Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и обосновать возможность развития активной речи раннего возраста в условиях детского сада.
задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста.
Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста.
Выявить педагогические условия организации работы по развитию активной речи у детей раннего возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая речи.docx

— 83.50 Кб (Скачать)

Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мищерекова [1] выделяют следующие этапы развития речи детей в процессе общения. Подготовительный этап охватывает 1-й год жизни детей. Срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

На протяжении первого  года ребенок, меняет, по крайней мере, две формы общения с окружающими  взрослыми. К двум месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение  с близкими взрослыми. Оно характеризуется  следующими чертами:

общение находится на положении  ведущей деятельности детей, опосредуя  все их остальные отношения с  миром.

содержание потребности  детей в общении сводится к  нужде в доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов  общения является личностный мотив.

  1. основным средством общения с окружающими людьми, служит для младенцев категория выразительных движений и поз [15].

В конце первого полугодия  ребенок, овладевший хватанием, переходит  на уровень второй, более сложной  формы общения со взрослыми. Это  ситуативно-деловое общение. Оно  отличается такими особенностями:

1. общение разворачивается  на фоне предметных манипуляций,  составляющих новый вид деятельности  ребенка, которая занимает положение  ведущей.

2. содержание потребности  детей в общении обогащается  новым компонентом стремлением  ребенка к сотрудничеству, к совместному  действию с окружающими взрослыми,  этот компонент не отменяет  прежней нужды детей в доброжелательном  внимании взрослых, а соединяет  с ней.

3. ведущим среди мотивов  общения становится деловой мотив,  так как дети, побуждаемые практическими  задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов с взрослыми.

4. основным средством  общения с окружающими людьми  для младенцем служит категория  изобразительных движений и предметных  действие преобразованных для  функционирования в качестве  коммуникативных сигналов [13].

Эмоциональные и первые простые  практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в  рамках двух первых форм общения, не требуют  от ребенка владения речью, он ею и  не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак  не сталкивается с речью. Как раз  наоборот: словесные воздействия  составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому  можно предполагать, что у младенцев  рано появляется особое отношение к  звукам речи вследствие их неразрывной  связи с фигурой взрослого  человека, составляющей для ребенка  центр мира на этапе ситуативно-личностного  общения и. весьма важную его часть  на этапе ситуативно-делового общения.

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при  рождении. Он еще не имеет отношения  к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата. Вокализации имеют вид  коротких или певучих звуков, в  которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга и до напряженного сосредоточения. Вокализации детей  первого года жизни являются предречевыми, хотя иногда, некоторые из них имеют  внешнее сходство со словами. Предречевые  вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и  служат, голосовым аккомпониментом  предметных действий. Однако часто  вокализации используются детьми и  для общения с окружающими  людьми.

     Таким образом, на первом году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов [25].

Приблизительно в 8 месяцев  ребенок начинает подражать звукам, которые слышит. Можно выдвинуть  предположение о том, что еще  в довербальный период у ребенка  складывается особое отношение к  звукам речи окружающих взрослых. Отношение  характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной  окраской восприятия первых.

Уже в первом полугодии  словесные воздействия взрослого  вызывают мощную ориентировочную реакцию  детей, сменяющуюся через несколько  секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев  разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него "комплекс оживления" максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности  равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка [4].

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии, ответной поведение особого состава, отличного  от ответа, который вызывают у детей  разнообразные звуки, исходящие  от неодушевленных предметов. В поведении  ребенка при слушании разговора  взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало. Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей  выделять и фиксировать речевые  воздействия окружающих людей.

К концу первого года у  детей наблюдается углубление анализа  уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый  и тональный. Во втором полугодии  ребенок переходит к более  сложному взаимодействию с взрослым. В ходе этого взаимодействия у  ребенка появляется нужда в новых  средствах коммуникации, которые  обеспечили бы ему взаимопонимание  с взрослыми. Таким средством  общения становится речь, вначале  пассивная, а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).

Второй этап служит переходной ступенью между двумя  эпохами в общении ребенка  с окружающими людьми, до вербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во-времени и охватывает обычно более полугода от конца первого года до второй половины второго года [4].

Основное содержание второго этапа составляют два  события: возникает понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые вербализации - период лепета, или  послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни. Ребенок  начинает понимать, что звуки и  их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно  достигнуть очень многого, что сказав "ам-ам" можно получить есть, а  сказав "ма-ма", можно позвать  маму. [3].

Оба события тесно связаны  между собой, и не только во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения  одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый. Он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает  в некоторых случаях действие не только локомоторное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у  детей образуется разрыв между уровнем  развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание  речи взрослого, и словесный ответ  на нее осуществляется на основе активного  восприятия и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие, моделирующее специфические речевые тембры и  как способ произвольного артикулирования  произносимого слова.

   Первые слова появляются к концу первого года жизни. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек [25].

Произнося первые слова, ребенок  воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем  отдельных звуков. Все исследователи  детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие (фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц)

   Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов. Более сложные слова, могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической сторона речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики [5].

Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает  индивидуально. Особенно быстро пополняется  словарь в последние месяцы второго  года жизни. Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых  ребенком в этот период, что указывает  на большую индивидуальность в темпе  развития речи.

К концу второго  года жизни, армируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти  различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха. условий воспитания. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования ("мама, дай", "папа, иди", "Лиле пить дать"). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется  элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. [7].

Для фраз конца второго  года жизни характерно то, что они  большей частью, произносят в утвердительной форме и имеют особый порядок  слов, при котором "главное" слово  стоит на первом места. В этом же возрасте дети начинают говорить с  игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

Речевое развитие ребенка  формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослым. Ребенок  должен ощущать не только эмоциональное  участие в его жизни, но и постепенно на близком расстоянии видеть лицо говорящего. Недостаток речевого общения  с ребенком существенно сказывается  на его развитии не только речевом, но и общем психическом.

  1. На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года жизни способность к словотворчеству. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить [15].

Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит  взрослым: воспитателю - в детском  саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как  они говорят с ребенком, сколько  внимания уделяют речевому общению  с ним, во многом зависят успехи дошкольника  в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с  начала его появления. Является это  общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность  в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как  любая функция, она формируется  только в том случае, если она  востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

 

 

1.2педагогические  условия

    С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Раннее детство - особый период становления органов и систем, и, прежде всего, функций мозга, а развитие мозга ребенка и его умственных способностей, напрямую зависит от ранних впечатлений, ускоряющих его развитие.

Американские ученые С.Гудвин, Л. Акредоло и Г.Чугани, изучая развитие детского мозга, определили некоторые  ключевые периоды его развития: моторные навыки – с 0 – 4 года; речь и словарный  запас – 0-3 года; математическое мышление и логика – 1-4 года; музыкальные способности  – 3-12 лет, социальная адаптация – 0-18 месяцев. В плане исследования мозг младенца является наиболее интересным, т.к. самое интенсивное развитие мозга за всю жизнь человека приходится на период с внутриутробного развития до 5-ти лет (Вартанян И.А., Батуев А.С., Бернштейн  Н.А.. и др.)

      В этот период наиболее существенным изменением является увеличение объема мозга, которое обусловлено, во-первых, ростом клеток, а во-вторых, формированием все более и более сложной сети взаимосвязанных нейронов, позволяющих клеткам общаться друг с другом. И чем больше становится мозг, тем значительнее перемены в обучаемости детей. Память становится более функциональной, развиваются языковые способности, постоянно оттачиваются мыслительные способности. Многочисленные структуры мозга также претерпевают существенные изменения, развивается кора и подкорка. После рождения идет интенсивное развитие клеток коры головного мозга новорожденного.

       Мозг младенца восприимчив к любым формам стимуляции: слуховой, зрительной, обонятельной, осязательной. Особенно быстро развиваются те его участки, которые ответственны за обработку внешних впечатлений окружающей среды. Необходимо развивать ребенка с первых дней внутриутробной жизни. Сегодня хорошо известно, что плод, находящийся в утробе матери, способен воспринимать не только сигналы материнского организма, но и определенные воздействия, такие, как свет, звук, вибрация.

Наиболее удивительным является то, что плод не только воспринимает эти раздражения, но и реагирует  на них ответными движениями. Для  формирования «пренатального опыта  плода» очень важны звуковые раздражения. Чем больше разнообразных раздражителей  поступает извне, тем лучше формируется  мозг и тем больше запоминает будущий  ребенок. Чем раньше начинать разговаривать  с ребенком, чем спокойнее и  доброжелательнее это делать, тем  больше это поможет развиться  мозгу малыша.

       Тактильная система восприятия формируется у ребенка раньше других. Она развивается уже на восьмом месяце беременности и приблизительно к 2,5 годам она бывает уже сформирована. Тактильное восприятие дает возможность ребенку получить полную картину о размерах и границах своего тела, о величине, пропорциях, геометрических формах. В возрасте 2-3 лет дети в состоянии узнавать знакомые предметы закрытыми глазами путем ощупывания.

Информация о работе Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме