Беспризорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и изучить психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности .
Объект исследования: подростковая беспризорность.
Предмет исследования: психологические аспекты причин подростковой беспризорности.

Содержание

Введение.

Глава I . Безнадзорность и беспризорность как социальное явление.

§1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности.

§1.2. Особенности подросткового возраста и подростковой беспризорности.

Глава II. Психологические причины проблемы беспризорности.

§2.1. Описание этапов и методов исследования.

§2.2. Исследование причин подростковой беспризорности.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

готовая КУРСОВАЯ ЭЛЛА.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и современных образовательных  технологий 
 

                                           Курсовая работа по педагогике

на тему:

Беспризорность  как социально-педагогическая проблема. 
 
 
 
 

                Выполнил  студент

                3  курса факультета

                педагогики  и психологии

                307 гр.

                Жукова  Э. И.

                Научный руководитель

                канд. пед.наук, доц.

                Черникова Е. В.

                                               Тирасполь, 2011

                                                          Оглавление.

Введение.

Глава I . Безнадзорность и беспризорность как социальное явление.

§1.1. Понятие безнадзорности  и  беспризорности.

§1.2. Особенности подросткового возраста и подростковой беспризорности.

Глава II. Психологические причины проблемы беспризорности.

§2.1.  Описание этапов и методов исследования.

§2.2.   Исследование причин подростковой беспризорности.

Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

                                

                                        

                                       Введение.

     Актуальность  исследования.  Проблема детской  беспризорности стала одной из самых  болезненных в настоящее время. Привычным становится то, что в  наши времена количество  беспризорных сопоставимо с количеством беспризорных в период Гражданской войны. Проблема беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.

     Значительную  часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.

     Анализ  причин роста безнадзорности среди  детей и подростков свидетельствует  о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (безнравственная  обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в организации и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.

          Проблема беспризорности и безнадзорности детей заслуживает самого серьезного и глубокого разговора, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения.

          Проблема беспризорности является одной из наиболее важных в настоящее время.

         Цель исследования: выделить и изучить психологические аспекты проблемы  подростковой  беспризорности .

     Объект  исследования: подростковая беспризорность.

     Предмет исследования: психологические аспекты  причин подростковой беспризорности. 
           Гипотеза исследования: психологическими аспектами причин подростковой беспризорности  являются:

-эмоциональная неустойчивость личности, проявляющаяся в как темпераменте, так и в акцентуации характера;

-деструктивные детско-родительские отношения;

-конфликтные взаимодействия с окружающими: сверстниками, педагогами, родителями;

-семейные кризисы.

            Достижению поставленной цели служат следующие задачи:  
1) провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования: дать общую характеристику подростковой беспризорности, причине возникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенности подросткового возраста;

2) на основе теоретического анализа литературы выявить факторы, оказывающие влияние на явление подростковой беспризорности

3) подобрать  методы и базу исследования, адекватные  замыслу исследования,  
4) осуществить программу эмпирического исследования, дать описание результатов исследования, проверить гипотезу исследования, дать обобщение и интерпретацию полученных результатов; сформулировать выводы. 
         Глава I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

     1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности в семье.

     Безнадзорность  детей и подростков – это сложная  социально-педагогическая проблема. Она  существенно сказывается на социализации подрастающего поколения.

     Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политики государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции – в контексте причин и профилактики безнадзорности и беспризорности. В педагогике – правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю над его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком. В психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.

     Безнадзорный  ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет  с родителями, сохраняет связи  с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких  ему людей.

     Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль над их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.

     Изучение  возрастного состава безнадзорных детей и подростков в педагогической, юридической, психологической, социально-педагогической литературе показало, что преобладающее большинство среди них, дети старшего подросткового возраста. Личное изучение проявлений безнадзорности по месту жительства подтверждает вышеизложенное, что и определило основной интерес к старшим подросткам 12 - 15 лет.

     История развития детского призрения в России началась со времен Великого князя  Владимира (Святого), положившего начало христианизации Руси. Он поручил призрение, попечение и надзор над сиротами духовенству. Его преемник, Великий князь Ярослав Мудрый, учредил сиротское училище, где дал кров и обучил на свои средства более 300 юношей. Призрение бедных и страждущих было одной из главных забот Владимира Мономаха, который завещал своим детям: «Всего же паче убогих не забывайте, но велико могущие по силе кормите, снабдите сироту»[1].

     В Киевской Руси призрение детей-сирот  было либо частным делом князя (как наиболее богатого и могущественного человека), либо возлагалось на церковь, которая уже по одному своему учению и наличию у нее значительных материальных ресурсов,  должна была заниматься этим. Благотворительность в отношении беспризорных детей рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовных побуждений того времени.

     Прямое попечение о беспризорных детях с помощью специальных  учреждений появилось в начале XVIII века, когда Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе   за счет церкви в 1706 году в Холмово-Успенском монастыре «сиропитальницу» для «зазорных» младенцев.  Помимо того приюта, в то же время было открыто еще 10 подобных  заведений.

     Угрожающие  размеры беспризорность приняла  после революции 1917 года. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней гражданской войнами. Ни одна страна в мире не знала в XX веке таких социальных потрясений, как Россия.

     В феврале 1917 года было образовано Министерство социальной помощи,  в составе  которого работало управление помощи беспризорным детям и нуждающимся. В ноябре того   же года его функции   перешли к Наркомату государственного призрения, на  который, в числе прочих, были возложены обязанности материнства и детства и помощи несовершеннолетним (в  апреле 1918 года переименован в Наркомат

социального обеспечения).

     В 1925-1926 годах обстановка с беспризорностью  в стране несколько улучшилась за счет сокращения числа беспризорных детей. В то же время социологические  исследования того периода, опубликованные в журнале «Друг детей» (№ 7 за 1926 г.), показывают, что беспризорники уже перестали быть «наследием гражданской войны» и даже голода в Поволжье, хотя влияние этих событий и продолжало сказываться. Приток новых беспризорных в 1925-1926 годах происходил в основном из городских семей (до этого из деревни) и, более того, из семей рабочих. Дети покидали свои дома вследствие сиротства, неблагоприятных отношений с родителями, тяжелого материального положения семей, связанного с безработицей [2,с.-3].

     Тем временем  руководство страны продолжало принимать многочисленные  решения и постановления, посвященные борьбе с детской беспризорностью. 8 марта 1926 года было принято специальное постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утрате  положения о мероприятиях по борьбе с детской  беспризорностью. 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК утвердили трехлетний план  действий по борьбе с беспризорностью, подготовленный  наркоматом просвещения. Данный план предполагал

выполнение трех основных задач:

                                                                                                                                     - полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений;

-  ускорение  выпуска детей из существующих  действий при осуществлении их серьезной профессиональной  подготовки,  возможность легко начать самостоятельную жизнь;

-  развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность

(организация  столовых для малообеспеченных  семей).  

         Новый рост беспризорности пришелся на военные и послевоенные годы. Он связывался не только с военными потерями. Данные 1945 года РСФСР свидетельствуют, что среди детей,  поступивших в дома ребенка,  доля тех, чьи родители погибли на фронте или в оккупации, составило около 20%. В числе других причин  беспризорности были: голод 1946 года, тяжелые материальные условия жизни большинства населения, новая волна репрессий, последовавшая  за указами об усилении уголовной ответственности за мелкие хищения.

     Общая численность детей,  оставшихся без  присмотра родителей после войны, составляла примерно 3 миллиона человек. Так численность детей до 17 лет, потерявших связь с родителями, составляла примерно 2,5 миллиона человек.

     Рост  детской беспризорности потребовал структурных изменений в системе  социальной защиты детей – сирот. В 1942-1943 годах были приняты постановления СНК СССР « Об устройстве детей, оставшихся без родителей» и « Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью». В них предусматривалось создание комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, при местных советах, и организация отделов по борьбе в составе НКВД как центров для координации всей работы в этом направлении [3,c.43].

     Таким образом, вопросы устройства и воспитания детей, оставшихся

Информация о работе Беспризорность как социально-педагогическая проблема