Этапы и методы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 165.35 Кб (Скачать)

А.С.Макаренко в отечественной  педагогике по праву может считаться  основоположником теории и практики педагогического проектирования. Воспитательный процесс он рассматривал как особым образом организованное «педагогическое  производство». Он был противником  стихийности процесса воспитания и  выдвигал идею разработки «педагогической  техники». Разрабатывая «советскую воспитательную технику» А.С.Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления», «технику наказания». Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в  человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.

В 1989 г. появляется первый самостоятельный  труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П.Беспалько. Огромным стимулом в развитии педагогического  проектирования является распространение  вычислительной техники. С ее приходом в образование стала меняться методика обучения в направлении  ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но как бы сильно они были развиты, они всегда представляют собой лишь разновидность педагогических технологий, где далеко не всегда используется ЭВМ.

Педагогическое проектирование состоит  в том, чтобы создавать предположительные  варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогические системы

Самым крупным объектом педагогического  проектирования являются педагогические системы.

Педагогическая система - это целостное  единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Педагогические системы как  объекты проектирования - это сложные  образования, состоящие из разнокачественных  компонентов. Например, в системы  входят люди - педагоги и учащиеся; материально-технические  предметы ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые  каждым из них. Их природа, внутреннее строение, возможности - все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет собой системное образование.

Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например, в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания.

К системам средней величины относятся  системы деятельности учебного заведения  в целом, его работы с учащимися  и их родителями, предприятием, предпринимателем и т.п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.

К большим подсистемам относятся  системы образования района, города, области. Это, как правило, большие  социально-педагогические комплексы, куда входят помимо школ и училищ учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также  управление данным регионом.

Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру  и целям регионов, республик в  целом.

Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор  компонентов.

Значение компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов.

Педсистемы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:

они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);

любая из них строится и действует  как система открытая, т.е. способная  измениться под влиянием внешних  воздействий и даже принимающая  эти воздействия, смягчающая, усиливающая  или нивелирующая их.

Педагогический процесс и педагогические ситуации

Педагогический процесс есть главный  для педагога объект проектирования.

Педагогический процесс есть объединение  в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в  рамках какого-либо педпроцесса, а через него - в рамках определенной подсистемы.

Педагогическая ситуация - составная  часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Ситуации всегда конкретны, они  создаются или возникают в  процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются  тут же. Проектирование педситуации входит в проектирование самого процесса.

Значение педситуации огромно. Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуации реализуют их возможности.

Структура педситуации внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуации строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.

Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.

Феномен педагогической ситуации состоит  в том, что, будучи интегративной по сути, она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему в педагогике. Нельзя из ситуаций создать форму, как нельзя из форм создать педагогическую систему.

Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс «подгонки» педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях.

Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций.

Этапы педагогического проектирования

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная  многоступенчатая деятельность. Эта  деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, имеет много общего. Совершается  она как ряд последовательно  следующих друг за другом этапов, приближая  разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным  конкретным действиям. Выделяют три  этапа (ступени) проектирования:

Этапы педагогического проектирования

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей  идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной  модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация  созданного проекта, приближающая его  для использования в конкретных условиях реальными участниками  воспитательных отношений.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая  педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, мастер производственного обучения поставил цель сформировать у будущих токарей техническое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока производственного обучения. Мастер определяет некоторые теоретические основы формирования технического мышления: вспоминает теорию поэтапного формирования умственных действий, основные признаки технического мышления, методы его диагностики. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленной цели, и мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с  созданной моделью, она доводится  до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку  в педагогике модель составляется преимущественно  мысленно и выполняет функцию  установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного  процесса и среды.

Третий этап проектирования - это  конструирование. Конструирование  еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной  и педагогической деятельности - это  уже методическая задача.

Формы и принципы педагогического  проектирования

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается  с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей  системе образования. Рассмотрим две из них.

Концепция - это одна из форм, посредством  которой излагается основная точка  зрения, ведущий замысел, теоретические  исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах  научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенной и абстрактной, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция  включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для  практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Например, концепция профессионально-технического образования включает изложение  общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место  профтехобразования в общественно-экономической системе страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессионально-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления.

Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской  систем.

 

Особая форма проектирования - мечта. Мечта - это образ, создаваемый нашим  воображением, это предмет наших  стремлений. Мечта - это и инструмент познания. Мечта - это эмоциональная  способность к проектированию человеком будущего.

План - это документ, в котором  дается перечень дел (мероприятий), порядок  и место их проведения. Планы в  процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.

Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практике.

Принципы педагогического проектирования:

Принцип человеческих приоритетов  как принцип ориентации на человека - участника подсистем, процессов  или ситуаций - является главным.

 Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

 Не навязывайте учащимся  выполнение своих проектов, конструктов,  умейте отступить, заменить их  другими.

 Жестко и детально не проектируйте, оставляйте учащимся и себе  возможность для импровизации.

 При проектировании педагогу  рекомендуется ставить себя на  место учащегося и мысленно  прогнозировать его поведение,  чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

Принцип саморазвития проектируемых  систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

 Не останавливайтесь на одном  проекте, имейте в запасе еще  один два проекта, тоже обеспечивающих  достижение цели.

 Жизнь всегда разнообразнее  и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в  педагогике. Нельзя допустить, чтобы  какой-либо план, пособие, сценарий  оказывали насильственное влияние  на воспитанника, ломали его волю. Педагог располагает достаточным  количеством методов, средств,  форм, а также разнообразным содержанием,  чтобы выбрать именно то, что  нужно его воспитанникам, помогает  им расти и развиваться.

Проектирование педагогического  объекта

Охарактеризуем каждое действие по проектированию педагогического объекта.

Анализ объекта проектирования требует прежде всего определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?

 Анализ объекта проектирования  предполагает прежде всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему. Именно этот узел затем будет подвергаться изменениям в ходе проектирования.

Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования