Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития Российского общества, связанных с общественно-политическими, экономическими и социокультурными изменениями, возникает необходимость совершенствования системы образования. Придается особая значимость образованию, которое отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение новых социальных ролей, формирование познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям на основе свободного выбора обучающимися видов и форм деятельности.

Содержание

Введение………………………..………………..……………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки ......6
1.1. Проблема воспитания патриотических чувств к родному краю при изучении в психолого-педагогической литературе ....………………………………………………….…6
1.2. Филимоновская игрушка как средство воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников.....................................................................................16
1.3. Формы воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки.……..…………………………….….19
Глава II. Исследование особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………………………………………………………...24
2.1. Определение уровня патриотических чувств у младших школьников .…….24
2.2. Практические рекомендации по реализации форм воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………..…………………………..…34
Заключение …………………………………..…..…………...…………………...…38
Список литературы ………………………………………………..………………..40

Работа содержит 1 файл

курсовая распечатать.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

Результаты анкетирования «Что я знаю о филимоновской игрушке?» (А.П. Рогов) показали, что более половины респондентов проявляют устойчивый интерес к народному промыслу, но имеют непрочные знания об игрушке  и ее истории, обычаях и традициях  жителей села. Следовательно, когнитивный  компонент слабо сформирован  у младших школьников. Исходя из этого, получилось, что только у 5 учащихся высокий показатель когнитивного компонента, у 14 учащихся средний показатель и  у 2 учащихся низкий показатель когнитивного компонента.

Методика выявления патриотических чувств у младших школьников (Л.П. Ильиченко)

Данная методика проверяет и  оценивает эмоциональный компонент  воспитанности патриотических чувств у младших школьников.

Цель: выявить уровень сформированности у школьников ценностных ориентаций, отношения к филимоновской игрушке.

Обработка и интерпретация результатов: за первый вариант ответа начисляется 3 балла, за второй - 0 баллов, за третий - 4 балла, за четвертый - 2 балла, за пятый - 5 баллов и за шестой - 1 балл.

Сумма баллов от 4 до 5 свидетельствует  о высоком показатель эмоционального компонента. Дети проявляют любовь к своему краю, гордятся за трудовые и творческие успехи страны.

Сумма баллов от 2 до 4 свидетельствует  о среднем показателе эмоционального компонента. Дети уважительно относятся  к своему краю, но у них недостаточный  эмоциональный отклик на народные традиции. Сумма баллов от 0 до 2 говорит о  низком показателе эмоционального компонента. У детей отсутствует переживание  за свой город и его успехи. Порядок  проведения: учащимся раздаются бланки с вариантами ответов, и предлагается выбрать только один вариант ответа.

Когда я беру в руки филимоновскую  игрушку, я чувствую...

  1. радость
  2. равнодушие
  3. восхищение
  4. грусть
  5. счастье
  6. недовольство

Подробно результаты данной методики можно проел елить по гаолице  Результаты методики выявления патриотических чувств у младших школьников и  уровня эмоционального компонента

Таблица 5

№ п/п

Вариант ответа

Количество ответивших

%

Уровень

1

Радость

6

30

средний

2

Равнодушие

1

5

низкий

3

Восхищение

10

50

высокий

4

Грусть

0

0

низкий

5

Счастье

3

15

высокий

6

Недовольство

0

0

низкий


Данные показывают, что большинство  испытуемых гордятся достижениями своей  страны, испытывают к ней чувство  уважения, подавляющее большинство  относится к стране небезразлично, их глубоко волнует ее судьба. Данная методика позволила сделать следующие  выводы: у 65 % учащихся высокий уровень  эмоционального компонента; у 30% - средний  уровень и у 5% - низкий уровень  эмоционального компонента.

Анкета «Патриот» (А.Н. Григорьева)

Данная анкета проверяет и оценивает  когнитивный и эмоциональный  компоненты воспитания патриотических чувств у младших школьников.

Цель: определить содержательную сторону  направленности личности, основу отношения  школьника к окружающему социуму.

Порядок проведения: на каждое из суждений или вопрос предложено несколько  альтернативных вариантов ответов.

Анкета «Патриот»

Ф.И…………………………..Возраст……………….Пол………………….

Инструкция: тебе необходимо сейчас выполнить  следующие задания. Ответь, пожалуйста, на вопросы или оцени следующие  вопросы и задания.

I. Считаешь ли ты себя патриотом?

  1. Да
  2. Нет
  3. Частично
  4. Не знаю
    1. Кто, на твой взгляд, в большей степени влияет на формирование твоих патриотических чувств?
      1. Школа
      2. Родители
      3. Друзья
      4. СМИ
      5. Органы власти
      6. Другое 
    2. Как ты для себя определяешь понятие «патриот»? 
    3. Определи для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркни)
      1. активная деятельная жизнь
      2. жизненная мудрость

3.здоровье

        1. материальное обеспечение жизни
        2. образование
        3. наличие хороших и верных друзей
        4. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
        5. творчество
        6. уверенность в себе
        7. аккуратность
        8. воспитанность
        9. исполнительность
        10. ответственность
        11. твердая воля
        12. терпимость
        13. чуткость
    1. Отметь, что в твоей компании, коллективе, кругу твоих друзей ценится больше всего?
      1. Умение ценить настоящую дружбу
      2. Готовность помочь друг другу в трудную минуту
      3. Взаимопонимание
      4. Честность
      5. Хорошие манеры
      6. Умение модно одеваться
      7. Сила воли
      8. Смелость
      9. Интерес к литературе или искусству
      10. Наличие фирменных вещей, дисков и т.д.
      11. Наличие денег на всякие расходы
      12. Способности
    2. Из предложенных вариантов ответа выбери тот, который в наибольшей степени выражает твою точку зрения:
      1. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы
      2. Я люблю проводить время с друзьями
      3. Мне нравится посещать музеи или выставки
      4. Я люблю, что-нибудь изготавливать своими руками
    3. Закончи предложения.
  1. Каждый из нас верит...
  2. Каждый из нас имеет...
  3. Каждый из нас готов...
  4. Каждый из нас хочет...
  5. Когда я задумываюсь о будущем нашей страны, то...
  6. Когда я вижу талантливого человека, то...
  7. Когда я смотрю на красиво-изготовленные вещи, то...

В анкете приняли участие 21 человек. Из них 13 девочек и 8 мальчиков. На вопрос «Считаешь ли ты себя патриотом?»  были получены следующие ответы:

  1. Да - 16 учеников
  2. Нет - 1 ученик
  3. Частично - 3 ученика
  4. Не знаю - 1 ученик

На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в  большей степени влияет на формирование твоих патриотических чувств» были получены следующие результаты:

      1. Школа - 11 учеников
      2. Родители - 8 учеников
      3. Друзья - 2 ученика
      4. СМИ - 0 учащихся
      5. Органы власти - 0 учащихся
      6. Другое - 0 учащихся

На вопрос «Как ты для себя определяешь  понятие «патриот»? дети предложили следующие варианты ответов:

        1. Любить природу
        2. Любить Родину, страну
        3. Любить народ
        4. Любить русскую культуру
        5. Вера и преданность родному краю

На вопрос о том, какие качества должны присутствовать у патриота, были получены следующие результаты:

1. Наибольшую по значимости респонденты  придают уверенности в себе - 10 человек.

  1. Воля и честность отмечены 5 респондентами в каждом случае.
  2. Третью строчку занимают активная жизненная позиция. Так ответили 3 человека.
  3. Около 17 учащихся также отмечали такие качества, как здоровье, наличие друзей, свободу, жизнерадостность, терпимость, ответственность.
  4. В характеристику патриотизма не вошли или получили единичную оценку: материальная обеспеченность, продуктивная жизнь, аккуратность, высокие жизненные запросы.

На основании проведенной анкеты, можно сделать следующие выводы о когнитивном и эмоциональном  показателях воспитания патриотизма  и патриотических чувств у младших  школьников. Высоко сформирован эмоциональный  компонент, так как положительные  качества личности закладываются в  ребенке с детства школой, семьей, обществом. Примерно у 30 % учащихся средний  показатель эмоционального компонента, дети гордятся своей Родиной, но у  них недостаточный эмоциональный  отклик на народные традиции. И у 5 % учащихся низкий показатель эмоционального компонента, отсутствие переживаний  за свой город. Когнитивный компонент  не достаточно глубоко сформирован, так как дети имеют достаточно хорошие, но не полные знания о понятиях «патриот», «патриотизм». Поэтому у 20 % высокий показатель когнитивного компонента, эти школьники проявляют интерес к жизни своей Родины. 50% - средний показатель когнитивного компонента и 5 % - низкий показатель когнитивного компонента.

Проверить Деятельностный компонент  можно с помощью метода наблюдения. Наблюдая за участием ребенка в праздниках, играх, экскурсиях в музеи и мастерскую народного мастера.

В результате проведенного анализа  анкет, было выяснено, что по сравнению  со всеми компонентами когнитивный  компонент наименее всего сформирован  у младших школьников. Высоким  процентом сформированности является эмоциональный компонент, так как  положительные качества личности закладываются  в ребенке с детства семьей, школой, обществом.

Самый большой показатель всех компонентов  на среднем уровне, так как основная масса учеников имеет представление  о правилах поведения в обществе, проявляет патриотические качества. Учащиеся имеют достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий  «патриотизм», «патриот», «Филимоновская игрушка» однако данные знания не соотносятся  с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, проявляясь в суждениях.

При понимании необходимости и  полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер, нуждается  в стимулировании со стороны. Поэтому  необходима дальнейшая работа по воспитанию патриотических чувств у младших  школьников на уроках и во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Практические рекомендации по реализации форм воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки

Рассмотрев результаты исследования по формированию патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки, выяснилось, что у большинства учеников небольшой  показатель когнитивного компонента и  высокий показатель эмоционального компонента. Поэтому были рассмотрены  следующие методические рекомендации по формам обучения:

1) Необходимо проводить экскурсии  в музеи, мастерские народного  мастера с учениками для углубления  знаний, полученных учащимися на  уроках, расширения их кругозора.  Экскурсии устраивают с целью  полнее раскрыть отдельную тему  учебной программы, глубже ознакомить  с видами изобразительного искусства,  дать ясное представление о  специфике творческой работы  художника или мастера. У детей  развивается память, внимание, появляется  интерес к родному краю, желание  овладеть знаниями о народном  промысле и изучать его историю.

Экскурсии следует проводить после  изучения определенной темы, например, филимоновской игрушки. Учитель  для начала выбирает музей народного  промысла, это может быть музей  города Ефремова, связанный с декоративной обработкой материалов и историей нашего Тульского края, а также мастерские народного мастера филимоновской  игрушки; отдельные памятники народного  зодчества.

После выбора музея, учитель назначает  дату и время проведения экскурсии  детям, желательно, чтобы они записали сообщение в дневник: не только чтобы  самим не забыть, но и оповестить родителей.

Помимо музея можно сходить  в поход или съездить в Филимоново - родину филимоновской игрушки. Учителю  следует обсудить организационные  моменты вместе с детьми, какие  вещи необходимо взять, если это поход. Назначить место и время, если это поездка.

Обсуждать с детьми организационные  моменты следует четко, не упуская  важных деталей, рассказать о маршруте и где находиться то место, куда они  отправляются. Необходимо, чтобы школьники  все запомнили, если не понятно задали вопросы. Учитель по ходу обсуждения должен напомнить правила поведения  на улице, на дороге, чтобы избежать неопрятных инцидентов во время пути. Следует напомнить о поведении  в музее: здороваться, быть вежливыми, ничего без разрешения не трогать, слушать  внимательно экскурсовода.

После экскурсии, необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное, что нового они узнали. Если детям  что-то непонятно, следует, разъяснит  эти вопросы. Можно предложить им написать сочинение на тему прошедшей  экскурсии, нарисовать рисунок, рассказать о понравившихся моментах перед  классом. Затем из работ учащихся можно сделать выставку в школе: это заинтересует не только самих  младших школьников, но и других учащихся, возможно, они тоже захотят  пойти на экскурсию и предложат  своему учителю.

Народная глиняная игрушка близка своим художественным содержанием, меткостью выраженных характеров, чувством радости и полноты жизни, поэтому  она вызывает интерес у учащихся.

2) Эмоциональный и деятельностный  компоненты в большей степени  формируется и наблюдаются во  время игры и в то же время  игра проверяет, как сформирован  когнитивный компонент. Она развивает  у младшего школьника активность, внимательность, наблюдательность, самостоятельность,  решительность, мышление, быстроту  реакций. Игра является одной  из самых доступных, эмоциональных  средств самопознания, развлечения,  интеллектуального развития, а также  она способствует развитию коллективизма,  товарищеской взаимопомощи, ответственности  за выполнения задания, закрепляет  ранее изученные знания.

Выбирая игру, следует учесть интересы школьников, их умственные способности, возраст, необходимо правильно оценивать  ее полезность. Обычно ее следует связывать  с темой, изучаемой на уроке или  уже изученной. К декоративно-прикладному  искусству относятся следующие  игры: «Узнай игрушку», «Самый быстрый», «Умники и умницы», «Поле чудес», «Что я знаю о филимоновской игрушке?», «Кто умнее?».

Информация о работе Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству