А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Самой яркой личностью в советской педагогике стал Антон Семенович Макаренко — воспитатель, ученый, писатель.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

Содержание

1.Вклад в развитие педагогики А. С. Макаренко…………………………….2
1.1. Жизнь и педагогическая деятельность……………………………………2
1.2. Основные положения педагогической теории……………………………5
2. Формы организации обучения…………………………………………….17
2.1. Понятие о формах организации и основания их классификации……..17
2.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике……………20
3. Список литературы………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Макаренко.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

Ее достоинства: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего  учебно-воспитательного процесса; простое  управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие  личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность  обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой  группой учащихся, создает условия  для привнесения соревновательного  духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность  и последовательность в их движении от незнания к знанию.

Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в  этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная  система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные  трудности для слабого и задерживает  развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др. Работа в навязанном темпе, — отмечала Е. Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, — это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч .Куписевич, навязывает учащимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы. В итоге одни учащиеся переводятся в следующий класс, а другие — пусть слабые только по какому-либо одному предмету — остаются на второй год, хотя при лучшей организации работы они могли бы с успехом устранить имеющиеся пробелы. В немалой степени второгодничество обязано также жестокости расписания еженедельных занятий в школе, навязывающего всем детям одинаковый темп работы независимо от их возможностей.

Несомненно, критические высказывания в адрес  классно-урочной системы, особенно усилившиеся с конца прошлого века, в своей основе справедливы  и послужили основанием многочисленных поисков и теоретиков педагогики и учителей практиков, с одной  стороны, новых систем обучения, с  другой — путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной  системы, организации обучения в  соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.

Первую  попытку модернизации классно-урочной  системы организации обучения предприняли  в конце ХУШ — начале XIX вв. английский священник А.Белл и учитель Дж.Ланкастер. Толчком этому явился переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии, потребовавшей большого количества рабочих, располагающих хотя бы элементарной грамотностью. Для их подготовки необходимо было увеличить количество школ, а следовательно, и контингент учителей, которые бы обучали значительно большее количество учащихся. Так возникла модифицированная классно-урочная система организации обучения под названием белл-ланкастерская система взаимного обучения, названная по имени ее основателей и примененная указанными авторами в Англии и Индии. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

В настоящее  время повсеместно идут попытки  усовершенствования классно-урочной  и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации, технизации обучения.

Такова  история развития организационных  форм обучения. Из этого беглого  исторического анализа их развития можно констатировать, что наиболее устойчивой оказалась классно-урочная  система и что она действительно  является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Список литературы 

1. П.И. Пидкасистый Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996

2. Ю.К. Бабанский Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Институтов – М.: Просвещение, 1988

3. Латышина Д.И. История педагогики. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005

4. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001

5. А.А. Фролов А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт – Нижний Новгород, 1992

6. А.А. Фролов А.С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике: Материалы Российской научно-практической конференции. 24-25 марта 1992 г. – Нижний Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992

7. Улитин П.В. План внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья» в 3 классе – 2005

8. Макаренко А.С. Собрание Сочинений. Т. 1, 5

Информация о работе А.С. Макаренко