Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и обосновать возможность развития активной речи раннего возраста в условиях детского сада.
задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста.
Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста.
Выявить педагогические условия организации работы по развитию активной речи у детей раннего возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая речи.docx

— 83.50 Кб (Скачать)

Обработка данных.

1 балл - наличие правильного  ответа.

0 баллов - неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов - высокий уровень  объема словаря,

5-9 баллов - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

Методика 4. "Расскажи по картинке"

Цель: определить уровень  активного словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку  показывают серию сюжетных картинок:

1. "Мальчик вскапывает  землю".

2. "Мальчик сеет".

3. "Мальчик поливает  цветы".

4. "Мальчик собирает  цветы".

Если ребенок отвлекался и не может понять, что изображено на картинке, то необходимо разъяснить ему и обратить его внимание на это.

После того, как рассмотрены  картинки, ребенку предлагается рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ  по каждой картинке отводилось по две  минуты.

Обработка данных:

Фиксируется наличие и  частота употребления ребенком различных  частей речи, грамматических форм и  конструкций предложений.

Оценка результатов.

10 баллов - в речи ребенка  встречаются все десять фрагментов  речи.

8-9 баллов - 8-9 фрагментов  речи.

6-7 баллов - 6-7 фрагментов  речи.

4-5 баллов - 4-5 фрагментов  речи.

2-3 балла - 2-3 фрагмента  речи.

0-1 баллов - не более одного  фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

10-8 баллов - высокий уровень,

4-7 баллов - средний уровень.

0-3 балла - низкий уровень.

Методика 5. "Опиши картинку"

Цель: выявить состояние  контекстной речи.

Материал: сюжетные картинки.

Процедура, проведения: исследование проводится индивидуально для каждого  ребенка. Ребенку предлагаются сюжетные картинки: "дети играют в жмурки", " мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша и Саша бегают на перегонки", "врач лечит Олю", "дядя Миша ухаживает за розами".

Инструкция: " посмотри внимательно  на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению".

Параметры качественной оценки.

1 у существительных категории  единственного и множественного  числа.

2 у глаголов категории  единственного и множественного  числа.

3 - категории совершенного  и несовершенного вида.

4 - предлоги.

5 - наличие местоимений.

6 - связная речь.

Оценка результатов.

6 баллов - в речи ребенка  встречаются 6 фрагментов речи,

4-5 баллов - 4-5 фрагментов  речи,

0-1 баллов - не более одного  фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

6 баллов - высокий уровень.

5-3 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень,

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ и оценка результатов диагностирования

          В первой главе мы теоретически обосновали важность процесса развития речи у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить проблему, существующую в исследуемой группе детей. Базой исследования стал МБДОУ № 34 группа № 11. Результаты диагностики отражены в таблице.

 

 

 

Таблица 1. Уровень развития речи детей раннего возраста

№ п/п

Ф.И. ребенка

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

 

Сумма баллов

Уровень

развития 

речи

№1 "Изучение понимания речи"

№2 " Найди игрушку"

Сумма баллов / Уровень

№3 "Кто это"

№4 "Беседа по картинке"

Сумма баллов

1

Наташа.

10

6

16/В/с

10

18

28 /

В

44

Высокий

2

Саша.

5

10

15/В/с

8

16

24 /

В/с

39

Выше 

среднего

3

Данила.

8

7

15/В/с

13

10

23 /

В/с

38

Выше 

среднего

4

Илья.

5

6

11/С

8

14

22 /

В/с

33

Средний

5

Милена .

6

9

15/В/с

10

6

16 /

С

31

Средний

6

Вика.

6

10

16/ В/с

8

8

16 /

С

32

Средний

7

Данила 2.

5

5

10 /С

13

12

25 /

В/с

35

Выше

 среднего

8

Тимофей.

8

8

16/В/с

13

10

23 /

В/с

39

Выше 

среднего

9

Вероника П.

8

7

15/В/с

8

8

16 /

С

31

Средний

10

Анфиса.

6

6

12/С

8

14

22 /

В/с

33

Средний


 

Таблица 2. Результаты изучения уровня речи детей третьего года жизни.

Уровень

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

Общий уровень речи

Высокий

0%

10%

10%

Выше среднего

70%

60%

40%

Средний

30%

30%

50%

Низкий

0%

0%

0%

Очень низкий

0%

0%

0%


 

В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития речи. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря.

Уровень выше среднего показали 4 (40%) ребенка . У данных детей мы отметили активность в общении, проявление интереса, понимание инструкции при однократном  повторении. Наблюдалась развернутая  фразовая речь, объем активного словаря  соответствует возрастным нормам, интонационная  выразительность, активность в общении. Предложения детей состояли из 3 и более слов с аграмматизмами. В ходе беседы дети отвечали на вопросы 2 и более предложениями.

Средний уровень развития речи был отмечен у 6 детей группы раннего возраста и у 5 детей группы раннего возраста воспитателя .Затруднения  у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании речи. Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно слушали  задания, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы, обращенные к ним. Иногда дети сокращали и  слоговую структуру слова.

Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей  группы раннего возраста 1 ребенок (10%). У него наблюдалось сильное смущение при общении. Данный ребенок не понимал  задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько  раз, но даже при этом в нескольких ситуациях оно оставалось не выполненным. Речь воспитателя оказалась трудна для восприятия. У ребенка с  низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию. Он не мог сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 2 главе:

    В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития речи у раннего возраста . Итак, целью диагностики является: подобрать и апробировать методики по развитию речи у детей раннего возраста.

В экспериментальной работе мы провели диагностику по методике развития речи для детей раннего возраста Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной .

     Данная диагностическая методика была проведена с целью выявления проблем в развитии речи у детей раннего возраста, которая показала преобладание низкого уровня развития речи детей.

 

 

Заключение

          В первой главе мы рассмотрели психолого-педагогические основы исследования проблемы развития речи детей раннего дошкольного возраста с и сделали вывод о том, что эта проблема  является актуальным вопросом на сегодняшний день.

    Раннее детство  - период интенсивного развития  ребенка. В период с 1 года  до 3 лет изменяется социальная  ситуация развития и ведущая  деятельность детей. Ведущим видом  деятельности ребенка раннего  возраста становится - предметная, а  ситуативно-деловое общение со  взрослым становиться формой  и средством организации этой  предметной деятельности, в которой  ребенок осваивает общественно-выбранные  способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и  помощником в манипуляциях ребенка,  но участником его деятельности  и образцом для подражания.

Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая  понятна другим и используется как  средство общения с другими и  управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей  раннего возраста.

В развитии речи детей ведущая  роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и  близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят  с ребенком, сколько внимания уделяют  речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в  усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с  начала его появления. Является это  общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность  в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как  любая функция, она формируется  только в том случае, если она  востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

          Во второй главе, в ходе опытно – поисковой работе, мы провели предварительную диагностику по развитию активной  речи у детей раннего дошкольного возраста. В методику проверки мы включили разные задания, с помощью которой выявлялось состояние словаря, грамматического строя, связной речи, словарного состава.

    Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной.

В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 1 ребенка группы раннего возраста  и 2 детей группы раннего возраста .Уровень выше среднего показали 4 (40%) ребенка и 1 ребенок (10%)  Средний уровень развития речи был  отмечен у 6 детей группы раннего  возраста  и у 5 детей группы раннего  возраста . Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей  группы раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

    1. Авдеева, Н.Н., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. [Текст] / Н.Н Авдеева- М.: Просвещение, 2001. - 213с.
    2. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2005. - 176с.
    3. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М.: Медицина 2007. - 304с.,
    4. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ[Текст] / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.
    5. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, 2003. - 240с.
    6. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред.Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
    7. Выготский, Л.С. Детская речь[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
    8. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи [Текст] / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
    9. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи[Текст] / под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
    10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада[Текст] / В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.
    11. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство[Текст] / А.Б. Добрович. - М.: Знание, 1980. - 137 с.
    12. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изм. и доп. на 2009 г. - М.: Эксмо, 2009. - 80 с.
    13. Запорожец, А.В. Психология [Текст] / А.В. Запорожец - М.: Сфера, 2001. - 228 с.
    14. Конвенция о правах ребёнка: конвенция ООН. Текст с изм. и доп. на 2009 г. - М.: Эксмо, 2009. - 90 с.
    15. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 253 с.
    16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет[Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 412 с.
    17. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
    18. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка[Текст] / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006. - 315 с.
    19. Миронова, Е.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях[Текст] / Е.А. Миронова. - М.: Педагогика, 2001.
    20. Основы дошкольной педагогики. Под ред. A.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 2008. - 272 с.)
    21. Павлова, Л.Д. Малыш учится говорить [Текст] / Л.Д. Павлова. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С.84 - 86.
    22. Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст] / Л.Д. Павлова. - М.: Просвещение, 2000. - 208 с.
    23. Развитие речи у детей до трёх лет [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005. - 208 с.
    24. Розенгарт - Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста[Текст] / Розенгарт - Пупко Г.И. - М.: Смысл, 2003. - 178 с.
    25. Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. [Текст] /  А.Г. Рузская - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.)
    26. Специальная дошкольная педагогика. Под ред. Е.А. Стребелевой. [Текст]./ - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 312 с.
    27. Тарасов, Е.Ф. Речевое общение как воздействие / Е.Ф. Тарасов // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. - Челябинск: ЮурГУ, 2009, С.98 - 105.
    28. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду [Текст] / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с.
    29. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст] / Е.И. Тихеева - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.
    30. Урунтаева Г.А. Детская психология. [Текст] /Г.А. Урунтаева - Издательский центр "Академия", 2006. - 368 с.
    31. Щелованов, Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста[Текст] / Н.М. Щелованов. - М.: Эксмо, 2005. - С.15-19.
    32. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте[Текст] // под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Просвещение, 2000. - 267 с.
    33. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. [Текст]/ В.И. Яшина- М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 192 с.

Информация о работе Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме