А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Самой яркой личностью в советской педагогике стал Антон Семенович Макаренко — воспитатель, ученый, писатель.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

Содержание

1.Вклад в развитие педагогики А. С. Макаренко…………………………….2
1.1. Жизнь и педагогическая деятельность……………………………………2
1.2. Основные положения педагогической теории……………………………5
2. Формы организации обучения…………………………………………….17
2.1. Понятие о формах организации и основания их классификации……..17
2.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике……………20
3. Список литературы………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Макаренко.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

Таковы  в основных чертах представления  А.С. Макаренко о коллективе как  важнейшем элементе воспитания. Его  открытия были рождены самой жизнью, подкреплены практикой и совершались  в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Исключительная интуиция, способность предвидения, творчество, так, демократизм, доверительность в отношениях с воспитанниками — все это обеспечивало А.С. Макаренко успех в его деятельности.

2. Формы организации обучения.

2.1. Понятие о формах  организации обучения и основания их классификации

Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения  в педагогической науке понятий  «форма организации обучения» или  «организационные формы обучения», как и понятия «формы учебной  работы» как педагогических категорий  пока нет. Прав И.Ф.Харламов, констатируя, что «к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения», и что «многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории»3. Тщательный анализ различных позиций в определении данного понятия, предпринятый И.М. Чередовым, свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение. Поводом к такому выводу послужил определение этого понятия И.Я. Лернером. Он пишет: «Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом». Естественно, напрашивается вопрос: что такое форма организации обучения? В чем состоит ее сущность? Что такое «организация» в данном контексте?

В науке  понятие «форма» рассматривается  как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С. И. Ожегова  понятие «форма» трактуется как  вид, устройство, тип, структура, конструкция  чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма — это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В «Философской энциклопедии» понятие форма определяется так: «форма есть внутренняя организация содержания... Форма обнимает систему устойчивых связей предмета»2. И тем самым выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями. Форма обладает относительной самостоятельностью, усиливающейся тем больше, чем большую историю имеет данная форма.

Применительно к обучению, форма — это специальная  конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием  процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс  взаимодействия, общения учителя  с учениками при работе над определенным учебным материалом3.

Следовательно, форму обучения надо понимать как  конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании  управляющей деятельности учителя  и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного  содержания учебного материала и  освоению способов деятельности. Представляя  собой наружный вид, внешнее очертание  отрезков — циклов обучения, форма  отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого  цикла обучения и как дидактическая  категория обозначает внешнюю сторону  организации учебного процесса, которая  связана с количеством обучаемых  учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. При этом, некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов, считает, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово «форма» — «форма обучения». В первом своем различии «форма обучения» означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин «форма обучения» отличается от термина «форма организации обучения», обозначающего какой-либо вид занятия — урок, предметный кружок и т.п.

Что же понимается под термином «организация»  вообще и в чем суть педагогической трактовки этого термина?

И.М. Чередов  справедливо констатирует, что форма  организации обучения предполагает «упорядочивание, налаживание, приведение в систему» взаимодействия учителя  с учащимися при работе над  определенным содержанием материала. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью  со стороны учителя. Вот один из примеров такой организации. Учебное занятие  начинается с чтения учащимися параграфа  учебника под углом зрения какого-либо задания, выписывания своих вопросов, какие возникают у школьников в ходе чтения, фиксации непонятных им вопросов. Учитель в свою очередь  собирает эти вопросы, классифицирует, отмечает качество вопросов, их глубину, содержательность. Устанавливает их связь с предыдущей темой, другими  учебными предметами, актуальными проблемами производства, экономики, культуры, жизни.

После того, как каждый учащийся в своем  темпе познакомился с новым материалом, уточняются и разбираются вопросы  учащихся. На них отвечают наиболее подготовленные школьники. Учитель  по мере необходимости уточняет, дополняет  ответы учеников, отвечает на самые  сложные вопросы, используя известные  ему методы и приемы обучения. Затем  начинаются практические занятия —  упражнения, решения задач, лабораторные работы. Тут учитель оценивает  уже не только знания, но и умения их применять. При этом он может привлекать на помощь слабым ученикам более сильных, создавая творческие группы, расширяя столь необходимые в этом возрасте деловые общения. По итогам практических работ выставляются оценки. Несправившиеся с заданием прорабатывают материал изучаемой темы в резервное время (внеурочное) вместе с учителем и сильными учениками.

Приведенный пример организации учебной работы означает, что одна и та же форма  обучения (например, урок) может иметь  различную модификацию и структуру  в зависимости от задач и методов  учебной работы, организуемой учителем. Об этом убедительно свидетельствует  история развития организационных  форм обучения. 

2.2. Формы организации  обучения и их  развитие в дидактике

Истории мировой педагогической мысли и  практике обучения известны самые разнообразные  формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное  отмирание отдельных из них связано  с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает  свой отпечаток и на организацию  обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области. Встал вопрос о необходимости систематизации разнообразия форм организации обучения, вычленения наиболее эффективных, соответствующих  духу времени, исторической эпохе.

В связи  с этим учеными выделены такие  основания для классификации  форм организации обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность  учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Заметим, что эта классификация не является строго научной и далеко не всеми учеными-педагогами признается. Вместе с тем надо признать, что такой подход к классификации форм организации обучения позволяет немного упорядочить их разнообразие.

Самой старой формой учебного процесса, берущей  свое начало в глубокой древности, является индивидуальная форма обучения. Суть ее заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая ученику  через изучение им учебника, автором  которого являлся сам учитель. Примером непосредственных и индивидуальных контактов учителя и ученика  в современных условиях является репетиторство.

Индивидуальная  форма организации обучения была единственной в античное время, в  период средневековья, а в некоторых  странах широко использовалась до XVIII века. Последующие периоды развития общества она доминировала в практике семейного воспитания состоятельных  слоев общества (например, в дворянских семьях, в зажиточных семьях, других слоев общества).

Каковы  же достоинства и недостатки этой формы организации обучения, которые, с одной стороны, послужили основанием тому, что в форме репетиторства  она сохранилась и в наше время  и, с другой, — уже в XVII веке в  массовом масштабе уступила место новым  формам организации учебного процесса?

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет  полностью индивидуализировать  содержание, методы и темпы учебной  деятельности ребенка, следить за каждым его действием и операцией  при решении конкретных задач; следить  за его продвижением от незнания к  знанию, вносить вовремя необходимые  коррекции как в деятельность обучающегося, так и в собственную  деятельность учителя, приспосабливать  их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и  со стороны ученика. Все это позволяет  ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Разумеется, индивидуальное обучение предполагает наличие учителя с высокой педагогической квалификацией.

Наряду  с перечисленными достоинствами  индивидуальное обучение страдает и  рядом недостатков, за что уже  в XVI веке оно было подвергнуто резкой критике. К их числу следует отнести  его неэкономичность, некоторую  ограниченность влияния учителя, вызванную  тем, что, как правило, функция учителя  сводилась к даче задания ученику  и проверке его выполнения. Недостатком  также является ограниченность сотрудничества с другими учениками, что отрицательно сказывалось на процесс социализации обучаемого, формирования умения работать в коллективе. Вот почему значение индивидуального обучения, начиная уже с XVI века неуклонно снижается и постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. Суть этой формы заключается в том, что занятия учитель ведет уже не с одним учеником, а с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых был различный. В силу этого учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял каждому в отдельности новый материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом. Это позволяло ученикам приходить в школу в разное время — в начале, середине и даже в конце учебного года и в любое время дня.

Как индивидуальная, так и индивидуально-групповая  форма организации обучения уже  в конце XVI — начале XVII веков не удовлетворяла потребности общества как в количественном, так и в качественном плане подготовки подрастающих поколений.. Подавляющая масса детей оставалась неохваченной обучением, а те которые были им охвачены, приобретали лишь простейшие навыки чтения, письма, счета.

На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдается  всплеск новых потребностей в  образовании. Они вызваны развитием  различных отраслей, ремесел и  торговли, повышением роли духовной жизни  — возрождением в литературе, искусстве, архитектуре, науке. Все это повлекло за собой возникновение массового  обучения детей. Возникла концепция  коллективного обучения, которая  впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век) и стала зародышем классно-урочной  системы обучения. Теоретически эта  система была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время эта форма организации обучения, претерпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, несмотря на то, что классу и уроку как дидактическим понятиям уже более 350 лет.

В чем  суть классно-урочной системы как  специфической формы организации  учебной работы? Ответ на этот вопрос содержится в тех особенностях, которые  присущи этой системе. Важнейшими из них являются:

- учащиеся  приблизительно одного возраста  и уровня подготовки составляют  класс, который сохраняет в  основном постоянный состав на  весь период школьного обучения;

- класс  работает по единому годовому  плану и программе согласно  постоянному расписанию. Вследствие  этого дети должны приходить  в школу в одно и то же  время года и в заранее определенные  часы дня;

- основной  единицей занятий является урок;

- урок, как правило, посвящен одному  учебному предмету, теме, в силу  чего учащиеся класса работают  над одним и тем же материалом;

- работой  учащихся на уроке руководит  учитель, он оценивает результаты  учебы по своему предмету, уровень  обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками — это  тоже признаки классно-урочной системы.

Информация о работе А.С. Макаренко