Беспризорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и изучить психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности .
Объект исследования: подростковая беспризорность.
Предмет исследования: психологические аспекты причин подростковой беспризорности.

Содержание

Введение.

Глава I . Безнадзорность и беспризорность как социальное явление.

§1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности.

§1.2. Особенности подросткового возраста и подростковой беспризорности.

Глава II. Психологические причины проблемы беспризорности.

§2.1. Описание этапов и методов исследования.

§2.2. Исследование причин подростковой беспризорности.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

готовая КУРСОВАЯ ЭЛЛА.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

     - психологические (ранимость детской  психики, стремление ребёнка к  независимости, дефекты воспитания, социопатии);

                 - медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков);

     - социально-правовые (не достаточно  чётко проработанный механизм

профилактики  детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы  интернатных учреждений и др.);

     - рост криминализации общества (проституция,  торговля наркотиками и пр.)

     Как видно из вышеизложенного, данное явление  нельзя считать только «социальной  болезнью» цивилизованного общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая  функциональную способность государства  защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних[9, с.-22]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности.

2.1. Описание этапов и методов исследования.

           Практическая работа по рассмотрению  причин подростковой беспризорности заключалась в проведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 10-го класса школы №5  г.Тирасполя. В исследовании приняли участие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса и 22 учащихся 10-го класса.

     На  первом (подготовительном) этапе был осуществлен теоретический анализ  по проблеме подростковой беспризорности и особенностях подросткового возраста.

       На втором (экспериментальном) этапе  была осуществлена программа  эмпирического исследования, включавшая  в себя реализацию следующих  методик:

     1 Тест-опросник родительского отношения к детям

     (А.Я.  Варга, В.В. Столин)

     2. Опросник Т.А.Гурко направлен на  изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоям общества.

     На  заключительном, третьем, этапе проведены  анализ, синтез, обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных, сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутой гипотезы.

     Целью  тест-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин) является выявление взаимоотношения родителей к детям.

Опросник  состоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. В этом опроснике нет “правильных” или “неправильных” утверждений.

     Опросник  Т.А.Гурко. Целью здесь было поставлено изучить отношение подростка к другим незащищенным слоям  социума. Предполагалось, что социализация действует на отношение индивида к окружающему и отражается на поведении к  данным слоям общества. Данный опросник состоит из 5 вопросов и допускает два варианта ответа: «Да», « Нет». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              2.2. Исследование причин подростковой беспризорности .

Для исследования причин подростковой беспризорности  были применены следующие методики:

1. Тест-опросник  родительского отношения к детям

(А.Я. Варга, В.В. Столин)

2. Опросник Т.А.Гурко

Рассмотрим данные диагностики, полученные с применением  данных методик.

В результате проведения Теста-опросника  родительского  отношения к детям, мы выявили  следующие результаты. Данные представлены в таблице 

Шкалы Показатель
  Конфликтные отношения подростков  с родителями  35%
  Нет заинтересованности родителей  в дальнейших планах ребенка 25 %
  Нет взаимопонимания подростка  с родителями 40%
Принятие  ребенка младше реального возраста 23 %
Нет  контроля над  поведением  подростка 27%

              

     Из  таблицы 1 видно, что у  35% респондентов  выражено конфликтное  отношение к своему ребенку. Родитель не воспринимает ребенка таким, каким он является. Взрослый не  принимает  интересы ребенка и меньшее  время проводит с ним.

       25 %  респондентов не  заинтересованы в дальнейших планах и делах своего ребенка.

        40%  испытуемых не ощущают себя со своим ребенком, как с единым целым ,  не удовлетворяют все потребности подростка, не ограждают его от трудностей  и неприятностей. Такие родители не находятся в переживании за ребенком, тем самым  дают ребенку свободу.

       23 %  испытуемых видят своего  ребенка младше реального возраста. Все то, чем занимается ребенок  родители не принимают всерьез, видя их детьми.  Ребенок предстает неуспешным и неприспособленным.

       27%  респондентов не контролируют поведение ребенка.

                         

                                    Показатели взаимоотношений   

     

     Рисунок 1. Взаимоотношения родителей с детьми.

     Из  таблицы 1 и рисунка 1 видно, что у 40% родителей нет взаимопонимания  с детьми,  35% родителей имеют  конфликтные отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы в дальнейших планах ребенка, 27% не ведут контроль над поведением ребенка, 23%  родителей не  принимают всерьез чем занимается ребенок.

     2. В результате проведения  (Тест-Опросника   Т.А.Гурко) мы выявили, что у подростков обнаружены проблемы  во взаимоотношениях с родителями (рис. 2). 

Рисунок 2. Соотношение результатов ответа.

Анализ результатов  исследования показал, что в  подростковом возрасте социализация семьи снижается, подросток отделяется от родителей, пытается решить свои проблемы самостоятельно без советов  и опыта родителей. В 9-м классе это наблюдается у 45% испытуемых, а у 10-го класса этот показатель наблюдается 55% . Исходя из этого следует, что подростки  9-го класса и 10-го класса менее доверяют родителям и рассказывают о своих переживаниях.

3.Рассмотрим  выявленные факторы подростковой  беспризорности:

деструктивные семьи (80%),семейные кризисы (40%), психолого-педагогическая несостоятельность родителей (50%), социально-демографические факторы (60%), конфликтные взаимоотношения подростков с родителями (90%).

        Подводя итоги исследования, мы видим, что отношение детей и родителей находится на низком уровне, и  в большинстве случаев ребенок не делится своими проблемами с родителями, таким образом, у подростков отмечается узкий спектр интеллектуальных интересов, низкая способность к обучению, непостоянство, отсутствие стойкойсти  мотива.

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной работе проведен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности. Для подростков из неблагополучных семей характерен особый процесс социализации, обусловленный особенностями дефекта. Для них характерны  следующие особенности: выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей и авторитетов , агрессивное отстаивание своих прав  на  самостоятельность, они способны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства, проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения, презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.

       Одна  из задач нашего исследования заключалась  в проведении теоретического  анализа  литературы  по теме исследования (дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблеме возникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенности подросткового возраста).

       У подростков со склонностью к бродяжничеству часто отмечается непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, отсутствует  способность решать абстрактные  задачи, они выполняют  предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем.

Основным  результатом анализа эмпирического  материала является фактор, подтверждающий гипотезу, что деструктивные семьи являются причиной возникновения подростковой беспризорности. В результате исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Для выхода из сложившегося положения следует  выделить три основных подхода:

1. Следует настойчиво  совершенствовать существующую  систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

2. Необходимо  создать специальный орган управленияотвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций.

3. Целесообразно  передать функции по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, их социальной  реабилитации одному из ныне действующих органов власти (например, МВД). Одним из основных критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность резко сократить организационные издержки, консолидировать и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности.

          Устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику.

         Детям очень важно чувствовать, что мир к ним не безразличен… 
                            
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           
 

                                          Литература: 
1. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва.Издательский центр « Академия».1999. 
2. Беляева Л.И. Материалы конференции «Подросток и закон». Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ, 2002. 
3. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000. 
4. Адлер А. Беспризорные дети. – Ф.-на Майне. 1997. 
5.Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск, 1986. 
6. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. – М.: Знания, 1993. 
7. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность //Социс, 1998. №3. 
8. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. №5 
9. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. №6

Информация о работе Беспризорность как социально-педагогическая проблема