Беспризорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и изучить психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности .
Объект исследования: подростковая беспризорность.
Предмет исследования: психологические аспекты причин подростковой беспризорности.

Содержание

Введение.

Глава I . Безнадзорность и беспризорность как социальное явление.

§1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности.

§1.2. Особенности подросткового возраста и подростковой беспризорности.

Глава II. Психологические причины проблемы беспризорности.

§2.1. Описание этапов и методов исследования.

§2.2. Исследование причин подростковой беспризорности.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

готовая КУРСОВАЯ ЭЛЛА.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

без родителей, находились в ведении местных советов, а также министерства                                                                                                                            просвещения, здравоохранения, трудовых резервов, внутренних дел. В

первые послевоенные годы ведущим и координирующим органом  был отдел по борьбе с детской преступностью и безнадзорностью НКВД/МВД СССР.

     Роль  общественных организаций в социальной защите детей – сирот и борьбе с детской беспризорностью сводилась  к помощи государственным органам.   Этой работой занимались профсоюзы, которые организовывали шефство над детскими домами, собирали вещи и средства для их воспитанников, направляли своих представителей для участия в работе детских комиссий при исполкомах.

     Понятия «безнадзорность» и «беспризорность» часто путают

     «безнадзорный — лишенный надзора»;

       «беспризорный — 1) лишенный присмотра; 

     2) бездомный, живущий на улице»  [4,с.-36].

     Судя  по материалам педагогических энциклопедий, в 60-х годах беспризорность трактовалась как отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате потери   родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения и других причин. Позже понятие «беспризорные дети» практически исчезло со страниц отечественных изданий, не говоря уже об  официальных документах. Считалось, что имелись лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или из детских домов из-за конфликтов с родителями, воспитателями, в поисках приключений.

       Между тем детские приемники, действовавшие в системе Министерства внутренних дел РФ, не пустовали. Они собирали под своей крышей не только потерявшихся детей и подростков-«путешественников», но и тех, кто забыл о собственном доме, жил, где придется, добывал средства

к существованию  нищенством, проституцией, кражами. Другими  словами, в те годы беспризорность, уменьшившаяся в размерах, как бы ушла в тень, а потому этой проблемой серьезно не занимались [5,c.38].

       Спустя 40 лет беспризорность видится как  отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни.

       Между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

       Безнадзорность есть отсутствие надзора за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства — этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это-характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

       Безнадзорный  ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному время препровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

       К отличительным признакам беспризорности относятся: полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей.

       Беспризорность  часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют  родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Особенности подросткового возраста и подростковой             беспризорности.

     Подростковый  возраст  издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. Период трудный для самого подростка и для окружающих его людей. Парадоксально, но самые серьезные решения в своей жизни  человек принимает именно в том возрасте, когда его собственный опыт минимален; если принятое решение в дальнейшем оценивается личностью как неудачное, связанное с этим разочарование может крайне неблагоприятно сказываться на ее поведении.

     В подростковом возрасте физическое и  духовное развитие несовершеннолетнего  ещё не завершено. И это отражается на характере  его действий и поступков, свойственных детскому и подростковому возрасту, а именно  жажда приключений, любопытство, внушаемость, доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, беспощадность в конфликтных ситуациях.

     Всем  подросткам присущи такие особенности, как недостаток социального опыта, повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к подражанию, противоречивость и неустойчивость в поведении и во взглядах, подверженность посторонним влияниям. Им свойственно желание оказаться взрослыми, и поэтому путем неправомерных поступков они демонстрируют свою «взрослость» [6,c.74].

     Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая  подверженность групповым воздействиям, импульсивность – такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать  в воспитательно-профилактической деятельности.

     Формирование  смысла жизни подростков является одним из эффективных направлений социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения. Экзистенциальный вакуум и слабая ценностная регуляция - благоприятные предпосылки для проявления отклоняющегося поведения подростков. «Своеобразный характер сформировавшейся таким образом системы личностных ценностей, бедность внутреннего мира и узость кругозора порождают ощущение внутренней «пустоты», ориентацию на человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом» [17, с. 85]. Относясь безвольно и безоценочно к предлагаемым групповым нормам, подросток часто попадает в молодежные формирования асоциальной и антисоциальной направленности.

     Позитивные  для формирования смысла жизни приобретения подросткового возраста:

- формирование  чувства социальной идентичности;

-наличие потребности в проявлении собственной индивидуальности;

-формирование  сознательного отношения к собственной личности, обращение сознания внутрь себя, появление рефлексии;

- наличие  потребности в освоении социального пространства, стремление к включению в различные виды деятельности, к познанию нового и ранее неизвестного;

- появление  абстрактного мышления;

-предпосылки  к формированию постконвенциального  уровня морального развития;

- выработка  жизненной философии, системы ценностей, осознание                                                                                                                   

сложных философских проблем, в том числе и проблемы смысла жизни;

- стремление  к независимости и самостоятельности;

- постановка  задач будущего.

     В то же время существуют особенности возрастного периода, затрудняющие взаимодействие подростка с социумом. К ним относятся:

-некоторые  физиологические особенности: повышенная возбудимость, относительная неустойчивость нервной системы, быстро протекающие изменения в организме;

- завышенные  притязания, переходящие в дерзость;

-размытость  границ реального и возможного, частая переоценка своих возможностей;

- недостаточная  самостоятельность и неготовность  к реализации своих жизненных планов;

-зависимость  от мнения группы сверстников;

- неадекватность  представлений о достоинствах и недостатках.

     Одной из основных причин, выгоняющих детей  на улицу является, прежде всего, неблагополучная семья, неблагополучие которой проявляется в двух наиболее распространенных формах: конфликтности и асоциальном

образе  жизни. Конфликтные семьи характеризуются конфронтирующим типом отношений между супругами и родителями и детьми. Для них характерны ссоры, взаимные оскорбления, угрозы или, наоборот, затяжное отсутствие контактов, что не менее тяжело для детей. Конфликтность семьи порождается многими причинами: невротизацией родителей, передающейся детям; кризисом супружеских отношений; нищетой; педагогической несостоятельностью родителей, вызывающей у детей такие специфические подростковые поведенческие реакции, как эмансипация и оппозиция. Конфликтная семья отчуждает ребенка, и он нередко ищет спасение в бегстве из дома. В асоциальной семье дети - сироты при живых родителях. Именно они являются контингентом специализированных учреждений. Их родители, как правило, страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут аморальный, паразитический образ жизни, довольствуются случайными заработками, проживают детские пособия, занимаются воровством, пренебрегают нуждами и потребностями детей. Сексуальная распущенность, эмоциональная тупость, грубый эгоцентризм и жестокость родителей, антисанитария и безалаберность в быту, низкий нравственный, культурный и экономический уровень таких семей свидетельствуют об их несостоятельности как института воспитания и социализации детей. Асоциальная семья не только не спасает детей от внешних угроз, но и сама становится источником повышенной опасности. Многие воспитанники социально-реабилитационных учреждений испытали побои, издевательства, голод и сексуальное насилие. У детей, испытавших, жестокое обращение со

стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежеланны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости многообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессию, низкое самоуважение, криминальное, сексуальное поведение. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, принимают наркотические вещества, дети попадают в разряд «созависимых»[7,c.3].

     Повседневные  испытания, которые претерпевает ребенок, превышают предел его адаптационных возможностей, ведут к хроническому и психическому перенапряжению, отчуждению детей и тоже нередко выгоняют их на улицу, а в худшем случае приводят к суициду, потому что такая жизнь теряет какой-либо смысл, ради чего стоит жить и бороться. Бегство из дома ведет ребенка к бродяжничеству, к жизни в асоциальной

     уличной среде. Он утрачивает родительское попечение, становится беспризорным, не имеет постоянного места жительства, соответствующих

возрасту  позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Очевидно, что дети, оказавшиеся в подобном положении, бесправны. Их бесправие усугубляется, если они, сбежав от насилия в семье, попадают в руки жестоких взрослых, которые    

используют  их в воровских делах, вовлекают в половые связи, приобщают к проституции. Позитивный статус сына (дочери) заменяется другим статусом, асоциальным: беспризорник, вор, попрошайка, проститутка и т. п.

     Выдавливание  ребенка, живущего в неблагополучной семье, из школьного воспитательного пространства приводит ребенка на улицу с совершенно иным статусным набором, который направлен на совершенно другие цели и «ценности». Любой социальный статус ребенка вносит свой вклад в его развитие, но особое место в наборе статусных позиций развивающейся личности занимает статус члена семьи и ученика школы, так

как семья  и школа - самые значимые институты социализации детей. Если ребенок (подросток) утратил попечение со стороны безответственных родителей и потерял связь со школой, то это чревато не только отставанием в психическом развитии и деградацией, происходит также деформация, а затем и утрата его позитивного социального статуса. Нарушение социального статуса приводит к прямой дискриминации беспризорных детей и подростков. Их не допускают к участию в большинстве социальных мероприятий и препятствуют поступлению в заведения, предназначенные для других детей. Они оказываются на положении отверженных большинством членов общества, а иногда имеет место и активное противодействие созданию учреждений для детей улиц со стороны местного населения. Детям улиц непросто получить образование, медицинскую помощь, доступ к местам отдыха и ресурсам профессионального обучения. Обычно они не получают необходимых прививок, поэтому у них слабое здоровье. У них нет возможности овладеть навыками, необходимыми для устройства на работу, не хватает средств личной гигиены.

Информация о работе Беспризорность как социально-педагогическая проблема