Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и обосновать возможность развития активной речи раннего возраста в условиях детского сада.
задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста.
Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста.
Выявить педагогические условия организации работы по развитию активной речи у детей раннего возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая речи.docx

— 83.50 Кб (Скачать)

 

Введение

Основными достижениями, которые  определяют ,развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения с взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения с  взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться к ним он может, только овладев речевым общением.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно  не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого  общения".

На основании изложенного  можно утверждать, что речевое  развитие  дошкольника - это актуальная проблема на сегодняшний день. Определяют развитие личностных качеств ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. Общение с взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.

 Эта проблема отражена в следующих нормативно-правовых документах: Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 14); Конвенция ООН о правах ребенка (статья 17);  Федеральные государственные требования к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования.

В статье 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится  о том, что родители являются первыми  педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте[12].

Конвенция ООН о правах ребенка - документ юридический и  педагогический, согласно которому в  статье 17 говорится  о том, что  государства-участники признают важную роль средств массовой информации и  обеспечивают, чтобы ребёнок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных  источников, особенно к таким информациям  и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному  и моральному благополучию, а также  здоровому физическому и психическому развитию ребёнка. С этой целью государства-участники: поощряют выпуск и распространение  детской литературы[14].

Согласно Федеральным  государственным требованиям к  структуре основной  общеобразовательной  программы дошкольного образования  содержание этих программ должно включать совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

В отечественной психологии общепринятым является подход к исследованию речи в контексте общения, так  как речь возникает в процессе общения, выступает как средство общения (Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев , М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.,).

Формируясь у ребенка  по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь  в развернутую систему средств  общения и опосредования различных  психических процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина , А.Г. Рузская , Н.М. Щелованов и др.,).

Особое место в этих исследованиях занимают работы М.И. Лисиной, где изучалась роль коммуникативного фактора в процессе развития детей  дошкольного возраста, в котором  был выделен ряд аспектов, влияющих на становление речи. В результате этих работ установлена связь  развития речи с содержанием потребности  в общении, а именно подчеркивается роль эмоционального общения и делового сотрудничества.

Отношение ребенка с миром  взрослых, являясь ведущим на протяжении всего этапа взросления, в силу сложности и различных зависимостей психической сферы может выступать  как фактор реальной полноценной  адаптации ребенка в его взаимоотношениях с окружающим миром, увеличения его  активности, самостоятельности в  межличностных контактах с окружающими, а может быть и источником психической  травмы личности, уменьшения его активности в субъект-субъектных взаимоотношениях.

В психологии детского возраста существует немало работ, подчеркивающих принципиальную важность связей и отношений  между ребенком и взрослым (Л.С. Выгодский , М.И. Лисина, А.Р. Лурия , Е.О. Смирнова , и др.) и признающих, что именно взаимодействие между ребенком и взрослым является стержневым в психическом развитии ребенка.

В процессе обучения и социального  воспитания ребенка вне зависимости  от той или иной дидактической  или личностно развивающей цели всегда возникает система взаимовлияния  между взрослым и ребенком, в основе которой лежит определенный уровень  взаимовосприятия и построения отношений, где немаловажную роль играет стиль  педагогического общения.

Педагогическая и социальная психология располагают значительным количеством исследований, изучающих  влияние и взаимосвязь педагогического  общения с разными стилевыми  особенностями в системе межличностных  отношений "Учитель-Ученик" (Б.А. Вяткин , Н.С. Зубарева, В.А. Кан-Калик и др.). В системе дошкольного воспитания данный аспект частично рассматривается в работах А.Г. Исмагиловой ,Т.А. Репиной, Т.И. Чирковой и др., где показано, что характер стиля общения с дошкольниками во многом

 

        Цель исследования: выявить и обосновать возможность развития активной речи раннего возраста в условиях детского сада.

      Объект исследования: развитие речи детей раннего возраста.

      Предмет исследования: речевое развитие детей в раннем возрасте

      Гипотеза исследования: вероятно, эффективное развитие речи детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно-направленного общения с взрослым человеком.

задачи исследования:

    • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
    • Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста.
    • Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста.
    • Выявить педагогические условия организации работы по развитию активной речи  у детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

I глава

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

1.Особенности  развития активной речи у детей  раннего возраста

       Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н.А. Гвоздев, В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова и др.

      Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи - всестороннее воспитание ребенка. Вместе с тем овладение речью существенно перестраивает всю его психическую деятельность. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь - важнейшее средство передачи ребенку социального опыта, руководства его поведением.

       Многогранная роль речи в развитии психических процессов и Становлении личности ребенка ставит проблему ее формирования на одно из центральных мест в педагогике раннего детства. Эти годы являются сенситивным периодом для развития речи. Ребенок в первый год жизни проходит так называемый подготовительный этап речевого развития, а во второй год - этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения [23].

    Условием формирования речи является развитие артикуляции и речевого слуха, влияние артикуляции на развитие фонематического восприятия. Артикуляция фонем родного языка предполагает в качестве непременного условия их слуховое дифференцирование. Вместе с тем само артикулирование звуков помогает выделить их в акустическом потоке и поэтому важно для понимания речи.

     Речь возникает из формируемой взрослыми потребности ребенка в общении и для удовлетворения этой потребности. В развитии речи ребенка второго года жизни заметны два качественно различающихся периода: от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет. В первом полугодии второго года жизни детей происходит интенсивное развитие понимания речи и постепенное накопление активного словаря. Основные приемы развития понимания речи - называние и многократное повторение взрослыми явлений, действий, предметов, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, употребление слова в разных сочетаниях и ситуациях, показ картинок, занятия типа показов-инсценировок.

     Активная речь развивается в этот период медленно. К полутора годам дети пользуются 30-40 словами. Они еще много лепечут, особенно в начале года, используют жесты. Задача взрослых - формировать у них потребность в речевом общении, стимулировать высказывания, добиваться речевых ответов.

На протяжении всего второго  года жизни детей артикуляция  отстает у них от развития фонематического  слуха, чем обусловлена невнятность  речи. Иногда у детей возникает  так называемая автономная речь - используются необщепринятые обозначения.

       Детям до 1 года 3-1 года 4 месяцев жизни целесообразно предлагать наряду с названием предмета или действия так называемые облегченные слова, которые он может легко воспроизвести (киса, ам-ам и т.п.). Затем от них постепенно отказываются. В противном случае задерживается овладение не только словарем, но и грамматическим строем речи, а также затрудняется общение ребенка с окружающими [18].

   Важное значение имеет развитие речеподражания. Именно через него ребенок осваивает новые слова и простые предложения. У него до полутора лет функцию предложения выполняет преимущественно одно слово. Но уже к концу этого периода на основе речеподражания ребенок начинает употреблять двусловные предложения, в которых еще отсутствует согласование слов.

Второе полугодие второго  года жизни ребенка характеризуется  быстрым развитием активной речи. К 2 годам в активном его словаре - 300 и более слов. Многие исследователи  детской речи отмечают резкий скачок в развитии активной речи ребенка  на рубеже второго полугодия его  жизни. По мнению немецкого исследователя  В. Штерна, ребенок как бы делает открытие, что каждая вещь имеет  свое название. Однако С.Л. Рубинштейн справедливо полагает, что ребенок  этого возраста еще не способен к  подобному теоретическому заключению, а его стремление узнать названия окружающих предметов является выражением нового способа обращения с предметами, приобретаемого при содействии взрослых. Они стимулируют высказывания ребенка, добиваясь речевых ответов; не спешат удовлетворить его просьбу, если он ограничивается жестом; дают поручения  позвать кого-то, сообщить что-то другому  и т.п. Наибольшее количество высказываний отмечается у детей во время действий с предметами и развивающихся  у них (во втором полугодии жизни) элементарных сюжетных игр. Ребенок  комментирует свои действия, обращается к окружающим, чтобы привлечь внимание к результату. Поощрение взрослыми  инициативных высказываний способствует развитию его речи [27].

     Прогресс в овладении грамматическим строем заключается в переходе к употреблению многословных предложений и флексийной речи. В конце второго года жизни ребенок согласует слова в предложении.

Во втором полугодии второго  года жизни детей развивается  и понимание ими речи. Первоначально  речь непосредственно связана с  наглядной ситуацией, но постепенно отделяется от нее. Ребенка учат слушать  простейшие рассказы, стихи, побасенки, не сопровождая их наглядными иллюстрациями. Взрослые учат его понимать связную  речь вне наглядной ситуации, рассказывая  о хорошо знакомом, много раз виденном.

Ребенок к концу второго  года жизни и сам может рассказать (с помощью взрослых) о том, что  видел на прогулке, и др. Подобные Задания полезны - детей учат задавать вопросы, передавать словами полученные ранее впечатления.

   Благодаря развитию понимания и активной речи она постепенно становится регулятором поведения ребенка, средством формирования положительных взаимоотношений с детьми, средством воспитания.

Информация о работе Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме