Этапы и методы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 165.35 Кб (Скачать)

Теоретическое обеспечение проектирования - это поиск информации: а) об опыте  деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов  и того или иного решения педситуаций.

Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д. Хорошо иметь несколько  вариантов каждого документа  для выбора наиболее удобной и  целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педпроцессов или ситуаций. Например, рекомендуется иметь поурочные папки. В них преподаватель накапливает разнообразный материал по отдельной теме для учебной группы, имеющей конкретную специальность.

Пространственно-временное обеспечение  проектирования связано с тем, что  любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и  определенное пространство. Урок по информатике  и вычислительной технике, проведенный  в компьютерном классе или в обычном  кабинете, - это разные уроки.

 Реализация проекта зависит  от размера учебных площадей, их оборудования, внешнего вида  и многого другого.

 Временное обеспечение проектирования - это соотношение проекта со  временем по его объему, т.е.  вмещающейся в определенный срок  деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости  и т.д.

 Каждый метод по-своему трудоемкий, содержание тоже требует определенного  времени для своей передачи  и усвоения. Каждая форма рассчитана  на определенную продолжительность.

Материально-техническое обеспечение  предоставляет педагогическую технику  и средства для осуществления  непосредственно самой деятельности по проектированию.

 Можно выделить пять эпох  развития педагогической деятельности:

эпоха «индивидуального педагога», работающего  «вручную»;

эпоха учебной книги;

эпоха аудиовизуальных средств;

эпоха простых средств автоматизации  управления обучением;

эпоха адаптивных средств автоматизации  управления обучением на базе современных  ЭВМ.

Правовое обеспечение проектирования - это создание юридических основ  или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может  нарушить конституции страны и республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образованием.

Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие связи. Это ведущее звено называется системообразующим. Системообразующий компонент - это тот, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство.

Установление связей и зависимостей компонентов является центральной  процедурой проектирования. Существует множество видов связей между  компонентами в системе, процессе или  ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и  управления.

Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня  обязательных разделов и их структурного построения.

10. Мысленное экспериментирование  применения проекта - это проигрывание  в уме созданного проекта, его  самопроверка. Мысленно представляются  все особенности его проявления  на практике, особенности его  влияния на участников, последствия  этого влияния. Мысленное экспериментирование  предполагает предварительную проверку  поведения учащихся и педагогов  в спроектированной системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата  в виде предлагаемого проявления  индивидуальных качеств.

11. Экспериментальная оценка проекта  - это проверка созданной формы  проекта сторонними специалистами,  а также людьми, заинтересованными  в его реализации. С помощью  сторонней экспертизы создается  независимая характеристика проекта.

12. Корректировка проекта совершается  после терпеливого экспериментирования  и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив  недостатки, создатели проекта еще  раз пересматривают его, редактируют,  выправляют, обогащают. Все это  и есть корректировка.

13. Принятие решения об использовании  проекта - завершающее действие  проектирования. После него начинается  применение на практике.

14. Педагогическое проектирование

 

 

 

Понятие педагогического проектирования. Объекты, этапы, формы проектирования.

 

 

 

Педагогическое проектирование - это  предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

 

Термин "проектирование" пришел в педагогику из технического знания. Там он означал создание опережающей  проекции того, что затем будет  сделано в натуре. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность учителя. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс в школе становится технологичным.

 

Основными объектами педагогического  проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и  педагогические ситуации.

 

Педагогическая система - это целостное  единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

 

В педагогике термин "система" используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения  качественного состояния педагогических явлений. Так, мы говорили о том, что  педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога – это системы, потому что по характеру своему они  системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых  педагогических образований. Например, мы работаем в системе образования.

 

Педсистемы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:

 

•            они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

 

•            ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);

 

•            любая из них строится и действует  как система открытая, т. е. способная  измениться под влиянием внешних  воздействий и даже принимающая  эти воздействия, смягчающая, усиливающая  или нивелирующая их.

 

В рамках систем создаются педагогические процессы. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.

 

Педагогический процесс есть главный  для педагога объект проектирования.

 

Педагогический процесс есть объединение  в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

 

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в  рамках какого-либо педпроцесса, а через него – в рамках определенной педсистемы.

 

Педагогическая ситуация – составная  часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

 

Ситуации всегда конкретны, они  создаются или возникают в  процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются  тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.

 

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная  многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

 

I     этап – моделирование;

 

II   этап – проектирование;

 

III  этап – конструирование.

 

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей  идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

 

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной  модели и доведение ее до уровня практического использования.

 

Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация  созданного проекта, приближающая его  для использования в конкретных условиях реальными участниками  воспитательных отношений.

 

Формы педагогического проектирования – это документы, в которых  описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Формы педагогического проектирования

 

Концепция – форма, посредством  которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические  исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах  научных исследований. Назначение концепции  – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.

Концепция высшего образования  включает в себя изложение общей  методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место высшего  образования в общественно-экономической  системе страны и в системе  образования в целом. Методологический уровень концепции предполагает описание высшего образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации высшего образования: его задачи, цели, принципы, направлениям развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально–техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления.

Концепция процесса включает в себя общие теоретические представления  о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также  о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция включает в себя описание предполагаемой технологии и внеучебной деятельности обучаемых. Концепция педагогического процесса чаще всего существует в форме теорий и теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения и т.д.)

Для педагогических ситуаций и их разрешения концепции не создаются. Они присутствуют в мысленно-чувственной  форме (стремления, представления, мечта).

Педагогическое проектирование (см. также англ. интерпретацию термина Instructional design) — это один из методологических подходов современного образования. Оно основано на осмыслении ценностей педагогических процессов и явлений; на ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами; на гармонизации социальных и личностных значений образования. Педагогическое проектирование это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия. Он позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт. Корни же смыслообразования профессионально_творческой деятельности учителя лежат в глубоких его потребностях помочь созидательным силам своих учеников. Проект начинается с определения ценностей педагогического действия. Он требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, он требует умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда. В широком смысле слова — это внесение ценностного компонента в педагогическую деятельность, в поиск дополнительных ресурсов для осуществления замысла.

Методологическое значение педагогического  проектирования состоит в том, что  проект обязательно предполагает ценностносмысловое значение поиска неизвестных условий его осуществления, поиска внешних и внутренних латентных возможностей. Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование. При проектной деятельности возможна фактическая независимость результата от начальных ресурсов. Здесь действует присущий именно этому типу деятельности механизм втягивания и умножения ресурсов в ходе реализации проекта. Проектировщик становится вдохновителем, автором, исполнителем и управленцем процесса.

Однако, когда речь идет о педагогическом проектировании, об экспериментах, в которые включаются дети, необходимо соблюдать культуру методологического принципа. Педагогическое проектирование возможно только в том случае, если ценности, смысл и ресурсы принимаются ребенком и направлены на его развитие. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых субъектов.

В педагогическом проектировании постоянно  присутствуют и диалогически увязываются  технологическая и ценностная стороны, что возможно только при специальной  заботе о форме и методах взаимодействия субъектов как собственного проектного процесса, так и порождаемых. С точки зрения технологии, педагогическое проектирование — это процедура, которая состоит в информационной подготовке некоторых изменений педагогической реальности, в предварительном осмыслении и описании таких изменений в форме конкретных действий участников педагогического процесса. Это информационная база предстоящей деятельности педагога или коллектива педагогов по его реализации, набор алгоритмов, методик, правил принятия конкретных решений, а с другой — текст, требующий понимания, сопереживания авторов и пользователей, сотворчества в процессе реализации проекта.

Исследователи заметили, что в отличие  от технического или инженерного  проекта, педагогический проект:

– во_первых, совершенствуется неоднократно;

– во_вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью;

– в третьих, проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования