А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Самой яркой личностью в советской педагогике стал Антон Семенович Макаренко — воспитатель, ученый, писатель.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

Содержание

1.Вклад в развитие педагогики А. С. Макаренко…………………………….2
1.1. Жизнь и педагогическая деятельность……………………………………2
1.2. Основные положения педагогической теории……………………………5
2. Формы организации обучения…………………………………………….17
2.1. Понятие о формах организации и основания их классификации……..17
2.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике……………20
3. Список литературы………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Макаренко.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

План

1.Вклад  в развитие педагогики А. С.  Макаренко…………………………….2

1.1. Жизнь  и педагогическая деятельность……………………………………2

1.2. Основные  положения педагогической теории……………………………5

2. Формы  организации обучения…………………………………………….17

2.1. Понятие  о формах организации и основания  их  классификации……..17

2.2. Формы  организации обучения и их  развитие в дидактике……………20

3. Список литературы………………………………………………………….27

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Вклад в развитие педагогики А. С. Макаренко

1.1. Жизнь и педагогическая деятельности

Самой яркой личностью в советской  педагогике стал Антон Семенович  Макаренко — воспитатель, ученый, писатель.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской  губернии в семье мастера малярного  цеха железнодорожных мастерских.

Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища  в г. Крюкове. Уже с первых лет  своей учительской деятельности А.С. Макаренко стремился расширить  поле своей педагогической работы. Кроме уроков, в школе проводилась  разнообразная внеурочная культурная работа, устраивались праздники с  приглашением на них родителей, экскурсии  и походы учеников — всего этого  тогда не было в школах. Инициатива, сила воли, настойчивость ярко проявлялись  в творческой работе Макаренко с  самых первых лет его педагогической практики.

В 1914 г., имея уже значительный учительский  опыт, Макаренко поступает учиться  в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает его с  золотой медалью.

В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. А вскоре произошло событие, в  корне переменившее всю его жизнь. В 1920 г. Макаренко принял предложение  возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся  под Полтавой. В первое время кроме  Макаренко в колонии были еще  два педагога и завхоз. Этот период педагогической деятельности описан самим  Макаренко в «Педагогической  поэме». Первые месяцы для Макаренко  и его товарищей были не только временем отчаянья и бессилия, но и  месяцами поисков истины в педагогической литературе. Результатом этого чтения стало убеждение Макаренко, что приемлемой теории нет и что нужно извлечь ее из всей суммы реально происходивших событий.

Самое важное изобретение коллектива за все  годы работы произошло весной 1923 г. — создание сводных отрядов, объединений, составляемых не более чем на неделю. Сводный отряд был вызван к  жизни тем, что 70 десятин земли (вообще все сельское хозяйство) требовали  рабочих рук. Колонисты же состояли в постоянных отрядах при мастерских и не хотели порывать с ними; ведь мастерские — это квалификация. В таком сводном отряде могли  быть от 2 до 20 человек из разных постоянных объединений, работа была связана с  переменой места и ее характера; на неделю советом командиров назначался командир сводного отряда. Появилась целая сетка, в ней было расписано, где и когда работает такой отряд: третий «О» — на огороде с 8 утра до 4 дня, третий «С» — в саду, «Р» — на ремонте, «П» — в парниках и т.п. Командиром такого отряда мог быть любой колонист, а так как командование требовало большой ответственности, заботы, оно научило большинство колонистов выполнять организаторские функции.

Через 3 года после своего образования  колония была признана Нар-компросом Украины образцовым воспитательным учреждением, в котором была четко налажена жизнь и сельскохозяйственное производстве. Казалось бы, все устроилось хорошо. Но, как пишет Макаренко: «В полный рост встал перед моими глазами какой-то грозный кризис... Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чем дело... Все дело в остановке. Не может быть допущена остановка в коллективе... мы почти два года стоим на месте: те же поля, те же цветники, та же столярная и тот же ежегодный труд».

Годы  становления и развития колонии  им. Горького были временем осмысления А.С. Макаренко своего практического  опыта, разработки педагогической системы, определения основных целей и  принципов воспитания. Идея демократизма и гуманизма, требовательности и дисциплины, на которых строилась его система, встречала не только единомышленников, но и большое сопротивление представителей официальной «науки», которой считалась тогда педология, и Наркомпроса Украины: общепринятыми были утверждения о том, что «наказания воспитывают раба», что нужны самоорганизация и самодисциплина и т.п. Постоянные комиссии, проверки, разносы и поучения от людей, занимавшихся кабинетной педагогикой — таково было отношение Наркомпроса и НИИ педагогики к Макаренко.

В 1928 г. Макаренко вынужден был уйти из колонии, но сделал это тактично: уже после  долгожданного приезда Горького в колонию, превратившегося в  большой праздник, и его отъезда  отдал приказ о своем уходе  «в отпуск» и передал заведование  колонией одному из воспитателей.

Педагогическая  деятельность Макаренко продолжалась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил  в 1928 г. и над которой шефствовали  чекисты.

К 1980 г. в Западной Германии было опубликовано более 800 работ по Макаренко. В Москве несколько раз издавались собрания сочинений А.С. Макаренко, последнее  вышло в восьми томах. Все это  — свидетельства востребованности педагогической теории Макаренко.

1 апреля 1939 г. Антон Семенович Макаренко  скоропостижно скончался — не  выдержало сердце. Похоронен он  на Новодевичьем кладбище в  г. Москве.

Судьбы  более трех тысяч воспитанников  А.С. Макаренко — лучшее свидетельство  его педагогического успеха и  лучший ему памятник. Из бывших колонистов и коммунаров вышли квалифицированные  рабочие и инженеры, крупные руководители производства, выдающиеся учителя и  воспитатели, военные врачи, художники, артисты, юристы и журналисты. Немало бывших воспитанников героически погибли  в годы Великой Отечественной войны. Честность, самоотверженность в труде, прекрасное чувство коллективизма, чуткость и готовность прийти на помощь другому пронесли многие из них через всю жизнь. А в сердце — светлый образ своего учителя Антона Семеновича. «Удивительный Вы человечище и как раз из таких., в каких Русь нуждается», — так мудро охарактеризовал Макаренко в одном из писем к нему А. М. Горький.

1.2. Основные положения педагогической теории

Цель  воспитания

Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим  проект будущего изделия, так и в  воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить  у воспитанников, т.е. определить цель воспитания.

Цель  воспитательной работы предусматривает  «программу человеческой личности», тот  образец, идеал, к которому стремится  в своей работе педагог. «Мы должны знать, чего мы добиваемся... Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне  от поставленных целей».

Проектируемые качества личности Макаренко разделяет  на две категории:

— типичные, общие для всех;

— индивидуальные, вытекающие из особенностей каждого  воспитанника, учитывающие его склонности способности, наклонности.

Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник  должен иметь чувство долга и  понятие чести, ощущать свои обязательства  перед обществом, должен уметь подчиняться  товарищу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором; быть настойчив и  закален, уметь владеть собой  и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день.

Успешное  достижение воспитательных целей требует  от педагога выбора соответствующих  средств, определения всего содержания жизни и деятельности детей.

Так как  «человек не воспитывается по частям», невозможно использовать какое-то одно средство для развития, например, мужества, а другое — активности, организованности. Нужна система средств, гармонически связанных между собой и предопределяемая всей организацией жизни воспитанников.

Умение  педагога проектировать свою работу, видеть ее цель — одно из важнейших  качеств самого воспитателя, определяющее всю методику его воспитательной работы. 

Воспитание  в коллективе

Сердцевиной, ядром педагогической теории Макаренко  является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин «коллектив»  в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей.

«Коллектив  должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами». Эти качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.

Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих интересов.

Коллектив — это не толпа, а социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Благодаря  опыту коллективной жизни у школьников развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться  большинству, товарищ учится подчиняться  товарищу и быть его руководителем  одновременно, вырабатывают ответственность  и согласованность в действиях. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков  и потребовать от других поведения  в соответствии с такими критериями, — это было убеждением Макаренко  и оно осуществлялось в руководимых  им детских учреждениях. Дело учителя  — тактичное и мудрое руководство  ростом коллектива.

Единым  коллективом должна быть школа, в  которой организованы все воспитательные процессы, и отдельный член коллектива должен чувствовать свою зависимость  от него, быть предан интересам коллектива и дорожить ими.

Коллектив проходит в своем  развитии 3 стадии.

1. Коллектива  еще нет, а педагог в это  время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам.

2. Возникает  актив-группа наиболее деятельных  воспитанников, желающих принять  участие в различных видах  работы, поддерживающих начинания  педагога и его требования  к воспитанникам.

3. Складываются  органы самоуправления, коллектив  становится способным самостоятельно  решать самые разнообразные учебные,  хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному вос¬питаннику от всего коллектива.

В зависимости  от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического  руководства им, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками.

Организационное строение коллектива. Первичные коллективы (у Макаренко — отряды) воспитательного заведения - первое звено организации воспитанников, могут быть созданы по принципу одновозрастному, разновозрастному, производственному и др. В самом начале работы, когда еще нет крепкого коллектива учреждения, младшие могут объединяться отдельно в (отряды), когда же коллектив сложился, первичные отряды лучше создавать разновозрастными.

При разновозрастном  объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие  усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о  младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

В учреждениях  интернатного типа следует особое внимание обратить на четкую организацию быта. Так, спальня не может быть просто общежитием, это дополнительная форма трудового, хозяйственного воспитания, это место где продолжаются учебные и производственные связи, и если упустить из виду жизнь детей, спальня сделается местом самотечной организации, иногда даже с антисоциальным уклоном.

Возглавляет отряд командир, который может  назначаться воспитателем (пока нет  крепкого коллектива) или избираться на общем собрании (в хорошо организованных коллективах). Командир — это воспитанник, преданный интересам учреждения, обязательно хороший ученик, ударник на производстве, тактичный, энергичный, честный, внимательный к младшим; он выполняет очень ответственное поручение. У командира есть помощник, в отряде выделяется спорторганизатор и др. В обязанности руководства отрядом входит: наблюдение за санитарным состоянием отряда, выполнение дежурными своих обязанностей, выполнение распорядка дня, организация помощи в учебной работе; командир и его помощники вовлекают воспитанников в разнообразные кружки, помогают в выпуске стенгазеты, приобщают к чтению книг; они регулируют взаимоотношения, стремятся разрешить конфликты без ссор и драк и многое другое.

Информация о работе А.С. Макаренко