Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития Российского общества, связанных с общественно-политическими, экономическими и социокультурными изменениями, возникает необходимость совершенствования системы образования. Придается особая значимость образованию, которое отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение новых социальных ролей, формирование познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям на основе свободного выбора обучающимися видов и форм деятельности.

Содержание

Введение………………………..………………..……………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки ......6
1.1. Проблема воспитания патриотических чувств к родному краю при изучении в психолого-педагогической литературе ....………………………………………………….…6
1.2. Филимоновская игрушка как средство воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников.....................................................................................16
1.3. Формы воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки.……..…………………………….….19
Глава II. Исследование особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………………………………………………………...24
2.1. Определение уровня патриотических чувств у младших школьников .…….24
2.2. Практические рекомендации по реализации форм воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………..…………………………..…34
Заключение …………………………………..…..…………...…………………...…38
Список литературы ………………………………………………..………………..40

Работа содержит 1 файл

курсовая распечатать.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

- выражают субъективную (значимость  идентификации личностью себя  с определенной страной, народом,  культурой, природой на основе  происхождения и похожести;

- включают эмоционально окрашенные  представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений  и предметов, собственных действий  по отношению к Отечеству;

- проявляются в переживаниях, которые  ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на  защиту совей Родины;

- выступают регуляторами конкретных  действий в жизнедеятельности  личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Филимоновская  игрушка как средство воспитания  патриотических чувств к родному  краю у младших школьников

Так как в условиях обучения приобщение к эстетическим ценностям  предполагает овладение индивидом  этими ценностями, они должны быть включены в содержание начального образования.

Я глубоко убеждена, что  народное декоративно-прикладное искусство  родного края призвано содействовать  целостному оптимистическому мироощущению человека, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в народном орнаменте, в образах народного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства родного края способствуют формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением данного вида искусства как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым малой родины.

Декоративно-прикладное искусство  Тульского края создавалось на протяжении столетий. При этом многие поколения  мастеров, передававшие своё искусство непосредственно из рук в руки, вырабатывали своеобразные черты и традиции. В результате сегодня мы располагаем полученным в наследство от предков самобытным многогранным искусством, которое необходимо бережно хранить, творчески развивать и передавать следующим поколениям.

Эстетическая культура и  декоративно-прикладное искусство  Тульского края донесли до наших  дней вековые традиции народа, которые  не должны быть утеряны и стёрты урбанизированной массовой культурой. Изучение детьми декоративно-прикладного  искусства родного края имеет  особое значение в повышении общего уровня эстетического и художественного  образования учащихся, приобщения их к эстетическим ценностям, развитие патриотических чувств.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что знакомство младших  школьников с изделиями тульских мастеров во всём их многообразии позволит учащимся получить представление об особенностях народного художественного творчества родного края, углубит их естественный интерес к декоративно-прикладному искусству, окажет плодотворное положительное влияние на развитие как эмоциональной сферы, так и  эстетических вкусов, идеалов ребёнка. 

В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства».

Младшие школьники должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества.

Необходимо  донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к  истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. 

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа.  Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются патриотические чувства ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов.  Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народная культура  — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. 

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо  с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.            

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка  – это семья.

В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства».

Младшие школьники должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества.

Необходимо  донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к  истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. 

1.3. Формы воспитания  патриотических чувств к родному  краю у младших школьников  при изучении филимоновской игрушки

Формы обучения являются главным инструментом в руках учителя по организации  учебно-познавательной деятельности учащихся, воспитания их патриотических чувств. На уроке изобразительного искусства  основными формами являются: экскурсия  в музеи, в мастерскую народного  мастера; игры и праздники.

Экскурсия - специфическое учебно-воспитательное занятие, с определенной образовательной или воспитательной целью. Она углубляет знания, полученные учащимися на уроках, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу.

Перед учителем открывается широкий  простор для привлечения местного художественного материала, чтобы  показать связь произведений народного  декоративно-прикладного искусства  с жизнью.

Экскурсии устраивают с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной  программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное  представление о специфике творческой работы художника или мастера.

Цель экскурсий и материал, с  которым предстоит знакомиться  учащимся должен быть хорошо продуман учителем. Он заранее посещает музей, определяет, в какие залы поведет  детей, договаривается с экскурсоводом  или получает разрешение самому вести  экскурсию. Если экскурсию будет  вести экскурсовод, необходимо согласовать  с ним ее продолжительность, содержание, исходя из учебных целей, некоторые  особенности ведения экскурсии, учитывающие возрастные особенности  младших школьников.

Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала  на них эстетическое воздействие  и расширила их кругозор, педагог  должен проявить внимание к ее подготовке. Необходимо на уроке предварительно познакомить школьников с целью  экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии  с учебной работой. После экскурсии, необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если детям что-то непонятно, следует, разъяснит  эти вопросы.

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством можно связать с краеведением и более близким знакомством  с природой своей области. Можно  сходить в поход, или съездить в места народных художественных промыслов, например, в Филимоново или посетить музеи города Ефремова, связанные с декоративной обработкой материалов и историей нашего Тульского края; мастерскую народного мастера филимоновской игрушки; артели народных художественных промыслов; отдельные памятники народного зодчества.

Игра также является одной из основных форм обучения. На уроках изобразительного искусства она влияет на умственное развитие младших школьников, с помощью  игр учитель проверяет, как дети усвоили новый материал, способны ли они ориентироваться в нем, активно принимать участие в  игре. К декоративно-прикладному  искусству относятся следующие  игры: «Что я знаю о филимоновской  игрушке», «Поле чудес»,  «Узнай игрушку», «Самый быстрый», «Умники и умницы», «Кто умнее?».

По степени сложности игры делятся  на некомандные, полукомандные и  командные. Некомандные игры - самые  простые: в них каждый пытается проявить свои способности в сообразительности, активности, здесь каждый борется  за себя. В полукомандных играх  участники стараются добиться лучших результатов для себя, но могут  и помогать другим, а также вступать с некоторыми играющими во временное  сотрудничество, чтобы легче достичь  цели. В командных играх участники  соревнуются группами, и результат  зависит не только от успешных действий каждого игрока, но и от умения играющих взаимодействовать, подчиняя личные интересы коллективным.

Учителю при планировании игр следует  подумать, какие из них рационально  использовать на занятиях с учащимися, принимая во внимание класс, воспитательные задачи и прочие условия. Нужно подбирать  такие игры, которые будут интересны  детям, в которых они будут  принимать активное участие. Чтобы  не пропадал интерес к игре надо изменять правила по ходу ее или  начинать новую. Для того чтобы игра прошла успешно необходимо:

  • оценить игру в отношении ее доступности школьникам: соответствует ли она уровню их умственного развития, учесть, что слишком сложная игра снижает интерес у младших школьников и переутомляет их, а чересчур простая не развивает их;
  • вместе с участниками игры учитель должен подготовить место, где будет проводится игра, инвентарь, который обычно изготавливают сами дети на уроках под руководством учителя и выбрать помощников;
  • рассчитать общее время, необходимое для проведения игры, включая подведение итогов и определение победителя;
  • определить оценки результатов игры.

Учителю также нужно перед игрой  объяснить ее содержание и правила. Если учитель разбивает класс  на группы, то выделяют капитанов команд, им можно прикрепить специальные значки, символы. Их лучше выбирать самим учащимся, но если игра интересная и желающих быть капитаном много, можно сделать расчет (по числам, жребию), сам учитель (ведущий) может разбить детей на команды, зная способности каждого из них.

Детям следует периодически напоминать правила игры, учителю нужно следить, чтобы игроки не нарушали правила, играли честно, согласовывали свои действия с действиями товарищей, выручали свою команду. Если произошло нарушение  правил, учитель останавливает игру или делает замечание. Важно следить  за эмоциональной нагрузкой, необходимо делать перерывы, уточняя условия  игры или действия играющих.

По окончанию игры подсчитываются результаты: с помощью баллов, по количеству набранных жетонов или  карточек, которые команды зарабатывают во время игры. Учитель должен отметить штрафные очки, наибольшее или наименьшее выполнение того или иного задания. Далее определяется команда победителей, лучше, если дети сами посчитают результаты, это будет хорошей проверкой  на честность.

Информация о работе Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству