Проблема происхождения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:15, реферат

Описание работы

Многовековые исследования и попытки решения этих вопросов породили разные концепции возникновения жизни: креационизм – божественное сотворение живого; концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого вещества (ее придерживался еще Аристотель, который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы); концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда; концепция панспермии – внеземного происхождения жизни; концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

Работа содержит 1 файл

иришке.docx

— 96.73 Кб (Скачать)

     Вместо  стадной организации жизни появился род и родовая община. Прежде в стаде архантропов никаких родственных различий не существовало: никто не мог сказать, чей он сын, кто доводится ему дядей, братом, племянником. В стаде все были родственниками, но родства не знали. Как и когда возник род до конца не ясно, но начинался он с экзогамии запрета брачных отношений между кровными родственниками. Возможно, более подвижные мужчины-охотники во время довольно длительных охотничьих экспедиций вступали в брачно-половые контакты с женщинами из других стад, и эти отношения со временем были приняты как более приемлемые. Конфликты и столкновения из-за женщин уменьшились, существенно меняя жизнь первобытных людей. Вместо стада появился экзогамный коллектив род, внутри которого браки окончательно запрещались, а члены рода составляли родовую общину. Первой формой брака в истории человечества был групповой брак, когда женщины всех поколений одного рода являлись реальными или потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. На первых этапах родство считалось только по женской линии. Человек знал свою мать, бабку, прабабку, но не знал, кто его отец, дед и прадед. Такой род назывался материнским.

     Первоначальное  появление материнско-родовой общины связано с особым положением, занимаемым женщиной. На нее возлагалось все, что было связано с оседлостью: уход за жилищем и очагом, воспитание детей, приготовление пищи, шитье одежды, хранение продуктов. Женщины составляли ядро рода. К тому же они, вероятно, обладали значительной выносливостью. В период преобладания собирательства женщина играла главную роль в добывании средств к существованию. Чтобы прокормиться, человек-собиратель должен был проходить в сутки 25-30 километров. Материнская родовая община, которая насчитывала от 25-30 до 200-300 человек, являлась уже сформировавшимся готовым человеческим обществом.

     В качестве жилищ Человек разумный продолжал использовать пещеры. Но даже в самые отдаленные времена людей было больше, чем пещер, которых на всех не хватало. Ясно, что Гомо сапиенс жил и на открытых местах. Лето можно прожить у костра, а зимой в ледниковый период такую жизнь не вынесет никакой, даже самый закаленный человек. Поэтому уже с эпохи палеолита Гомо сапиенс начал строить себе простейшие жилища наземные и землянки. Землянки были рассчитаны на несколько десятков человек и состояли из ряда секций с очагами, которые обогревали и освещали помещение. Уже появились и первые осветительные приборы лампы из камня, в выдолбленном углублении которого, помещался жир и фитиль. Некоторые землянки служили мастерскими для изготовления каменных орудий труда, другие для хранения запасов пищи.

     Жизнь Человека разумного, как и его предка неандертальца, в огромной степени зависела от природы и климатических условий, а последние были весьма суровыми, ибо наступило очередное похолодание. Удачное время обильной добычи чередовалось с периодами голода, смертность была очень высока, особенно среди детей и пожилых. Людей на земле было очень мало и число их увеличивалось крайне медленно. Плотность населения составляла всего 2-3 человека на 100 кв. км. Время от времени родовая община кочевала вслед за движением стад животных.

     От  своих предков Гомо сапиенс унаследовал  умение трудиться, изготовляя для этого  простейшие орудия. Однако, каменное производство уже начинало давать некоторый сбой, ибо наступал век северного оленя  с его роговой и костяной индустрией. В пору ее расцвета изготовляли костяные или из рога оленя наконечники  копий, гарпуны, рыболовные крючки, иглы и другие орудия.

     Основное  время Человек разумный тратил на охоту и собирательство, которыми он вынужден был заниматься, т.к. это был необходимый источник средств существования. Некоторое значение уже начало приобретать рыболовство. Охота велась на северного оленя, который давал мясо, жир для освещения, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, рог и кость для изготовления орудий, скульптур и поделок. Там, где не было оленей, охотились на дикую лошадь. Известно, что это пугливое животное, поэтому для охоты на них человек создал орудие дальнего действия копье, бросаемое с помощью копьеметалки. Рыбак того времени, уходя на рыбалку, брал с собой не только сети, но заостренные короткие костяные стерженьки, подобие нынешних рыболовных крючков, а также гарпун.

     Уже довольно четко прослеживалось половозрастное разделение труда: мужчины изготовляли орудия, занимались охотой и рыболовством, женщины собирательством, приготовлением пищи, воспитанием детей, в целом содержанием домашнего очага как целостной стационарной хозяйственной базы.

     Гомо  сапиенс уже не только работал  и совершенствовал орудия труда, приобретая некоторую независимость  от природы. Постоянно преодолевая  барьеры страхов и опасностей, он накапливал наблюдения о растениях  и животных, о явлениях окружающего  мира. Гомо сапиенс был энергичным и любознательным, а знание привычек животных заменяло ему быстроту и  сноровку. Выносливость его просто поразительна: по несколько дней он мог преследовать оленя, зная, что  тот нуждается в отдыхе больше, чем человек.

     Гомо  сапиенс потому и стал Человеком разумным, что умел не только трудиться, но и отдыхать. В родовой общине все одинаково заинтересованы и в работе, и в отдыхе. Однако мужчины и женщины отдыхали по-разному. На долю женщин, даже в эпоху матриархата отдыха выпадало гораздо меньше. Труд женщин был разнообразнее труда мужчин. Именно это разнообразие занятий, их частая смена в течение дня и позволяла женщинам обходиться меньшим временем для отдыха. Мужчины отдыхали нерегулярно, только после удачной охоты и рыбной ловли.

     Чем же заполнял свой досуг Гомо сапиенс? В часы досуга, возможно, устраивались представления с танцами и  музыкой. Зарождение танца относится  к эпохе палеолита и возник он из ритмов трудовых процессов. Первая песня Человека разумного это ритмованная речь, речитатив, а музыка возникла позже. Появились первые музыкальные инструменты ударные из кости и дерева или натянутого куска кожи. Первобытные танцы подражательные, когда человек имитировал сцены собирательства, охоты и рыболовства.

     Важную  для отдыха психологическую разгрузку  видимо несло и первобытное искусство. Пещерные и наскальные росписи поражают своим великолепием. Зачатки творческой фантазии были присущи уже неандертальцу, но именно Гомо сапиенс впервые начал создавать не только то, что полезно и необходимо, а и то, что отражало его внутренние переживания и чувства. Первобытный охотник, в минуты отдыха или готовясь к обряду, запечатлел на стенах пещер образы окружающего его мира, которые его больше всего интересовали и волновали, причем эти образы удивительно реалистичны. Пещеры с рисунками Человека разумного нашли в Испании, во Франции, в Италии и на Урале. На стенах этих пещер и на скалах нарисованы фигуры животных и сцены охоты. В Альтамирской пещере в Испании на потолке различными красками изображено стадо бизонов и других животных. Длина фигур составляла 2,25 м. В Каповой пещере на Урале рисунки располагались в глубине, на втором труднодоступном ярусе, где были изображены мамонты, лошади и носороги. Сотни фигур украшали стены пещеры Ласко на юго-западе Франции. Здесь можно увидеть головы оленей, лошадей, козлов, быков, бизонов и носорогов. Пещеру Ласко называют Сикстинской капеллой первобытной живописи, ибо ее рисунки так ярко и величественно выразили духовные устремления и творческое вдохновение первобытного художника.

     Завершение  процесса сапиентации совпало с широким распространением круглой скульптуры. Как правило, это было изображение обнаженных, реже в одежде, женщин. Размер статуэток невелик 12-15 см., а вырезаны они из мягкого камня или кости. Эти, как их называют, палеолитические Венеры найдены в России (Костенки возле Воронежа), Словакии, Франции. Бельгии, Италии, Германии, Австрии. Принято считать, что эти фигурки изображают богиню-прародительницу, так как они подчеркнуто выражают идею материнства и плодородия. У человека разумного уже появилось и желание украсить окружающие его вещи так рукоять кинжала превратилась в фигурку оленя, на копьеметалке он изобразил куропатку.

     Огромная  роль природы и животного мира отразилась в религиозных представлениях Человека разумного, о чем свидетельствует наличие культа зверя и распространившийся тотемизм.

     Где же происходил процесс сапиентации? В каком географическом регионе сформировался Человек разумный современного вида? Где его прародина?

     Первые ареалы возникновения первобытных людей находились в пределах экваториального и тропического поясов Африки и Азии. 1 млн. лет назад африканские архантропы начали двигаться на север, проникая на территорию Европы. Охотники позднего палеолита стали постепенно расселяться из ранее освоенных мест в пустынные до того области Северной Европы и Азии на колоссальные пространства суши, освободившиеся от ледникового покрова. В позднем палеолите 140-150 тыс. лет назад были заселены Сибирь, территория Северной Германии. Двигаясь через узкий в то время Берингов пролив, древние поселенцы оказались на Аляске и заселили Америку. За 10 тыс. лет до н.э. все материки, кроме Антарктиды, были уже в той или иной мере заселены. Согласно теории полицентризма существовало несколько центров становления современного человека. По мнению сторонников моноцентрической теории решающую роль сыграл один ареал. Со временем стала преобладать теория широкого моноцентризма. Она исходит из того, что сапиентация происходила хотя и в одном, но весьма обширном регионе Земли это Юго-Западная Азия, Северо-Восточная Африка и Южная Европа. Этот регион охватывает огромную территорию, откуда шло в дальнейшем расселение наших далеких предков по всей земной суше.

     Расширение  первоначальной ойкумены и процесс сапиентации способствовали формированию человеческих рас. На их возникновение оказали влияние два основополагающих фактора приспособление к среде, несомненно различающейся на разных материках, и изоляция на обширных пространствах целых материков, возникавшая вследствие наличия достаточно резких естественных рубежей между материками. Образовалось три расы европеоидная, негроидная и монголоидная. Они более или менее совпадают с границами материков. Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, а также в Юго-Западной Азии и Северной Африке, монголоидная в Азии, представители негроидной расы населяли Африку.

     10-12 тыс. лет назад человек заселил,  вероятно, около трети современной ойкумены, или 40 млн. кв. км. Однако размещение людей на земле отличалось большой неравномерностью. Основная часть населения находилась в пределах прародины человечества. 12 тыс. лет назад начался великий переворот в природе, равный экологическому кризису. Как отразился он на жизни первобытных людей? Каковы дальнейшие шаги человека на пути к становлению первых цивилизаций?

      Мезолит рубеж истории человечества

     12 тыс. лет назад на Земле резко  повысилась температура, что привело  в одних регионах к таянию  ледника, в других к сильной  засухе. Причем засухой были охвачены  именно те районы, где в основном  концентрировалось население Евразии  в период ледниковья. Предполагают, что общее потепление началось либо в результате падения естественного спутника Земли, либо из-за изменения ее магнитного поля, т.н. смены полюсов. Оно привело к длившемуся несколько тысячелетий переходу от ледникового к современному климату, к изменению географического ландшафта, растительного и животного мира, к остепенению лесостепей и опустыниванию степей, к образованию новых рек и подъему на 100 м уровня воды в Мировом океане. Резкие изменения природных условий привели к вымиранию мамонта и других крупных животных, которые прежде доставляли человеку основную пищу. С таяньем ледника травы стало меньше, и мамонты шли за ней на север, добираясь до Таймыра и Чукотки, но участь их была предрешена. В отличие от северных оленей, мамонты так и не смогли приспособиться к новым условиям полярной тундры. На огромных пространствах, освободившихся от ледникового покрова, образовались леса, в которых водились быстроногие нестадные животные (лоси, зубры, косули, медведи, кабаны). Охота на них, как и на других проворных мелких зверей и водоплавающих птиц, прежними методами не годилась. Человек подошел к изобретению лука и стрелы, которые совершили переворот не только в его жизни, но способствовали формированию нового экономического уклада и переворота в истории развития человечества. Человек подошел к возможности не только существенно уменьшить свою зависимость от природы, (став Человеком разумным, он стремится к этому постоянно), но и перейти к воспроизводству основных продуктов питания. Потребность выживания в новых условиях стимулировала развитие более совершенной техники микролитов.

Информация о работе Проблема происхождения человека