Этапы и методы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 165.35 Кб (Скачать)

Этапы и формы педагогического  проектирования

 Педагогическое проектирование  — это предварительная разработка  основных деталей предстоящей  деятельности учащихся и педагогов.

 Педагогическое проектирование  является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Педагогическая технология — это  последовательное и непрерывное  движение взаимосвязанных между  собой компонентов, этапов, состояний  педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог  А.С. Макаренко воспитательный процесс  рассматривал как особым образом  организованное “педагогическое производство”. Он был противником стихийности  процесса воспитания и выдвигал идею разработки “педагогической техники”. Разрабатывая “советскую воспитательную технику”, А.С. Макаренко на практике усовершенствовал “технику дисциплины”, “технику разговора педагога с воспитанником”, “технику самоуправления”, “технику наказания”. Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего  лучшего, формирование сильной, богатой  натуры.

В 1989 г. появляется первый самостоятельный  труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики.

 Педагогическое проектирование  состоит в том, чтобы создавать  предположительные варианты предстоящей  деятельности и прогнозировать  ее результаты.

 Объектами педагогического  проектирования могут быть:

педагогические системы,

 педагогический процесс,

 педагогические ситуации.

 Педагогический процесс для  педагога есть главный объект  проектирования.

 Педагогический процесс представляет  собой объединение в единое  целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию  учащихся и педагогов в их  непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в  рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной подсистемы.

Педагогическая ситуация — составная  часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

 Ситуации всегда конкретны,  они создаются или возникают  и процессе проведения урока,  экзамена, экскурсии и, как правило,  разрешаются тут же. Проектирование  педситуаций входит в проектирование самого процесса.

 Значение педситуаций огромно. Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и подсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуации реализуют их возможности.

 Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.

 Педситуаций могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.

 Проектирование педагогических  систем, процессов или ситуаций  — сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она  ни осуществлялась и какому  объекту ни была бы посвящена,  совершается как ряд последовательно  следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей  деятельности от общей идеи  к точно описанным конкретным  действиям. Выделяют три этапа  (ступени) проектирования:

I этап — моделирование;

II этап — проектирование;

III этап — конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей  идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной  модели и доведение ее до уровня практического использования.

 Педагогическое конструирование  (создание конструкта) — это дальнейшая  детализация созданного проекта,  приближающая его для использования  в конкретных условиях реальными  участниками воспитательных отношений.

 Дадим краткую характеристику  этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с  цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности сучащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

 Следующая ступень проектирования  — создание проекта. Практически  на этой ступени производится  работа с созданной моделью,  она доводится до уровня использования  для преобразования педагогической  действительности. Поскольку в педагогике  модель составляется преимущественно  мысленно и выполняет функцию  установки, постольку проект становится  механизмом преобразования учебно-воспитательного  процесса и среды.

 Третий этап проектирования  — это конструирование. Конструирование  еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает  к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической  деятельности — это уже методическая  задача.

 Формы педагогического проектирования  — это документы, в которых  описывается с разной степенью  точности создание и действие  педагогических систем, процессов  или ситуаций.

 Концепция — одна из форм  проектирования, посредством которой  излагается основная точка зрения, ведущий замысел, и практические  исходные, принципы построения педагогических  тем или процессов. Как правило,  концепция строится на результатах  научных исследований. Хотя она  бывает довольно напыщенная и  абстрактная, но все-таки имеет  большое практическое значение. Назначение концепции — изложить  теорию в инструктивной, прикладной  форме. Таким образом, любая  концепция включает в себя  только те положения, идеи, взгляды,  которые возможны для практического  воплощения в той или иной  системе, процессе.

 Принципы педагогического проектирования. Принцип человеческих приоритетов  как принцип ориентации на  человека — участника подсистем,  процессов или ситуаций— является главным.

 Подчиняйте проектируемые подсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих  воспитанников.

 Не навязывайте учащимся  выполнение своих проектов, конструкторов,  умейте отступить, заменить их  другими.

 Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность импровизации  учащимся и себе. При проектировании  педагогу рекомендуется ставить  себя на место учащегося и  мысленно экспериментировать его  поведение, чувства, возникающие  под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

 Принцип саморазвития проектируемых  систем, процессов, ситуаций означает  создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

 Не останавливайтесь на одном  проекте, имейте в запасе еще  один-два проекта, тоже обеспечивающих  достижение цели.

 Жизнь всегда разнообразнее  и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в  педагогике. Нельзя допустить, чтобы  какой-либо план, пособие, сценарий  оказывали насильственное влияние  на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог  располагает достаточным количеством  методов, средств, форм, а также  разнообразным содержанием, чтобы  выбрать именно то, что нужно  его воспитанникам, помогает им  расти и развиваться.

 Дидактическое творчество —  это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.

 Дидактическое творчество —  самое распространенное и доступное  для педагога и учащегося. Вариаций  здесь великое множество: комбинирование  действий учащихся, использование  взаимопереходов, дополнений, изобретенных новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях — это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.

 Технологическое творчество  — это деятельность в области  педагогической технологии и  проектирования, когда осуществляются  поиск и создание новых подсистем,  педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся.

 Это самый сложный вид  педагогического творчества. Он  охватывает деятельность педагога  и учащихся целиком. К такому  виду творчества относится создание  интегративного урока, бригадной  формы производственного обучения  учащихся, лице ев, колледжей, информационных технологий обучения и т.д.

 Организаторское творчество  — это творчество в сфере  управления и организаторской  деятельности по созданию новых  способов планирования, контроля, расстановки  сил, мобилизации ресурсов, связи  со средой, взаимодействию учащихся  и педагогов и т.д.

 Организаторское творчество  обеспечивает научную организацию  труда (НОТ), рациональное использование  всех факте ров, способствующих  достижению цели более экономным  путем. Как видим, педагогу  есть где проявить творчество.

 Совокупность знаний о способах  и средствах проведения учебно-воспитательного  процесса можно назвать “технологией  учебного процесса”. Но в чем  тогда разница между дидактикой (она занимается содержанием,  способами и средствами образования,  деятельностью педагога и обучаемого) и педагогическими технологиями? Коротко можно сказать так:  дидактика – это теория образования  в целом, а педагогическая технология  — это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное  обучение для достижения конкретной, овально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. При разработке технологии обучения  проектируется и совершенно конкретная  деятельность преподавателя и  обучаемою с использованием ТЕО или без них. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектировании. Последовательность его шагов будет следующей:

 • выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом  и учебными программами;

 • выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у обучаемых в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

 • выбор технологии, ориентированной  на совокупность целей или  на одну приоритетную цель;

 • разработка технологии  обучения. Проектирование технологии  обучения предполагает проектирование  содержания дисциплины, форм организации  учебного процесса, выбор методов  и средств обучения.

 Содержание технологии обучения  мыслится как содержание и  структура учебной информации, предъявляемой  студентам, и комплекс задач,  упражнений и заданий, обеспечивающих  формирование учебных и профессиональных  навыков и умений, высветление первоначального опыта профессиональной деятельности.

 При этом важную роль играют  формы организации учебных занятий,  направленные на овладение знаниями, навыками и умениями, их соотношение  по объему, чередование, а также ,формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

 Технология обучения — системная  категория, структурными составляющими  которой являются:

 цели обучения;

 содержание обучения;

 средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса;

 студент, преподаватель;

 результат деятельности (в том  числе и уровень профессиональной  подготовки).

 Таким образом, технология  обучения предполагает организацию,  управление и контроль процесса  обучения. Причем все стороны  этого процесса взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Стоит  одному звену дать сбой, как  тут же это скажется на всех  остальных. Для успешного функционирования  всей системы нужна тщательная  и продуманная отладка всех  ее составляющих.

Педагогическое проектирование

Педагогическое проектирование - это  предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее  значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Педагогическая технология - это  последовательное и непрерывное  движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического  процесса и действий его участников. Кратко остановимся на истории развития теории и практики педагогического  проектирования и технологии. История  это непростая. Ее начало было положено в конструкторских дисциплинах: системотехнике, методах исследования операций, теории решений, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике. Эти дисциплины построены на теории конструирования, связывающей так или иначе технику и человека.

Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования