Беспризорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и изучить психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности .
Объект исследования: подростковая беспризорность.
Предмет исследования: психологические аспекты причин подростковой беспризорности.

Содержание

Введение.

Глава I . Безнадзорность и беспризорность как социальное явление.

§1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности.

§1.2. Особенности подросткового возраста и подростковой беспризорности.

Глава II. Психологические причины проблемы беспризорности.

§2.1. Описание этапов и методов исследования.

§2.2. Исследование причин подростковой беспризорности.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

готовая КУРСОВАЯ ЭЛЛА.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

     В целом большинство членов общества считает детей улиц источником неприятностей, хулиганами, аморальными типами, наркоманами  и алкоголиками, не спорными на какие-либо хорошие поступки и отношения.   

     Все они представляются гражданам потенциальными преступниками. Отсюда и столь негативное отношение, которое не позволяет обществу понять необходимость оказания помощи этим детям.

     Судьба  беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребенка  отличают неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают неадекватны. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается, жизнь реализуется в ситуации потери

смысла.

     Для того чтобы понять, какую социальную опасность на государственном уровне представляют безнадзорные дети, необходимо рассмотреть психологические особенности личности данной категории несовершеннолетних и выделить основные причины этого явления.

     Отрочество, подростковый возраст в период жизни  человека от детства до юности. В  этот самый короткий период происходит формирование личности через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он приобретает чувства взрослости.

     В современном обществе стремление подростка  к статусу взрослого – мечта  малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.

     Большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия,

память, речь, мышления и старается предать  им глубину и блеск. Моральные  ценности, качество личности – самостоятельность, смелость, воля также становятся для них объектом самовоспитания. Подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй.

     Стремление  обрести себя как личность порождает  потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, - и в первую очередь это относится к семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – противостоять любым предложениям, суждениям, чувствах тех, на кого направлено отчуждение.

     Отрочество  – это период, когда подросток  начинает высоко ценить свои отношения  со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у  него, жизненным опытом, даёт возможность  подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобным порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей

в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает  черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, риск, взаимовыручка.

     В подростковом возрасте могут происходить  изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, попадая под зависимость  от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, формируют в напряжённость, с которой трудно справиться.

     Подростковый  возраст – период отчаянных попыток  «пройти через всё». При этом подросток  в большей части начинает свой подход с

табуированных или невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. В этот период происходит объективное изменение социального положения. Потеря идентичности самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – основное содержание отроческих переживаний.   Неудовлетворённость может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет                                                                                                                                тяжёлые чувства подростка.

     Многие  подростки переживают кризис во внешних  проявлениях негативизма – бессмысленном  противодействии другому, немотивированном противостоянии.

     В этом возрасте частота противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Максимализм и лабильность  полярных позиций определяют противоположные  тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с  другим к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток.

     Специалисты в области детской психологии констатируют, что беспризорных и  безнадзорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в групповых действиях [8,c.71].

     Для безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая  запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать притягательную силу. С  точки зрения криминалистов подростки, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других,    

агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность  и пр. Данные признаки ведут к  деградации личности, которой сопутствует  ориентация на асоциальное поведение. Не случайно безнадзорных подростков относят к группе социального риска.

     Есть  ещё одно объяснение, почему безнадзорный подросток 

принадлежит к этой группе. Дело в том, что  он не только опасен для 

общества  и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности, независимо от того, исходит ли она от «вожака», под   

чьим  началом он существует, или от представителя  государственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами, безнадзорный – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи.

     Однако  прежде чем рассматривать политику государства в отношении безнадзорных детей в социально-правовом аспекте  необходимо выделить основные причины  этого явления. Одна из главных причин детской беспризорности – отсутствие надзора за несовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто их заменяет.

     В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при  Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис  детской безнадзорности определён  следующим образом: «Детская безнадзорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды».

     Подобной  точкой зрения придерживаются и большинство  правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины подростковой безнадзорности предопределяются такими факторами, как:

     - экономический кризис;

     - безработица;

     - обнищание широких слоёв населения чьё большинство живет за чертой бедности;

     - повсеместное ослабление семейных  устоев;

     - утрата старшим и младшим поколениями  моральных ценностей;

     - пьянство и алкоголизм, наркомания;

     - распространение среди детей  и взрослых психических заболеваний.

     Все эти факторы служат благоприятными условиями для                          возникновения наиболее серьёзных негативных социальных явлений, одним из которых и является подростковая безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы.

     Как отмечают психологи, у большинства  трудных детей и подростков блокирована  одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности  удовлетворить такую 

потребность выкидывает ребёнка на улицу, где он находит то, к чему стремится.

     Следует отметить, что к причинам происхождения  подростковой безнадзорности современные  исследователи в области социологии и детской психологии относят  на сегодняшний день не только экономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера.

     Так, Е.Г. Слуцкий выделяет три основные категории причин развития детской  безнадзорности: социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические  причины.

     К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это

экономический кризис, голод, безработица, эпидемии, интенсивные 

миграционные  процессы в связи с военными конфликтами  или природными катаклизмами.

     Социально-психологические  причины, по мнению автора, связаны  с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым отношением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

     Медико-психологические  причины он увязывает с увеличением  числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности).

     Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное  смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети  

подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.

     Другая  категория детей, пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые  семьёй. Как правило, речь идёт о так называемых неблагополучных семьях.

          Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническим алкоголизмом,        

наркоманией. В подобных семьях всё подчинено  непреодолимому                                                                                                               влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребёнок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам.

     Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие причины безпризорности:

     - экономические (экономический кризис; безработица; обнищание широких  слоёв населения, чье большинство  живёт за чертой бедности; голод;  эпидемии);

     - социальные (повсеместное ослабление  семейных устоев; утрата 

старшим и младшим поколениями моральных  ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа сирот, грубое отношение с детьми, физические наказания, сексуальные домогательства со стороны взрослых);

Информация о работе Беспризорность как социально-педагогическая проблема