А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Самой яркой личностью в советской педагогике стал Антон Семенович Макаренко — воспитатель, ученый, писатель.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

Содержание

1.Вклад в развитие педагогики А. С. Макаренко…………………………….2
1.1. Жизнь и педагогическая деятельность……………………………………2
1.2. Основные положения педагогической теории……………………………5
2. Формы организации обучения…………………………………………….17
2.1. Понятие о формах организации и основания их классификации……..17
2.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике……………20
3. Список литературы………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Макаренко.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

Самоуправление, его органы. Самоуправление является эффективным воспитательным средством. При наличии школьного общественного  мнения, общешкольной дисциплины, поддерживаемой школьными органами самоуправления, воспитательная работа педагогов существенно  облегчается. И руководство органами самоуправления — главная забота руководителя учреждения, для этого  «нужно отбросить старую педагогическую хмурость, излишнюю «взрослую серьезность».

Главный орган самоуправления — общее  собрание, авторитет которого необходимо поддерживать администрации и которое  следует тщательно готовить: беседовать с членами органов коллектива, отдельными воспитанниками, активом. На общих собраниях не нужно «зарываться  в мелочи сегодняшнего дня», а следует  обсуждать вопросы развития коллектива и перспективы учреждения, улучшение  воспитательной работы, учебы и производства. Руководству учреждения нельзя злоупотреблять возможностью выступать сколько  угодно и когда угодно, а нужно  дать право высказываться воспитанникам. Собрания необходимо проводить по-деловому, и они не должны быть длительными, а председательствует на них любой  член коллектива.

На общем  собрании избираются органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работают по плану и регулярно.

Кроме постоянно действующих органов  самоуправления, в учреждениях, руководимых  А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитательном отношении. Макаренко утверждает, что  товарищ должен уметь подчиняться  товарищу и уметь приказать товарищу, потребовать от него ответственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе. Мальчик, дежурный командир, сегодня руководит  коллективом, а завтра уже подчиняется  новому руководителю. Уполномоченных коллектива должно быть как можно  больше, поэтому различные комиссии, разовые дела коллектива следует  стремиться поручать разным членам отрядов; так создается сложная связь  взаимозависимостей и взаимоответственности  каждого. Командир распоряжается своей  властью, даже если она на один день, с уверенностью, без перестраховки, а все остальные принимают  эту власть как вполне естественную, необходимую и авторитетную.

Работа  органов самоуправления будет успешной, «если в коллективе все время  накапливается актив».

Что такое  актив? «Под активом понимаются все  воспитанники, хорошо относящиеся к  учреждению и его задачам, принимающие  участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе». Актив положительно относится к руководителю учреждения, поддерживает его. Актив подразделяется на действующий и резерв.

Действующий актив — это те воспитанники, которые явно ведут коллектив, «отзываясь с чувством, со страстью и убеждением»  на каждый вопрос. Резерв приходит ему  всегда на помощь, поддерживает командиров, из резерва пополняется действующий  актив.

Нужно стремиться к тому, чтобы большинство  членов коллектива составляло актив; особенно важно привлечь к работе наиболее деятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации  детского коллектива.

С членами  актива необходимо постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих  дел, советоваться, беседовать о том, какие есть трудности в работе, и т.п. Актив — это опора  воспитателя, благодаря ему опосредованно  требования педагога передаются членам коллектива, становясь и требованиями самих ребят. Члены актива могут  занимать определенные посты и должности  в коллективе, не может быть никаких  привилегий материального характера  и поблажек, необходимо предъявлять  к активу повышенные требования.

Руководителю  коллектива необходимо соблюдать правило: командиры отрядов, старшие, члены  актива и органов самоуправления лучше всех выполняют правила  жизни учреждения и несут повышенную ответственность за нарушения правил.

Перспектива. Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне  каждого воспитанника и учреждения. Завтрашняя радость — стимул жизни  для любого человека, завтрашний день обязательно должен планироваться  и представляться лучше сегодняшнего. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей является определение  вместе с коллективом общих перспектив жизни, при отсутствии которых не может быть его движения вперед, наступает загнивание даже сложившегося коллектива.

Перспективы могут быть близкими, средними и  дальними; важно при этом, чтобы  они были общими, «наша работа в  области перспективы заключается  еще и в том, что мы все должны воспитывать коллективные линии  устремлений, а не только личные». Нужна  гармония личных и общих перспективных  линий, чтобы у воспитанника не было ощущения противоречия между ними, а организация перспективы может  начинаться с личных линий.

Близкая перспектива особенно нужна для  детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это  кино, концерты, вечера, прогулки и экскурсии  и др.

«Однако было бы большой ошибкой строить  близкую перспективу только на принципе приятного, даже если в этом есть элементы полезного. Таким путем мы приучим  ребят к совершенно недопустимому  эпикурейству». Жизнь коллектива должна быть наполнена не только радостью простого развлечения, но и радостью трудовых напряжений. Так, предложение  ребятам устроить каток будет  воспринято ими с жаром, ведь оно  сулит им будущие развлечения  на катке. В процессе работы возникнут  и новые задачи: создать удобства для катающихся — поставить скамейки, сделать освещение и др. «Когда коллектив сживается в дружную семью, уже один образ коллективной работы захватывает как приятная близкая перспектива»1. Всякая, даже небольшая радость делает коллектив более дружным и бодрым. Иногда нужна трудная задача, а иногда нужно дать и самое простое детское удовольствие: через неделю на обед будет мороженое.

Средняя перспектива — это радостное  коллективное событие, несколько отодвинутое  во времени: праздники общенародные или данного учреждения, юбилейные  даты почетного шефа, имя которого носит учреждение, летний отдых, окончание  и начало учебного года и др. Однако воспитателю следует помнить, что  средняя перспектива только тогда  имеет воспитательный эффект, если к этим дням готовятся на протяжении длительного времени, если эта подготовка включает в себя отчеты, соревнования, оборудование помещений, изготовление разных поделок и т.д. Таких дней может быть 2—3 в год, а подготовка к ним захватывает большинство воспитанников, занимающихся в различных комиссиях.

Далекая перспектива — это будущее  учреждения; если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает их на серьезную и трудную работу, на напряжение сил.

«Коллектив  учреждения есть расширенная семья, и для каждого члена коллектива будущая судьба учреждения никогда  не может быть безразличной». На фоне коллективной далекой перспективы  определяются и личные устремления  каждого воспитанника, его собственное  будущее. Помочь воспитаннику выбрать  свою жизненную перспективу важно  не только для его будущей судьбы, но и для жизни в воспитательном учреждении. Важно возбудить в  каждом желание быть лучшим в любом  деле, доказать, что «энергия, энтузиазм, разум, стремление к высокому качеству работы каждую специальность делают завидной».

«Может  быть, главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте»1.

Традиции, стиль, тон жизни коллектива. Традиции закрепляют все ценное в опыте  коллектива, создавая в то же время  его самобытность. Они складываются в процессе жизни и деятельности, педагог ничего не выдумывает и не навязывает воспитанникам. «Ничто так  не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Как пишет Макаренко, традиций в его детском коллективе было много, «просто сотни», и даже он не знал всех, а ребята знали, они знали их незаписанными, они передавались от старших к младшим.

И вот  по традиции этот диктатор избирался  на общем собрании, обязательно из младших девочек, обязательно чистюлька. «Коллектив чувствовал, что именно таким маленьким девочкам, наиболее педантичным, наиболее чистым, честным, не склонным ни к каким увлечениям — ни сердечным, ни иным, — именно им надо поручать такую работу». И дети — мастера создавать традиции.

Традиции  означают доверие ко вчерашнему дню  и к тем, кто их создал раньше. «Такие традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить».

Отличительными  признаками стиля детского коллектива Макаренко считает следующие.

Мажор — основное качество жизни коллектива. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных  лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность», — таким  был стиль жизни коллектива в  учреждениях Макаренко. Решительно выступая против беспорядочности, бестолочи, визга, крика — этого никогда не было в коммуне, где жили 500 мальчиков и девочек, Макаренко добивался мажорного стиля и отношения воспитанников к жизни — развивал способность к движению, энергии, действию.

Ощущение  собственного достоинства и гордости за свой коллектив. Любого, кто приезжал в коммуну, вежливо спросят, по какому он делу здесь, кто он, и проводят к кому нужно.

Нередко в детских домах можно увидеть, что кто бы ни пришел, дети начинают «канючить», жаловаться постороннему человеку и на воспитателей, и на завхоза, и друг на друга. Этого не было у макаренковцев, хотя очень часто они были недовольны то одним, то другим, считалось, что жаловаться в присутствии кого угодно недопустимо.

Идея  защищенности каждого в коллективе, когда каждый чувствует себя защищенным от насилия и самодурства, от издевательств, когда любой член коллектива знает, что никто не сможет его обидеть, а такое случается, обиженный будет защищен своим отрядом, руководителем, да и просто своими товарищами. Само по себе это чувство не придет, оно создается благодаря всему укладу жизни детского учреждения. Здесь Макаренко обращает внимание педагогов на необходимость развития у воспитанников способности к торможению, уступчивости, особенно при решении детьми серьезных вопросов. Дети и ссорятся в большинстве случаев потому, что нет способности уступить в споре друг другу.

«Воспитывать  привычку уступать товарищу — это  очень трудное дела Я добился  этой уступчивости исключительно из соображений коллективной пользы. Я  добился того, что раньше, чем  дети перессорятся, — стоп, тормоз, и уже ссора не происходит. Поэтому... в коммуне по целым месяцам  не было ссор между товарищами, а  тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого  не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить  себя». Так, благодаря выработке  умения торможения, подкрепляется и  чувство защищенности каждого.

Красота внешняя: эстетика костюма, комнаты, рабочего места важна так же, как эстетика поведения, и не стоит пренебрегать ею. Не только воспитанникам, но прежде всего педагогам нужно следить за своим внешним видом: прической, костюмом, чистотой рук, соблюдением норм этикета. Даже тогда, воспоминает Макаренко, когда его коллектив был бедным, первым делом была построена оранжерея и выращивались розы, хризантемы — так решили сами воспитанники. Макаренко не допускал к уроку неряшливо одетого учителя, поэтому педагоги шли на работу в своих лучших костюмах. «Миллиарды мелочей» — как очинен карандаш, как выглядит учебник и т.п. — не могут оставаться без внимания со стороны педагога. Все это, украшая коллектив, делает его притягательным, а эстетика деловых отношений, внешнего вида становятся сами по себе воспитывающим фактором. Красивой жизнь должна быть обязательно.

Присутствие игры в жизни коллектива. У каждого  ребенка есть тяга к игре и ее надо удовлетворять. Как ребенок  играет, замечает Макаренко, так он будет и работать, поэтому игрой  нужно пропитать всю жизнь  коллектива. Макаренко, как он пишет, играл 16 лет вместе с воспитанниками, используя некоторые военные  элементы: рапорт, строй, командиры, салют  и пр.

Макаренко был уверен, что его педагогические идеи и практические выводы не являются частными, специфическими для детей  особого контингента. Во-первых, потому, что из 32 лет своей педагогической деятельности он 16 лет проработал в  школе и уже в это время  пришел ко многим своим педагогическим находкам. Во-вторых, он установил, «что никаких особых методов по отношению  к беспризорным употреблять не нужно»; в очень короткое время они  были доведены им до состояния нормы  и дальше он работал с ними, как  с обычными детьми. Это были не трудные, а обычные подростки, попавшие в  трудные условия жизни; следовательно, и свою методику педагогического  воздействия А.С. Макаренко считал обычной.

Информация о работе А.С. Макаренко