Этапы и методы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 165.35 Кб (Скачать)

 

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат  взаимодействия новейших тенденций  в развитии педагогической теории и  инновационной практики.

Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение  которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное  движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического  процесса и действий его участников. Кратко остановимся на истории развития теории и практики педагогического  проектирования и технологии. История  это непростая. Ее начало было положено в конструкторских дисциплинах: системотехнике, методах исследования операций, теории решений, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике. Эти дисциплины построены на теории конструирования, связывающей так или иначе технику и человека.

Проектирование в настоящее  время рассматривается как важнейшая  составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные  системы различною уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др.

Многие известные педагоги, так или иначе касались проблем педагогического проектирования и технологии.

А.С. Макаренко в отечественной  педагогике по праву может считаться  основоположником теории и практики педагогического проектирования. Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику наказания», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления». Продуманность действий, их последовательность, терпение, сорентированность на воспитанника до сих пор поражает в его педагогической системе. Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.

Проект - это буквально  «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в  процесс создания проекта.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как  некая альтернатива классно-урочной системе.

Основные признаки проекта 

1. Изменение как основное  содержание проекта 

2. Ограничения во времени  цели 

3. Временные ограничения  продолжительности проекта 

4. Представление проекта  как системы средств достижения будущего

5. Определенность начала  и окончания проектной работы.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а  на их применение и приобретение новых.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда  школьников в процессе учения сегодня  является метод проектов.

Метод проектов позволяет - формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:

1) Умение работать в  коллективе, брать ответственность  за выбор, решение, разделять  ответственность, анализировать  результаты деятельности.

2) Меняется и роль учащихся  в учении: они выступают активными  участниками процесса, а не пассивными статистами.

3) У учащихся вырабатывается  свой собственный аналитический  взгляд на информацию, и уже  не действует заданная сверху  оценочная схема: «это - верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

4) На этапе самоанализа  учащиеся анализируют логику, выбранную  проектировщиками, объективные и  субъективные причины неудач  и т.п. понимание ошибок создает  мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к  новому знанию. Подобная рефлексия  позволяет сформировать адекватную  оценку (самооценку) окружающего мира  и себя в этом микро и макро-социуме.

Ведущие педагогические цели метода проектов:

· намечать ведущие и текущие цели и задачи;

· искать пути их решения, выбирая  оптимальный при наличии альтернативы;

· осуществлять и аргументировать выбор;

· предусмотреть последствия  выбора;

· действовать самостоятельно (без подсказки);

· сравнивать полученное с  требуемым;

· корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

· объективно оценивать процесс  и результат проектирования.

Принципы педагогического проектирования:

· Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека - участника  подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический  и природосообразный характер обучения.

· Принцип саморазвития проектируемых  систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

· Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего  порядка к сущности более низкого  порядка.

· Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию.

· Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике.

· Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами  ее проектирования и реализации на практике.

Общий алгоритм педагогического  проектирования

Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что  именно мы проектируем: систему, процесс  или ситуацию? Особенностью каждого  их этих объектов является стратометрическое построение. Это означает, что и большие системы, и маленькие ситуации нелинейны, имеют множество накладывающихся структур (слоев, пластов). Стратометрическое построение означает взаимодействие, соотношение, связь слоев, структур, подсистем, возникающих внутри самой системы, процесса или ситуации.

Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также  связей между ними. В ходе анализа  выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных  и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состояние его  в целом и требованиям к  нему. Именно этот узел затем будет  подвергаться изменениям в ходе проектирования.

Чем сложнее и больше объект проектирования, чем выше его этап, например моделирование, тем шире требуется  анализ. Например, при создании модели системы образования или профтехучилища в форме концепции глубокий и  широкий анализ требуется для  определения исходного положения  в связи с тем, что ничто  новое не возникает без определенной базы, всякое новое есть перестройка  старого, будь то реально существующий объект или его аналогии.

Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит  пройти. Так, сегодня, на базе некоторых  СПТУ создаются колледжи. Для того чтобы это сделать, надо разработать  концепцию колледжа, его устав, квалификационные характеристики выпускников, учебный  план и т.д. учебное заведение  проектируется через эти формы. Названные здесь формы охватывают два этапа моделирование и  проектирование. Если проектируется педагогический процесс на уроке то подразумевается, что его моделирование заложено в представлении, знании о нем педагога и учащихся. В этом заключается концепция урока. Непосредственные проектирование урока начинается с этапа конструирования - создания плана, конспекта или сценария урока.

Любая форма проектирования должна быть целесообразной, потребной  и соответствующей особенностям учащихся и педагогов и их возможностям. В противном случае любая из форм будет, воспринимается как формальное.

Теоретическое обеспечение  проектирования - это поиск информации:

· об опыте деятельности подобных объектов в других местах;

· об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами;

· в теоретических и  эмпирических исследованиях влияниях на человека педагогических систем и  процессов и того или иного  решения педагогических ситуаций.

Методическое обеспечение  проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов, документов и т.д. Хорошо иметь несколько  вариантов каждого документа  для выбора наиболее удобной и  целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций. В этих целях в ПТУ, например, рекомендуется  иметь поурочные или тематические папки. В них преподаватель или  мастер накапливает разнообразный  материал по отдельной теме для учебной  группы, имеющей конкретную специальность. В такую поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения; документальный материал; доклады, разработки учащихся; наглядные пособия или их картотека; карточки-задания для самостоятельной  работы учащихся и т.п. возможно использование  блочно-модульного подхода.

Пространственно-временное  обеспечение проектирования связано  с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и  способен быть реализован, если при  его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Урок по информатике и вычислительной технике, проведенный в компьютерном классе или в обычном кабинете, - это разные уроки. Пространственно-временное  обеспечение - необходимое условие  педагогического проектирования.

Пространственное обеспечение  означает определение (подготовку) оптимального места для реализации данной модели, проекта или конструкта, учет влияния места на осуществление систем, процессов или ситуаций. Например, реализация проекта зависит от размера учебных площадей, их оборудования, внешнего вида и многого другого. Сегодня считается нерациональным проводить дискуссию в типовой классной комнате, не приспособленной для этой цели, проводить уроки по техническим дисциплинам в помещениях без специального оборудования. Любая модель, проект или конструкт привязываются к конкретному пространству. Это помогает предсказывать действия участников педагогического процесса.

Временное обеспечение проектирование - это соотношение проекта со временем по его объему, т.е. вмещающейся в  определенный срок деятельности, по темпу  реализации, по ритму, последовательность, скорости и т.д. Время измеряется умещающейся в нем деятельностью. Например, надо знать время как  продолжительность формирования профессиональных умений, профессионального опыта, мастерства; как продолжительность мероприятий, воздействий, стадий развития тех или  иных педагогических явлений (систем, процессов, ситуаций). Все это позволяет  рационально распределить силы, энергию, внимание и время педагога и учащихся. Так же проявляют себя ритм, частота, промежуток, последовательность, скорость и объем времени.

Каждый метод по-своему трудоемкий, содержание тоже требует  определенного времени для своей  передачи и усвоения. Каждая форма  рассчитана на определенную продолжительность.

Материально-техническое  обеспечение выполняет несколько  функций в процессе проектирования. Функции (формообразования, процессообразования, системообразования, целеобразования, принципополагания).

Во-первых, оно предоставляет  педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно  самой деятельности по проектированию.

Во-вторых, поскольку материально-техническая  часть в ПТУ обеспечивается из разных источников (госбюджет и распределение  фондов, хозрасчет и производительный труд учащихся, спонсирование и частные  средства), то естественно, что она  тоже должна проектироваться, т.е. быть объектом моделирования, проектирования и конструирования.

В-третьих, материально-техническое  обеспечение всегда было средством  решения воспитательных целей, следовательно, оно должно проектироваться как составная часть педагогических моделей, проектов и конструктов, идет ли речь о системах, процессах или ситуациях.

В процессе проектирования следует добиваться достаточно полной материально-технической обеспеченности педагогических систем, процессов, ситуаций, концентрации их на главных направлениях деятельности, мобильного использования  средств, их рационального сочетания, взаимозаменяемости, взаимодополнения.

От материально-технического обеспечения проектирования зависит  простота самого проектирования и реализации проекта, удобство в деятельности педагогов  и учащихся, устойчивость результатов  воспитания и их надежность. Плохая материально-техническая база может  свести на нет весь труд по педагогическому  проектированию. В этом случае любые  модели, проекты, конструкты остаются в области педагогической фантазии.

Правовое обеспечение  проектирования - это создание юридических  основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов  в рамках систем, процессов или  ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственное управления образования.

Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования