Проблема происхождения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:15, реферат

Описание работы

Многовековые исследования и попытки решения этих вопросов породили разные концепции возникновения жизни: креационизм – божественное сотворение живого; концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого вещества (ее придерживался еще Аристотель, который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы); концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда; концепция панспермии – внеземного происхождения жизни; концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

Работа содержит 1 файл

иришке.docx

— 96.73 Кб (Скачать)

     Человек прямоходящий жил преимущественно в Юго-Восточной и Восточной Азии. Условия для жизни здесь райские теплые тропики. Здесь никогда не было оледенения как в Европе. Растительность круглый год снабжала всех пищей. Если и был на земле рай сад Эдема, где жили первые люди Адам и Ева, то он должен быть здесь, считал Дюбуа. Не случайно в джунглях Борнео и Суматры до сих пор живет лесной человек, как называют местные жители орангутанга.

     Архантропы жили первобытным человеческим стадом от 20 до 40 человек. Они вели бродячую жизнь, передвигаясь по берегам рек, озер и в глубине лесов. В жару и дождь древнейший человек в качестве убежища использовал густые деревья и кусты. Изредка он делал примитивные шалаши-навесы из наскоро набросанных ветвей. Постепенно архантроп начал осваивать и приспосабливать для своих нужд готовые природные жилища пещерные навесы и гроты. Как правило, он обходился без одежды или же ограничивался накидками из невыделанных шкур животных. Добывать огонь архантроп еще не умел, но ему удавалось поддерживать некоторое время огонь, возникший от удара молнии. Огонь использовался не только для согревания своего дома, но и в качестве средства борьбы с хищниками. Вооруженные пылающей головней старики, женщины и дети могли противостоять любому зверю. На огне также поджаривалось мясо животных, плоды и коренья. Изменился и образ жизни архантропа. Начали возникать охотничьи лагеря и первые более или менее постоянные поселения. Для более успешной охоты и собирательства древнейший человек подрабатывал (например, заострял, укорачивал и т.д.) форму орудий труда из камня, дерева и кости. Орудиями труда этого времени были ручные рубила, которые, как правило, универсальны по своему назначению. Первобытный человек выполнял ими все работы, при которых необходимо прочное острие и массивные режущие лезвия. Ими можно было наносить мощные удары копать землю, рубить, резать. Рубило незаменимо также при защите и нападении. В качестве орудий древнейший человек употреблял и отщепы, которые появлялись в результате обтесывания гальки. Эти отщепы заменяли архантропу острые клыки и когти. С изготовлением орудий труда начинается человеческий труд.

     Но  одновременно с возникновением трудовых актов стали происходить сложные  изменения психики. Труд невозможен без мобилизации памяти и воли. Они стали играть важную роль в  формировании образного мышления и  сознания архантропа. Первыми проявлениями сознания были мыслительные акты, происходившие в самом процессе труда по изготовлению орудий. Но мышление древнейшего человека этим не ограничивалось. Осмысленными становились охота и собирательство, ибо в этих видах деятельности он обучался предвидеть результаты, как-то планировать свои действия. Охота по своей природе деятельность стадная, коллективная. Она требовала координации действий друг с другом. Так возникла древнейшая речь, которая была в основном звуковой (гортанные звуки и выкрики), но значительно дополнялась вспомогательными средствами выражения мыслей мимикой, телодвижениями и жестами.

     Прямохождение и другие изменения человеческого тела постепенно меняли голос архантропа. Исчезли нечеткие крики, появились звуки с более тонкими оттенками. Они существенно отличались от тех, которые издавали обезьяны. Ф. Энгельс писал: Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.

     Древнейшие  люди унаследовали присущий животному  миру зоологический индивидуализм. Он приводил к многочисленным конфликтам в стаде архантропов, ибо гаремный характер семьи создавал вождю стада моногамию на самок. С появлением сознания и речи началось обуздание агрессивности и индивидуализма отдельных состадников. Во имя спокойствия остальных их даже убивали. Появилось табу на гаремную семью, и возник промискуитет неупорядоченные брачно-половые отношения. Промискуитет Человека прямоходящего не был ограничен ни во времени, ни в пространстве, что продолжало приводить к внутристадным конфликтам. Многие стада архантропов не могли выйти из этого кризиса, деградировали и вымерли. Некоторым все же удалось ограничить промискуитет, но в каких формах протекал этот процесс одна из загадок предыстории человечества.

     Духовный  мир древнейшего человека представить  довольно сложно. Он первым порвал с  природой и был заброшен в мир  осознанного страдания. Первобытный  человек имел дологическое мышление, основанное на принципе сопричастности. Он устанавливал такие связи между вещами, которые нам кажутся произвольными. Так, разбрызгивая воду с ладоней, архантроп видел сходство с дождем. Именно логика сопричастности породила тотемизм. Возможно, также в эпоху архантропов возникли и зачатки магии веры в особые способности человека воздействовать на неживые предметы. Мистическое сознание наиболее характерно для первых на Земле людей. И то обстоятельство, что архантроп сформировался на Востоке, лишний раз объясняет природу традиционного восточного мистицизма и древность восточных религий.

     Примерно 200 тысяч лет назад возник новый  физический тип человека неандерталец, в котором человеческое явно преобладало над обезьяньим. Формирование неандертальца проходило в условиях самого длительного и значительного похолодания. Примерно 1 млн. лет назад началось общее изменение климата, сопровождавшееся циклической сменой ледниковых и межледниковых эпох. Мощный ледник начал двигаться от Ледовитого океана на юг, ведя себя при этом довольно необычно: он то наступал, то отступал. Ледниковый покров толщиной 1-2 км и площадью в несколько миллионов квадратных километров, медленно двигаясь по территории современной Евразии, сравнивал возвышенности, пропахивал долины и истреблял все живое на своем пути. С его движением менялось все и климат, и растительность. Теплолюбивые животные частично вымерли и частично переселились на юг, а на их место пришли мамонты, бизоны, олени и пещерные медведи. Неандертальцу, который жил на территории Западной Европы, довелось немало претерпеть, но все же этот, в какой-то мере отдаленный предок западных народов, выстоял.

     Если неандертальца одеть в современный костюм, то на улице большого города на него никто бы не обратил внимания. Он был среднего роста (155-165 см), сильного телосложения, имел примитивные черты лица и мощную мускулатуру, ходил сутулясь и был чрезвычайно подвижен. Способность к логическому мышлению у него была ограничена, а поведение характеризовалось резкой возбудимостью и агрессивностью. Некоторые ученые считают неандертальца таким же видом, как и современный человек, другие предком современного человека, немногие его двоюродным братом. Развитие мозга приближало неандертальца к современным людям. И хотя его объем (1200-1600 куб. см) у неандертальца был больше, чем в среднем у современного человека, но структура мозга продолжала оставаться примитивной. В частности, слабо были развиты лобные доли, в которых сосредоточены ассоциативные центры, важные для функции мышления. Возбуждение в деятельности коры головного мозга неандертальца заметно преобладало над торможением, что вызывало вспышки дикой злобы в неандертальском стаде и часто приводило к столкновениям с тяжелым, а иногда, вероятно, и смертельным исходом.

     Неандертальцы жили оседло в пещерах, постоянно пользовались огнем, который умели добывать, ударяя камень о камень или растирая дерево, а не находить готовым в природе. Они делали каменные орудия двух типов остроконечники и скребла, которые являлись первыми специализированными мужскими и женскими орудиями труда. Остроконечники, очевидно, использовались в охоте для добивания животных, а также для обработки дерева. Женским скреблом выкапывали съедобные коренья, сдирали шкуры с убитых животных и обрабатывали их, подготовляя для одежды. Неандертальские женщины шили одежду из шкур, пользуясь кремневыми проколками. Чтобы сшить такую шкуру надо было проколкой сделать в ней отверстия, а затем протянуть через эти отверстия нитки, материалом для которых служили, вероятно, сухожилия.

     Современники  мамонтов, шерстистых носорогов и  оленей, неандертальцы преуспели в охоте на них. Они пока не обладали ни физическими свойствами, ни оружием, чтобы охотиться на мелких животных. Чтобы поймать мышь, нужно уметь прыгать как кошка, длинна прыжка, которой в десять раз превышает длину ее тела. Чтобы поймать зайца, нужно уметь бегать как волк. Что едва ли умел делать неандерталец. А лук и стрела были изобретены значительно позже. Поэтому неандертальский человек предпочитал охотиться на крупных животных и действовал, видимо, способом облавы и загона. Крупное животное окружали или загоняли в такое место, где его можно было побить камнями, или путем облавы подгоняли к обрыву, с которого оно падало и разбивалось. Охота для неандертальца была важнейшим источником существования, который давал ему не только мясо и жир, но кости и шкуры убитых животных. Появился обильный материал для костяных поделок.

     Охота, однако, не всегда могла быть успешной и порой зависела от стечения многих обстоятельств. Некоторое разнообразие в рацион питания неандертальца вносило и собирательство, в частности, в пищу шли клубни съедобных растений, коренья и грибы, дикие плоды. И тем не менее, в стаде неандертальцев запасов пищи не было, ибо все добытое употреблялось сразу же. Видимо, голодовки были частым явлением, сопровождавшимся большой смертностью. Средний возраст неандертальца 30 лет.

     Коллективная  форма охоты, общее жилище, общий  огонь, защита от крупных хищников объединенными  усилиями способствовали консолидации стада неандертальцев. Оно сплачивалось и становилось все больше похоже на общество, точнее праобщину. Неандертальцы уже знали своих и чужих, и в стадо чужаки не допускались. Им было уже знакомо чувство заботы о состадниках. Так, добычу не съедали на месте охоты, а несли в пещеру, чтобы накормить стариков, женщин и детей. Неандертальцы впервые начали хоронить умерших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась полностью и воспринималась как временное явление. Погребение умершего, как правило, ориентировано по линии восток запад, т.е. увязано с движением солнца, что отражало начало становления солнечного культа. Брачно-половые отношения неандертальцев происходили в рамках стада внутри узкого круга лиц, становившихся через несколько поколений родственниками. Это вело к физическому ослаблению, стрессам и вырождению неандертальцев.

     Сорок тысяч лет назад в конце палеолита сформировался новый вид человека, который существует и по сей день. Впоследствии ему дали название Человек разумный (Homo sapiens). Процесс сапиентации, длившийся 2 млн. лет завершился. Каковы его итоги? Чего же достиг человек к этому времени?

     К началу процесса сапиентации население Земли не превышало 125 тыс. человек, а ко времени появления Человека разумного оно насчитывало примерно 1 млн человек. Но люди не изменились не только количественно, но и качественно. Homo sapiens обладал такими физическими и психическими способностями, которые позволяли ему быстрее (по меркам того времени) совершенствовать все стороны жизни, как материальные, так и духовные. Его внешний облик не отличается от человека нашего времени. Уже вполне сформировались прямая походка и современная человеческая рука, обладающая способностью точных и сложных движений. Мозг Человека разумного, если судить по строению черепа, был близок к нашему, являя совершеннейший инструмент познания. Он способен был воспринимать информацию, перерабатывать ее, делая различные умозаключения и обобщения. Гомо сапиенс уже не только приспосабливался к окружавшему его миру, но и научился приспосабливать этот мир для удовлетворения своих потребностей, что и продолжает делать до сих пор.

Информация о работе Проблема происхождения человека