Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития Российского общества, связанных с общественно-политическими, экономическими и социокультурными изменениями, возникает необходимость совершенствования системы образования. Придается особая значимость образованию, которое отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение новых социальных ролей, формирование познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям на основе свободного выбора обучающимися видов и форм деятельности.

Содержание

Введение………………………..………………..……………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки ......6
1.1. Проблема воспитания патриотических чувств к родному краю при изучении в психолого-педагогической литературе ....………………………………………………….…6
1.2. Филимоновская игрушка как средство воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников.....................................................................................16
1.3. Формы воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки.……..…………………………….….19
Глава II. Исследование особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………………………………………………………...24
2.1. Определение уровня патриотических чувств у младших школьников .…….24
2.2. Практические рекомендации по реализации форм воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………..…………………………..…34
Заключение …………………………………..…..…………...…………………...…38
Список литературы ………………………………………………..………………..40

Работа содержит 1 файл

курсовая распечатать.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

После объявления результатов полезно  провести краткий разбор игры: отметить более инициативных учащихся, дисциплинированных и точно соблюдавших правила; указать ошибки в игре, поставить  задачу на дальнейшее улучшение игровых  умений.

Также можно проводить викторины, которые необходимы для проверки знаний у школьников по изученной  теме, например по декоративно-прикладному  искусству. Учащиеся делятся на команды  и отвечают на вопросы, они могут  быть записаны на доске или на карточках, которые раздаются каждой команде. Задания должны соответствовать  возрасту и интеллектуальным способностям детей. Побеждает та команда, которая  быстрее и правильно ответит  на все вопросы. Выделяют следующие  викторины: «Самый быстрый», «Угадай-ка», «Кто умнее?».

Кроме экскурсии и игры выделяют еще одну важную форму обучения - праздники.

Праздник - это обычно приуроченное к какому-либо событию или календарной дате: Масленица, праздник посвященный игрушке «Веселая ярмарка», Праздник урожая. Обрядовая сторона обычно играет в празднике важную роль, однако может включать в себя и другие элементы, не носящие обрядового характера: выступления, подведение итогов соревнования, концерт юных участников художественной самодеятельности. Праздникам присуща непринужденность, красочность, веселье, эмоциональный подъем. Они влияют на развитие творческих способностей, активность, формирование глубоких знаний по теме.

При проведении праздников осуществляется воспитание патриотических чувств, где  педагог воздействует на сознание и  чувства ребенка, формирует у  него активную любовь к Родине и  народным промыслам родного края, тем самым воспитывая гражданина и патриота страны.

Поскольку каждый праздник связан с  каким-то событием или календарной  датой, необходимо дать представление  младшему школьнику о том, как  называется праздник; когда он отмечается; почему именно в этот день или месяц, а ни в какой-нибудь другой; почему он так важен и необходим для  страны или родного края, для людей, которые живут там; что важного  произошло в этот день. Затем рассказать, как люди отмечают праздник, какие  традиции сформировались у них. Например, если этот праздник связан с филимоновской  игрушкой: «Веселая ярмарка», учителю  необходимо рассказать детям о ярмарках народного промысла. О том, что  там торговали игрушками, яркими, красочными, разнообразными, и другими  товарами, продавцы использовали приговорки-прибаутки, для того, чтобы привлечь покупателей  к своим товарам. На ярмарке не обходилось без песен и частушек. В этот праздник все веселились, никто ни сидел дома.

Польза праздников в том, что  они помогают младшим школьникам больше и лучше узнать о своем  родном крае, народных промыслах, о  мастерах, благодаря которым можно  любоваться и восхищаться филимоновскими игрушками. Ребята тесно соприкасаются  с историей своей Родины, поэтому, в последствии они начинают гордиться  и любить родной край. Это и есть одна из целей патриотического воспитания.

В школе перед проведением данного  мероприятие учитель ставит воспитательные цели и задачи, разрабатывает сценарий праздника, учитывая возрастные особенности  учащихся.

Вместе с детьми учитель продумывает  тему праздника и его содержание, он может быть посвящен пройденной теме: «Праздник игрушки» или другому  праздничному событию: «Масленица». В  сценарий можно включить музыку, песни, стихи, загадки, организовать конкурсы или подготовить театральное  представление. Необходимо, чтобы все  дети по возможности приняли участие  в организации праздника, например одним учащимся раздаются роли, другие изготавливают декорации, украшают помещение, исполняют песни в  хоре или вместе с учителем и родителями помогают подобрать костюмы. Роль ведущего обычно достается учителю, в крайнем  случае, ребенку, если он проявляет  желание и активность. Вместе с  детьми следует продумать, где будет  проходить праздник. Это может  быть актовый или спортивный зал, школьная площадка, школьный кабинет. Все зависит от того, сколько гостей приглашено на праздник.

После того, как все выучат свои роли, должны пройти репетиции. Учитель  помогает детям, дает советы, проговаривает  с учащимися самые сложные  моменты сценария. Обычно репетиции  проходят несколько раз, чтобы учащиеся знали, когда им выходить на сцену  и что делать. Важно еще то, что дети будут работать коллективно  над праздником, учителю нужно  следить, чтобы они тактично и  уважительно относились к своим  товарищам.

На уроке изобразительного искусства  или труда, учащиеся могут изготовить пригласительные билеты под руководством учителя своим родителям, другим учителям, директору, а так же декорации  к празднику.

Во время проведения праздника  учитель должен помогать детям, подсказывать их речь, напоминать, кто за кем выходит, следить за дисциплиной и поведением детей во время праздника.

После праздника нужно поблагодарить  всех детей за участие, отметить самых  активных, тактичных и дисциплинированных, указать на ошибки, которые имели  место по ходу мероприятия, чтобы  в дальнейшем их не было. Делая самоанализ мероприятия, учитель отмечает, что  было удачным, что не очень, делает вывод  обо всей проведенной работе.

При помощи выше перечисленных форм обучения: экскурсии в музей, мастерскую народного мастера; игры и праздников достигается овладение знаниями, умениями, навыками учащимися, формируются  творческие способности, активность, внимательность, патриотические чувства, процесс обучения становится более эффективным и  интересным для младших школьников.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки

2.1. Определение  уровня патриотических чувств  у  младших школьников

Констатирующий этап опытно-экспериментальной  работы проводился на базе МБОУ СОШ  №5 г. Ефремова. В исследовании принимали  участие ученики 4 Б класса, в количестве 21 человек: 13 девочек и 8 мальчиков.

Для определения уровня патриотических чувств у младших школьников были определены когнитивный, эмоциональный  и деятельностный компоненты. Рассмотрим критериальную оценку показателей  воспитания патриотических чувств.

Критериальная оценка показателей  воспитания патриотических чувств младших  школьников (Вырщиков А.Н.)

Таблица 1

Показатели

Компоненты

Характеристика показателей

Высокий

Когнитивный

Устойчивый интерес школьников к истории Родины, к народным традициям; знание жизни своего народа, его  культуры.

Эмоциональный

Любовь к своему краю, своей семье, близким людям, глубокое переживание  за родной город, страну, гордость за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством.

Деятельностный

Сознательное участие ребёнка  в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, жизни школы, класса.

 

Когнитивный

Проявление интереса к Родине, к  родному краю под руководством учителя; владение неглубокими знаниями жизни  своего народа, желание изучать историю  Родины и своего родного края; понимание  сути народных традиций.


 

Средний

Эмоциональный

Любовь к своей семье, своему родному языку, гордость трудовыми  подвигами и успехами народа; переживание  за свой город, страну; недостаточный  эмоциональный отклик на народные традиции.

 

Деятельностный

Готовность выполнять поручения  взрослых, хотя и без особой охоты  и желания, участие вместе со всеми  в массовых мероприятиях только по их требованию.

 

Когнитивный

Поверхностные знания об истории своего края и Родины; слабое проявление интереса к жизни своего народа.

Низкий

Эмоциональный

Отсутствие проявления переживаний  за свой город, страну.

 

Деятельностный

Отказ от участия в массовых мероприятиях, слабый интерес к народным праздникам.


Были использованы соответствующие  методики, разработанные для исследования уровня патриотических чувств у младших  школьников:

  • Анкета «Что я знаю о филимоновской игрушке?» (А.П. Рогов)
  • Методика выявления патриотических чувств у младших школьников (Л.П. Ильиченко)
  • Анкета «Патриот» (А.Н. Григорьева)
  • Метод наблюдения

Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования.

Анкета «Что я знаю о филимоновской  игрушке?» (А.П. Рогов)

Анкета « Что я знаю о Филимоновской  игрушке?» проверяет и оценивает  когнитивный компонент.

Цель: выявить у учащихся знания о филимоновской игрушке, ее особенностях, о мастерах данного промысла.

Обработка и интерпретация результатов: За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Сумма баллов от 10 до 12 свидетельствует  о высоком показателе когнитивного компонента воспитания патриотических чувств. Дети проявляют устойчивый интерес к народному промыслу, знают о его истории, обычаях  и традициях.

Сумма балов от 7 до 10 свидетельствует  о среднем показателе когнитивного компонента. Дети проявляют интерес  к народному промыслу, но имеют  средние знание о нем.

Сумма баллов от 0 до 6 говорит о  низком показателе когнитивного компонента воспитания патриотических чувств. Дети имеют поверхностные знания о  народном промысле, проявляют слабый интерес к нему.

  1. В какой стране изготовляют филимоновскую игрушку?

а) В России

б) В Америке

  1. Родина филимоновской игрушки?

а) деревня Филимоново

б) деревня Поленово

  1. Из чего изготавливают филимоновскую игрушку?

а) из дерева

б) из глины

  1. Для чего мастер использует деревянную палочку?

а) прокалывает в игрушке отверстие, чтобы свистулька звонко пела

б) использует при лепке игрушки

  1. Где сушат вылепленные игрушки?

а) на солнце

б) в тени

  1. Где обжигают изделие?

а) в печи

б) на солнце

  1. Когда раскрашивают игрушку? а) перед обжигом

б) после обжига

  1. Какими красками расписывают филимоновскую игрушку?

а) акварельными красками

б) анилиновыми красками

  1. Какие четыре краски использует мастер?

а) желтая, зеленая, красная, синяя

б) красная, коричневая, синяя, желтая

  1. Куда ставили игрушку летом, чтобы окна выглядели наряднее с улицы?

а) на стол

б) на подоконник

  1. Известные мастера данного промысла?

а) Е.И. Лукьянова, Е.К. Евдокимова

б) Т.Ю. Охотникова, Г.Т. Данилина

  1. Куда ходят посмотреть на филимоновскую игрушку?

а) на ярмарку

б) в музей

Результаты исследования методики можно посмотреть в таблице. Результаты анкетирования «Что я знаю о филимоновской  игрушке?» и уровня когнитивного компонента.

Таблица 2

Учащиеся

Номера вопроса

Сумма балов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

   

Маша А.

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

11

средний

Лиза Ш.

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

9

средний

Марина Я.

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

1

8

средний

Саша Б.

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

0

1

7

средний

Надя Е.

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

9

высокий

Юля Х.

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

6

средний

Дарья М.

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

7

средний

Настя Л.

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

9

низкий

Анна Ш.

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

0

1

8

средний

Никита Т.

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

8

низкий

Вика Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

9

средний

Витя Л.

1

1

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

6

средний

Дима Х.

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

0

7

средний

Матвей М.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

10

высокий

Андрей С.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

11

высокий

Алла Р.

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

9

средний

Аня М.

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

0

1

8

средний

Зоя Ж.

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

7

высокий

Люда А..

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

10

высокий

Миша В.

1

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

7

средний

Даниил В.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

 

1

1

11

средний

Информация о работе Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству