Этапы и методы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 165.35 Кб (Скачать)

· анализ образовательного поля и выделения ключевых проблем;

· оценку и распределение  имеющихся ресурсов;

· формирование путей и  проектов, направленных на решение  проблем;

определение, проработку и  защиту первоочередных проектов;

· выбор и фиксацию окончательной стратегии.

II. Второй (организационный)  этап:

разработка бизнес-плана, включающая наряду с ранее выполненным  анализом внешней ситуации, тенденций  и направлений развития высшего  образования и рынка образовательных  услуг, технологический (производственный), организационный и финансовый план действий, маркетинговые мероприятия, учет возможных рисков при реализации проекта и т.д.;

организация проектирования, предусматривающая наряду с осуществлением необходимых организационных мероприятий, претворяемых в жизнь в рамках общего руководства менеджером проекта, проведение контролирующих и стимулирующих  проектирование акций;

социальное проектирование, учитывающее последствия реализации проекта и его общественную значимость на макро-, мезо- и микроуровнях.

III. Третий (адаптационный)  этап:

конкретизация банка методов, приемлемых в данном конкретном случае для использования в процессе педагогического проектирования, группирование  методов и их соотнесение к шагам основного алгоритма;

выявление мероприятий, осуществление  которых необходимо в процессе реализации педагогического проекта;

проведение мыслительного  эксперимента, предполагающего реализацию моделирующей и прогностической деятельности;

разработка алгоритма  практических действий по внедрению  проекта в педагогическую практику;

разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений.

Условия успешности проектирования

· готовность руководства  к организации и участию в  проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: руководства регионального, городского, муниципального управления образования, отдельного учебного заведения);

· желание и готовность педагогического коллектива к участию  в проектной деятельности (то есть создания условий, мотивирующих педагогов  на разработку и освоение педагогических новшеств, преодоление кризиса в  мотивационном обеспечении, предоставление возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной);

· наличие стратегии инновационной  деятельности (какие цели и задачи ставит перед собой регион, город, учебное заведение и др. в процессе разработки, освоения и внедрения новшеств, будут ли это локальные новшества, модульные или системные).

При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных факторов нельзя говорить об успешной проектной деятельности и получении желаемых результатов.

Выводы

1. В соответствии с  современной парадигмой, высшее  образование должно носить опережающий  характер по отношению к сфере  материального производства, что  предполагает ориентацию на проектный  характер образовательной деятельности. Эта ориентация находит свое  отражение в развитии проективного  образования, реализуемого в соответствии  с запросами и личными потребностями обучающихся.

2. Педагогическое проектирование, возникшее как результат взаимодействия  новых тенденций в развитии  педагогических теорий и инновационной  практики, становится важнейшей  составляющей педагогической деятельности  преподавателя. Результатом проектной  деятельности преподавателя является  педагогический проект (содержание  учебной дисциплины, тexнологии обучения и т.д.)

3. Педагогическое проектирование  имеет и нормативный, и творческий  характер. В педагогическом проектировании  могут проявляться различные  виды творчества (моральное, дидактическое,  технологическое, организационное)  и организовываться в форме  рационализаторского предложения  и изобретения.

 

4. Проекты различаются  по виду деятельности (тип проекта), по объему деятельности и охвату  участников, деятельности, сложности и сфере применения.

5. Основными принципами  педагогического проектирования  являются принципы человеческих  приоритетов и саморазвития систем. Проектирование включает 14 основных  шагов:

анализ объекта проектирования,

выбор формы проектирования,

теоретическое обеспечение  проектирования,

методическое обеспечение проектирования,

пространственно-временное  обеспечение проектирования,

материально-техническое обеспечение проектирования,

правовое обеспечение,

выбор системообразующего фактора,

установление связей и зависимостей компонентов,

составление документов,

мысленное экспериментирование,

экспертная оценка проекта,

корректирование проекта,

принятие решения об использовании проекта.

6. Проектирование в педагогической  деятельности носит инновационный  характер, так как вносит в  образовательную систему изменения,  инициируемые внешней средой. Изменения  могут вноситься в форме трех  основных стратегий: локальных,  модульных и системных нововведений.

7. Условиями успешности  проектирования являются: готовность  руководства и педагогического  коллектива к участию в проектной  деятельности, наличия стратегии  инновационной деятельности.

 

8. Критериями оценки результативности  проектов являются: реализованность замысла, эффективность, воспроизводимость, вариабельность проекта.

Используемая литература:

1. Александрова Е.С. Педагогическое  проектирование как средство  целостного согласования в взаимодействии субъектов образовательною процесса: Автореф. дис... канд.пед.наук. - СПб., 2000.

2. Агекова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Альма-матер (Вестник высшей школы). - 1994. - № 1.

3. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество: Сб. - М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995.

4. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М.: Знание, 1987.

5. Заир-Бек Е.С. Основы  педагогического проектирования: Учеб  пособие. - СПб.: Просвещение

6. Ломакина О. Этапы  проектирования деятельности // Высшее  образование в России. - 2003. - № 3.

7. Монехов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995.

8. Яковлева Н.О. Проектирование  как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. - № 6.

9. Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. - М.,2007.

Интернет -ресурсы:

1. http://www.pedlib.ru/books/1/0222/1_0222-44.shtml

2. www.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/g14.html

Основные понятия  педагогического проектирования

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:

·         практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;

·         новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);

·         прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);

·         способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);

·         процесс создания и реализации педагогического проекта;

·         специфический способ развития личности;

·         технология обучения.

Педагогический  проект

Центральным понятием, необходимым  для анализа различных сторон педагогического проектирования, является проект. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности (М. С. Каган). На деятельностном — как цель и результат проектирования. В самом общем плане проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В. Н. Бурков, Д. А. Новиков). Это также цель и результат проектной деятельности. Материалом для «изготовления» проектов служат знаковые формы: теории, модели, понятия, формулы, алгоритмы, парадигмы. В качестве инструментальной системы проектирования в различных областях выступает теория деятельности.

Этапы проектирования

В литературе, посвященной  методологии проектирования, можно  встретить различные подходы  к выделению его этапов.

Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:

диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени  научности);

формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;

создание образа результата;

поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);

обмен, согласование и коррекция  намеченных действий в ходе коммуникации;

комплексная экспертиза результатов  реализации проекта (СНОСКА: Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999).

Е. С.Заир-Бек связывает  логику педагогического проектирования с такими этапами, как определение  замысла, или эскиз проекта; разработка моделей действия (стратегия); планирование реальных стратегий на уровне задач  и условий реализации; организация  обратной связи; оценка процесса; оценка и анализ результатов; оформление документации (СНОСКА: Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. — СПб., 1995). 

В. Е. Радионов вслед за Дж. Джонсом выделяет предстартовый этап; этап декомпозиции (разделение общего замысла на части, иные задачи) и подбор соответствующих средств; этап трансформации, на котором первоначальный замысел конкретизируется, обретает структуру и конкретное содержание; этап конвергенции, где происходит «сборка» частных проектных решений в программы (СНОСКА: Радионов В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования. — СПб., 1996).

В. В. Сериков предлагает такую  последовательность: разработка замысла, диагностичное задание цели, определение состава и условий действий, ведущих к личностным новообразованиям; формирование обобщенной характеристики педагогической ситуации, динамическое структурирование процесса; подбор педагогических средств; прогнозирование вариантов поведения педагога; диагностика результатов (СНОСКА: Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: концепция и технологии. — Волгоград, 1994).

Представляется, что для прикладных целей этапы проектирования можно  «укрупнить», сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую  логику, отражающую сущность проектной  деятельности.

1.              Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).

2.              Этап реализации проекта.

3.              Рефлексивный этап.

4.              Послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную  основу проектных действий.

Предпроектный этап

Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать предпосылки  для успешности проектирования и  его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения. Этот этап включает такие  характерные процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация. Рассмотрим их особенности.

1.1. Диагностика  ситуации

Любая проектная деятельность имеет  свою точку отсчета. Обычно это момент рождения основной идеи или замысла  проекта. Ощущение потребности в  преобразовании педагогической действительности исходно может возникнуть на государственном (или же административном) уровне и  предстать перед практиками в  виде социального заказа. Жажда перемен  может сформироваться внутри педагогического  сообщества, группы заинтересованных лиц или же в сознании отдельной  личности. На основе определенного  замысла рождаются первоначальные представления о возможном объекте, предмете, цели проектной деятельности.

Идея создания проекта может  появиться на основе спонтанно возникшего интереса к той или иной образовательной  сфере (к проблеме, предмету); в результате целенаправленного исследования социально-педагогического  объекта с предварительным выделением его атрибутивных признаков либо сравнения его наличного состояния  с идеальным образцом; в ходе изучения массива информации об объекте с  целью выяснения тенденций его  развития и типологизации имеющихся проблем.

Акт проектирования стимулируется  неким «знанием о несовершенстве»  той или иной области действительности. Поэтому начала проектной деятельности обязательно включают предварительное  изучение окружающего мира. Для того, чтобы начинать некие целенаправленные изменения в педагогической действительности, необходимо выяснить:

1.      что именно нас не устраивает в окружающем мире, в природной или социальной среде, в людях, наконец, в самих себе;

Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования