Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития Российского общества, связанных с общественно-политическими, экономическими и социокультурными изменениями, возникает необходимость совершенствования системы образования. Придается особая значимость образованию, которое отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение новых социальных ролей, формирование познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям на основе свободного выбора обучающимися видов и форм деятельности.

Содержание

Введение………………………..………………..……………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки ......6
1.1. Проблема воспитания патриотических чувств к родному краю при изучении в психолого-педагогической литературе ....………………………………………………….…6
1.2. Филимоновская игрушка как средство воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников.....................................................................................16
1.3. Формы воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки.……..…………………………….….19
Глава II. Исследование особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………………………………………………………...24
2.1. Определение уровня патриотических чувств у младших школьников .…….24
2.2. Практические рекомендации по реализации форм воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………..…………………………..…34
Заключение …………………………………..…..…………...…………………...…38
Список литературы ………………………………………………..………………..40

Работа содержит 1 файл

курсовая распечатать.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………..………………..……………………………………..3

Глава I. Теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки ......6

1.1. Проблема воспитания  патриотических чувств к родному  краю при изучении в психолого-педагогической  литературе ....………………………………………………….…6

1.2. Филимоновская игрушка  как средство воспитания патриотических  чувств к родному краю у  младших школьников.....................................................................................16

1.3. Формы воспитания патриотических  чувств к родному краю у  младших школьников при изучении  филимоновской игрушки.……..…………………………….….19

Глава II. Исследование особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………………………………………………………...24

2.1. Определение уровня  патриотических чувств у  младших  школьников .…….24

2.2.  Практические рекомендации по реализации форм воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………..…………………………..…34

Заключение …………………………………..…..…………...…………………...…38

Список литературы ………………………………………………..………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях развития Российского общества, связанных с общественно-политическими, экономическими и социокультурными изменениями, возникает необходимость совершенствования системы образования. Придается особая значимость образованию, которое отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение новых социальных ролей, формирование познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям на основе свободного выбора обучающимися видов и форм деятельности.

Воспитательная работа по формированию патриотических чувств у  учащихся начальной школы имеет  огромное значение,  это связано  в первую очередь с тем, что  современному российскому обществу необходим человек любящий и  знающий свою Родину,  ее уникальность и особенности.

Безусловно, в своем развитом виде патриотические чувства имеют  достаточно абстрактный и обобщенный характер и в окончательном варианте могут быть сформированы в подростковом или даже в юношеском возрасте, когда молодой человек пересматривает свое отношение к миру, формулирует  нравственные принципы,  осознает систему  высших мотивов и ценностей.  Однако предпосылки формирования патриотизма  могут быть заложены и в более  раннем возрасте,  хотя при этом необходимо учитывать конкретно-образный характер мышления младшего школьника,  эмоционально-чувственный  характер отношения к миру.  Поэтому  для формирования предпосылок патриотических качеств необходимо использовать материал повседневной жизни школьника,  материал,  позволяющий сформировать отношение  к окружающим людям, природе и  местности на основе ситуационной вовлеченности,  эмоционального сопереживания и  конкретно-образных впечатлений.  Таким  материалом может стать филимоновская  игрушка,  в процессе изучения которой  ребенок осознает традиции и законы своего народа,  понимает историческую значимость событий, произошедших в  той местности, в которой он живет. Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный в России и за рубежом. Ее духовная наполненность и сила выразительности постоянно вызывает интерес. Черты национального характера, обусловленного окружающей природой, укладом жизни, историей, эмоциональный, психологический склад народа всегда предоставляют духовное содержание и самобытный характер рукотворных предметов. Поэтому сегодня, наиболее верным направлением оптимизации творческого развития учащихся объединений дополнительного образования Тульской области, является изучение традиционного промысла филимоновской игрушки, с учетом гармоничного сочетания общепедагогических требований и региональных традиций.

     Чувство патриотизма  так многогранно по своему  содержанию, что не может быт  определено несколькими словами.  Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ,  и ощущение своей неразрывности  со всем окружающим, и желание  сохранять, приумножать богатство  своей страны.

Патриотизм - это когда  вы считаете, что эта страна лучше  всех остальных оттого, что вы здесь  родились. Бернард Шоу

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Патриотическое воспитание в начальной школе формирует   образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия имеют ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступают как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.

