Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и обосновать возможность развития активной речи раннего возраста в условиях детского сада.
задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста.
Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста.
Выявить педагогические условия организации работы по развитию активной речи у детей раннего возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая речи.docx

— 83.50 Кб (Скачать)

    Кинестетическая система восприятия ребенка развивается, начиная с 16-ой недели беременности. С 4-го месяца жизни развивающаяся координация осязательного, мышечного и зрительного восприятия дает возможность малышам целенаправленно хватать предметы и исследовать их.

Вестибулярная система у  ребенка закладывается между 3-м  и 7-м месяцем внутриутробного  развития. Восприятие плодом чувства  равновесия стимулируется за счет движений матери и собственных его движений в материнской утробе.

Слуховая система начинает развиваться еще в пренатальный период. Зрительная система имеет  критический период - первые шесть  месяцев жизни. Если до шести месяцев ребенок не обретает способности видеть окружающий мир, его зрение так и не станет нормальным.

       В младенческом возрасте чрезвычайно важно своевременно обогатить ребенка зрительными, слуховыми, осязательными впечатлениями, чему, прежде всего, способствует насыщение окружающей среды предметами, соответствующими особенностям сенсорного развития младенца, в том числе дидактическим материалом. Дети выполняют различные манипуляции с игрушками различного цвета, формы и величины и пр. В настоящее время ученые отмечают, что процесс манипуляций с предметами значительно сократился по времени, дети практически сразу же переходят к предметным действиям, сворачивая манипуляции в умственном плане.

Следовательно, сенсомоторное  развитие ребенка в пренатальный и младенческий периоды создает  условия для появления активной речи.

С 1 года на базе сенсомоторного развития через эмоционально-личностное общение со взрослым малыш познает  окружающий мир предметов, людей  и природы, так закладываются  основы коммуникативно-речевого, умственного  и эмоционального развития ребенка.

        Упорядочению сенсомоторного опыта в значительной мере способствует развитие понимания речи. Для возникновения активной речи необходимо пройти этап развития пассивной речи: т.е. понимания ребенком речи окружающих. И в тот момент, когда малыш сосредоточенно соотносит слово и предмет, слово и действие, выполняет задание, у него формируется смысловое восприятие речи. Поэтому, воспитывая, развивая, обучая ребенка с рождения, в первую очередь необходимо позаботиться об углублении смыслового понимания воспринимаемой речи. Важно находить факты совпадения того, что понимает и что делает ребенок, где основная роль в развитии принадлежит осмыслению, т.к. на его основе формируются представления и поведение ребенка, что служит основанием для гармоничного развития личности ребенка и его социальной адаптации.

    Важную роль в развитии личности играет общение. Для развития общения ребенка (и взрослого) необходимо возникновение потребности, которая проявляется в его эмоциональной активности и действиях с предметами. Под общением с маленьким ребенком всегда подразумевается обоюдная эмоциональная активность. Человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней жизни под влиянием среды, в которой ребенок оказывается. Вне общения, вне деятельности социальные познавательные эмоции не развиваются. Выразительные эмоциональные реакции, посредством которых младенец «сообщает взрослому о своем состоянии, — это первое коммуникативное средство, выраженное в довербальной форме. Новорожденный уже «говорит», но не словами, а эмоциональными реакциями.

Эмоции, стимулирующие развитие, зарождаются и формируются при  непосредственном общении ребенка  со взрослым, в том числе в играх-занятиях, соответствующих детским возможностям и потребностям. К 12 месяцам все  большую силу приобретают эмоции, возникающие в результате овладения  различными действиями, так как меняется содержание общения с взрослым: оно  все более опирается на совместные действия с различными предметами.

      При нормальном нервно-психическом развитии и установившейся форме общения с взрослыми у детей начинает формироваться потребность в общении друг с другом. В начале второго года жизни у малышей, не овладевших активной речью, продолжает доминировать эмоциональное общение, которое выражается в радости от присутствия других детей. Они подходят друг к другу, дотрагиваются до одежды, заглядывают в лицо, смех и плач одного быстро заражает других.

Элементы общительности  проявляются, прежде всего, в практической деятельности детей. Они любят наблюдать  за движениями сверстников и пытаются подражать друг другу. Например, если один ребенок видит, что другой катит мяч, он стремится проделать это сам и именно с данной игрушкой. Для создания у малышей положительного отношения друг к другу следует предупреждать возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать вместе.

        В процессе общения у детей формируются речевые навыки.

Овладение речевыми навыками зависит: от органа слуха, от сформированных речевых зон в коре больших полушарий, от артикуляционного аппарата, от эмоционального состояния ребенка, адекватного удовлетворения его потребности в движениях и познании окружающего мира, т.е. в удовлетворении его сенсомоторной и умственной активности. Взрослые должны реагировать на душевное состояние ребенка. Не стоит думать, что он еще слишком мал, чтобы что-то понимать. Он уже в состоянии многое понять. Ребенок чувствует отношение взрослого к окружающему миру и у него накапливается чувственный опыт, сочетающийся со словом взрослого. Ребенок не просто познает мир, он учится любить его. Так на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе начинается «диалог» между взрослым и младенцем.

        Способы взаимодействия малыша с окружающим миром формируются в определенной последовательности и специально организованные игры-занятия обеспечивают своевременное их формирование. Организовывая занятия с детьми, педагогу необходимо учитывать особенности развития детей раннего возраста, учитывать закономерности, по которым развивается малыш, а также индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

Вывод по 1 главе:

Теоретическое обоснование  проблемы развития речи детей раннего  возраста позволило нам сделать  выводы о том, что эта проблема является актуальным вопросом на сегодняшний  день. Она отражена в следующих  нормативно-правовых документах: Закон  Российской Федерации «Об образовании» (статья 14); Конвенция ООН о правах ребенка (статья 17);  Федеральные  государственные требования к структуре  основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования, а также  в программах ДОУ. 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить, что  проблема развития речи детей дошкольного  возраста волновала педагогов уже  давно. Конечно, в разные исторические периоды жизни общества выдвигалось  на первый план своё содержание воспитания и развития детей. Но, несмотря на это  существует ряд положений, которые  объединяют различные взгляды педагогов. Так, например многие теоретики и  практики уделяли большое внимание тому, что развитие речи детей дошкольного  возраста связано с социальным и  психическим аспектом развития. Безусловно, эта же проблема интересует и современных  исследователей в области педагогики. Здесь педагоги акцентируют внимание не только на социальное и психическое  развитие детей, но и на их индивидуальные и личностные особенности.

    Общение взрослого с ребенком на занятиях подчинено определенным задачам в выполнении программных требований, что и обеспечивает его развивающее воздействие. Ребенок учится предвосхищать результат своих действий с предметами, у него развиваются элементы прогнозирования ситуации. Все это значительно обогащает умственную активность ребенка, который на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе начинает познавать мир, окружающий его. Воспитатель в процессе общения с ребенком развивает познавательную активность малыша, ставит его в ситуацию активных действий, посильной самостоятельности, побуждает к целенаправленности в достижении конкретного результата. Общение с детьми раннего возраста требует от взрослого больших духовных сил, педагогического такта, вдумчивого руководства, ответственности. Организация деятельности общения с ребенком в условиях детского учреждения является одной из главных задач в осуществлении педагогического процесса.

Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая  понятна другим и используется как  средство общения с другими и  управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей  раннего возраста.

         В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Опытно- экспериментальная  работа по развитию активной речи у  детей раннего возраста

2.1. Изучение  условия развития активной речи у детей раннего возраста в ее условиях для ее формирования.

 

         Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10-15 слов, в 2 - 300-400, к 3 годам - более 1500 слов Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей  формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Для  выявления уровня развития речи детей  в раннем возрасте, мы использовали следующие  комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной [31]. (Приложение 1):

 

Методика 1. "Изучение понимания  речи"

Цель: выявить уровень  восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с  каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается  ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка  указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку  показать у куклы какую-либо  часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка  найти аналогичную часть лица  или тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка  дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести  с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание  усложняется в зависимости от  возраста ребенка.

7 Ситуация. Предлагали ребенку  проделать те или иные движения  руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировка задания  повторяется несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в  таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых  для того, чтобы ребенок его  понял, число правильно выполненных  заданий. Число повторений определяется количеством набранных ребенком баллов:

1 раз - 2 балла

2 раза - 1 балл

0 баллов - задание не выполнил

Выводы об уровне понимания  речи

от 11 - до 14 баллов - высокий  уровень понимания речи.

от 7 до 10 баллов - средний  уровень понятия речи,

от 6 до 0 баллов - низкий уровень  понимания речи.

Методика 2. "Найди игрушку"

Цель: выявить понимание  речи взрослого. Материал: различные  знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в  процессе игровой деятельности мы наблюдали  за тем, как ребенок реагирует  на предметы: сосредоточенно ли всматривается  в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

5 баллов - в речи ребенка  встречаются все 5 приведенных  фрагментов, определяющих результативность.

3-4 балла - 3-4 выполненных  фрагмента, определяющих понимания  речи.

0-2 балла - 0-2 выполненных  фрагмента, определяющих понимание  речи.

Выводы об уровне развития речи.

5 баллов - высокий уровень.

3-4 - средний уровень.

0-2 - низкий уровень.

Методика 3. "Кто это"

Цель: выявить объем активного  словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для  оценки словарного состава ребенка  весь предлагаемый материал мы условно  разделили на три группы по степени  частотности употребления слов в  речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто  встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров можно взять приблизительные картинки из категорий: одежда, овощи, животные, игрушки, птицы.

Информация о работе Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме