уходя все дальше от районов своего первоначального обитания. У скотоводов, живших в степях, богатых травами, не было нужды заниматься земледелием. Степное скотоводство давало столько продуктов, что позволяло их избыток обменивать на хлеб и все самое необходимое человеку того времени. Однако, цивилизации складывались там, где торжествовал оседлый образ жизни.

Информация о работе Проблема происхождения человека