Чувства - одна из основных категорий  психологии, которая активно изучалась  отечественными и «рубежным» психологами. Особый вклад в изучение чувств внесли П. П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Б. И. Додонов, К.К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Ч. Фрейд, П. М. Якобсон и другие. На основе анализа данных работ можно утверждать, что человек, познавая действительность, определенным образом относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Представление об эмоциональных состояниях личности становится определеннее, если удается узнать, какие чувства при этом испытывает человек, каков характер его переживаний. В этике и психологии существуют два термина, обозначающие эмоциональные состояния личности - чувство и эмоция. В научных исследованиях данные понятия дифференцируются. И. С. Кон отмечает что, если чувства представляют собой устойчивые субъективные отношения человека к чему-либо, то эмоции - это переживание того или иного чувства в определенный момент в конкретной ситуации.

Объект исследования: воспитание патриотических чувств у младших школьников.

Предмет исследования: формы воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки.

Цель исследования: выявить и обосновать формы воспитания  патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки и разработать методические рекомендации по их использованию.

Задачи исследования:

  • изучить теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки в пихолого-педагогической литературе;
  • рассмотреть особенности воспитания патриотических чувств в работе с младшими школьниками;
  • определить уровень патриотических чувств у младших школьников.
  • выявить и обосновать формы патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки и разработать методические рекомендации по их использованию;

Методы исследования: теоретический (анализ, синтез, классификация); эмпирический (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование).

База исследования: МБОУ «СОШ №5» Тульской области, города Ефремова.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки

    1. Проблема воспитания патриотических чувств к родному краю при изучении в психолого-педагогической литературе

Чувства - одна из основных категорий  психологии, которая активно изучалась  отечественными и «рубежным» психологами. Особый вклад в изучение чувств внесли П. П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Б. И. Додонов, К.К. Пдатонов, С. Л. Рубинштейн, Ч. Фрейд, П. М. Якобсон и другие. На основе анализа данных работ можно утверждать, что человек, познавая действительность, определенным образом относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Представление об эмоциональных состояниях личности становится определеннее, если удается узнать, какие чувства при этом испытывает человек, каков характер его переживаний. В этике и психологии существуют два термина, обозначающие эмоциональные состояния личности - чувство и эмоция. В научных исследованиях данные понятия дифференцируются. И. С. Кон отмечает что, если чувства представляют собой устойчивые субъективные отношения человека к чему-либо, то эмоции - это переживание того или иного чувства в определенный момент в конкретной ситуации.

Стало традиционным следующее определение, данное в психологическом словаре  под редакцией А. В. Петровского: «Чувство – это: 1. Способность воспринимать, испытывать внешние воздействия, результат  такого воздействия. 2.  Внутреннее  психическое состояние человека (например, чувство гордости, патриотизма). 3. Душевный подъем, волнение.  4. Осознание  своего отношения к чему-либо»

В A Сахаров подчеркивает «В современной психологической науке понятие «чувство» определяется как относительно устойчивое свойство личности, представляющее собой форму отражения реальных отношений субъекта и связи с его потребностями и мотивами к значимым для него объектам реальной действительности: чувство проявляется как переживание (А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, Г. А. Фортунатов, П. М. Якобсон). Из множества определений понятия «чувства» наиболее полным, на наш взгляд, можно считать трактовку, данную Р.С. Немовым: «Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам». В зависимости от направленности чувства трактуются как моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные, эстетические, практические (чувства, сватанные с деятельностью человека).

Обычно чувства рассматриваются  одной из основных форм переживания  человеком своего отношения к  предметам и явлениям действительности отличающейся относительной устойчивостью. Как отмечает А. В. Петровский, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности.

Но мнению Б. И. Додонова, формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных моральных, общественно-политических, культурных и эстетических ценностей  общества, а также через творческое открытие самим объектом тех или  иных новых ценностей. Сами ценности, неразрывно связанные с потребностями  личности и общества, образуют сложную  иерархию. И те из них, по отношению  к которым «взвешиваются» все  остальные,  называются фундаментальными.

Только став предметом устойчивых чувств, мотивы, идеалы, нормы поведения  становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувство – одно из основных эмоциональных состояний  человека. Чувства выражают смысл  ситуации для человека с точки  трения актуальной в данный момент потребности, значения для удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Чувства воспринимаются  человеком  в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Как пишет Б.И. Додонов, чувства носят предметный характер, связываются с представлением о  некотором объекте. Предметами чувств становятся, прежде всею, те явления  и условия от которых зависит  развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Чувства определяют динамику и содержание ситуационных эмоций, которые, в свою очередь, уточняют содержание чувств в  отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувством деятельности. Особенность чувств в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и заканчивая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам

По мнению P.C. Немова, специфика чувства как формы отражения состоит в том, что объекты и явления окружающего мира отражаются не в форме понятий, а в форме переживаний, черед призму личностных отношений к ним. Понятие «чувство» рассматривается и в этической литературе. Оно определяется как форма закрепления социального опыта в сознании человека. Те чувства, которые часто им переживаются, осознаются, со временем становятся качествами личности. Чувство выступает как проявление качества, а качество выстукает как устойчивое чувство.

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, чувства - компонент эмоциональной сферы. Общим для всех чувств является то, что они всегда заключают в  себе эмоции. Эмоции являются первичными по отношению к чувствам. Чувства  протяженнее по времени, чем эмоции, редко переживаются в «чистом» виде. На разграничение данных понятий  следует обращать особое внимание, поскольку это имеет не только теоретическое, но и практическое значение – без  раскрытия соотношения  чувств и эмоций было бы трудно понять педагогический процесс развития патриотических чувств. Каково же определение понятия  «эмоция»? В психологии эмоция определяется как конкретная форма протекания процесса переживания чувств, ( А.Г. Ковалев, Г.А. Фортунатов): как психологическое  отражение в форме переживания  жизненного смысла явлений, которое  обусловлено отношением их свойств  к потребности субъекта. Эмоция определяется как психологическая форма осуществления потребности, выражающая ее активную сторону (С. Л. Рубинштейн): как процесс, на основе которого развиваются чувства как свойства личности (например, чувство любви к матери у ребенка образуется в результате обобщения конкретных эмоций: радости, восхищения, благодарности, грусти) (П. М. Якобсон). Эмоции у человека отражают «объективные отношения предметов и явлений окружающего мира к нуждам человека как организма», а чувство - «как к личности, как к члену общества» (Д. Б. Эльконин)

Эмоции могут вызываться ситуациями и сигналами, которые  предшествуют прямым, вызывающим эмоцию воздействиям. Эмоции вызывают оценочное  отношение к условиям, которые  способствуют или препятствуют осуществлению  деятельности. Это отношение представлено в качественных характеристиках  – эмоциях положительных или  отрицательных (Б. И. Додонов). Мы разделяем  точку зрения, согласно которой основным в чувстве является то эмоциональное  отношение, которое установилось у  человека к определенному предмету или кругу явлений (П. М. Якобсон), представляющих для личности особую значимость.

Ряд ученых рассматривают  чувства как отражение в мозгу  человека его реальных отношении, т.е. отношений потребностей субъекта к  значимым для него объектам. Чувства  проявляются в психической жизни  людей как поток разнообразных  по силе, длительности и сложности  и содержанию эмоциональных переживаний. Эмоции и чувства единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Способность  чувств производить опенку хорошо согласуется  с их характеристиками: возникновении  их в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и т.д. Чувства являются тем языком, той  системой сигналов, посредством которой  субъект  узнает о потребности, значимости происходящего. В психологии особо  выделяют две взаимодополняющие функции, выполняемые по отношению к определенным психическим процессам. В исследованиях выявлено влияние чувств на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления-торможения (П.К.Анохин); следообразования (А.Н. Леонтьев, Я.М. Калашник, А.Р. Лурия); подкрепления (П.В. Симонов).  Вторая функция предвосхищающая (А.В. Запорожец); эвристическая (О. К. Тихомиров). Чувства могут  становиться побудителями действий. Само возникновение переживание трансформируется в мотив поступка, человек стремится реализовать его. Так, чувства становятся началом, стимулирующим деятельность человека (П.М. Якобсон); следовательно, развитие патриотических чувств должно иметь своей целью преобразование их в мотивы эмоционально-значимой деятельности личности. Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к сочетанию их приспособительный характер исключают возможность простой их, по уровням проявления (высшие – низшие), по психическим процессам, по предметному содержанию и др. Существующие классификации различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Информация о работе Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству