Активные методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение активных методов обучения, их применение в процессе преподавания экономических дисциплин. Рассмотреть использование активных методов обучения экономики в учреждениях НПО.

Задача исследования: Изучить сущность и понятие активных методов, их классификацию. Рассмотреть применение активных методов обучения на занятиях учреждений НПО по экономике.

Работа содержит 1 файл

Глава l.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

      С другой стороны, если растет число оборотов одноименной денежной единицы, то масса  денег, находящихся в обращении, уменьшается. Если уменьшается число  их оборотов, то масса их растет.

      Исходя  из этого масса денег, функционирующих в качестве средств обращения, прямо пропорциональна сумме цен товаров и обратно пропорциональна числу оборотов одноименных денежных единиц. 

      В неоклассической теории количество денег определяется из уравнения  обмена:

      MV=PQ

      где М – среднее количество денег, находящихся в обращении в течение года;

      V – среднее число оборотов денег в их обмене на блага;

      P – уровень цен, или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица всякого отдельного товара;

      Q – купленное количество товаров.

      Отсюда  можно вывести массу денег, необходимую  для обращения:

      M = P*Q/V

      Функция денег как средства обращения  определяет их монетную форму. Происхождение  слова «монета» связано с названием  храма Юноны Монеты, на территории которого в IV в. до н.э. началась чеканка денежных знаков Древнего Рима.

      Первоначально функцию средства обращения выполняло  золото в слитках, которые принимались  по весу. Золотослитковый обмен был  неудобен тем, что не позволял реализовывать  товары малой стоимости. Впоследствии маленьким слиткам золота государство стало придавать стандартную форму, указывать вес и пробу, т.е. чеканить монету. Золотая монета и золото в слитках различались между собой только по форме, и золото постоянно могло переходить из одной формы в другую.

      В обращении золотые монеты стираются. Вследствие этого название золотой монеты и ее реальное золотое содержание начинают расходиться. Однако такие монеты обращаются в сфере товарного обращения как полноценные, как знак стоимости. Учитывая это, правительства нередко сознательно портили монеты, уменьшали вес монет в сравнении с номиналом, изменяли пробу денежного материала. Однако то, что они выигрывали от фальсификации монет, всякий раз теряли при сборе налогов. Поэтому следом за фальсификацией монет шел процесс изменения масштаба цен или учет монет по весу и пробе.

      Практика  функционирования неполноценных монет  показала возможность замены золота и серебра бумажными деньгами. Впервые бумажные деньги были выпущены в XII в. в Китае. В России бумажные деньги были выпущены в 1769г. Обращение бумажных денег вводится государственной властью. Бумажные деньги являются не эквивалентом, а представителями золота, которое должно было бы обращаться в сфере товарного обращения.

      Возможность замены денежного товара знаками, символами  стоимости обусловлена ролью денег в товарном обращении, а именно тем, что они являются мимолетным посредником в обращении товаров.

      Методика  изложения.

      При изложении нового материала учащиеся записывают что такое функция  «Деньги, как средство обращения», рассматривают формулы: масса денег, количество денег, масса денег, необходимая для обращения.

      При переходе ко второму вопросу учащимся предлагается ответить на не большой  проблемный вопрос: «Как вы думаете, что  значит кредит, кого можно назвать  кредитором  ? Охарактеризуйте»

      Учащиеся  начинают активизировать свое внимание на поставленную перед ними проблему-вопрос, преподаватель помогает им правильно  сформулировать ответы.

 

      Деньги  как средство платежа. В рыночной экономике товары продаются с отсрочкой платежа, или в кредит. Продажа товаров в кредит обусловлена сезонностью производства, различиями во времени производства, сроках реализации, хранения и использования товаров.

      В результате такой сделки продавец товара становится кредитором, а покупатель – должником. В момент заключения сделки деньги функционируют как мера стоимости. Должник в момент получения товара дает кредитору письменное долговое обязательство – вексель, в котором указана цена товара, полученного в кредит, и срок уплаты денег. С наступлением срока должник оплачивает цену товара, а кредитор возвращает вексель. В этом случае деньги выполняют функцию средства платежа. В случае неуплаты определенной суммы денег к указанному сроку деньги с должника, подписавшего вексель, могут быть получены в принудительном порядке с помощью государственных органов. Продажа товаров в кредит способствует ускорению реализации товаров, экономии денежного материала или издержек обращения.

      Но  векселя могут обращаться в товарном обороте, выполняя роль специфических  кредитных денег. Это происходит тогда, когда товаропроизводитель или купец, продавший свой товар в кредит и получивший от покупателя вексель, в свою очередь использует его вместо денег для оплаты товаров, купленных у третьего товаропроизводителя. В этом случае он делает на векселе передаточную надпись – индоссамент. Подписавший вексель должник берет на себя обязательство его оплаты в случае неплатежеспособности должника, пустившего в обращение данный вексель. Последний, став владельцем векселя, таким же способом может рассчитаться за купленный товар с четвертым товаровладельцем и т.д. Так как в товарном обращении векселя превратились в кредитные деньги.

      Банкноты (банковские билеты) появляются в результате замены частных векселей банков, которые  оплачиваются по требованию наличными деньгами в любое время.

      Банкноты  обеспечены золотом, частными векселями, валютой других стран, находящихся  в распоряжении банка. Банкноты выпускаются  в обращение центральными эмиссионными банками.

      Рыночная  экономика порождает еще один вид кредитных денег – чеки.

      Чек – это документ, содержащий письменное распоряжение владельца текущего счета  в банке о выплате определенной суммы денег определенному лицу или предъявителю либо о перечислении их на другой счет банком.

      Существует  три основных вида чеков:

      Именные (не подлежащие передаче);

      Ордерные (передача другому лицу с индоссаментом);

      Предъявительские (передаваемые без индоссамента).

        Методика изложения. При изложении вопроса учащиеся записывают в тетрадь на поставленные мной в конце первого вопроса ответы: что такое кредит, кого можно назвать кредитором.

      3.  Домашнее задание:  (5 мин).

      Подготовится  к устному опросу по пройденной теме. Знать формулы нахождения массы  денег, количества денег, необходимых  государству, отличия кредитных  денег друг от друга.

      Урок  готовился с использованием учебника Камаева В.Д, "Экономическая теория", и Борисов А. М.

 

По  дисциплине "экономическая  теория", я провела  деловую игру на тему: "Рынок  труда".

      Деловая игра по теме «Рынок труда» посвящена  проблеме взаимодействия труда, капитала и государства. Предлагается к рассмотрению в форме ролевой игры конфликтная ситуация забастовки, объявленной авиадиспетчерами. Она показывает, что назрели проблемы внутри фирмы, а может быть и страны.

      Цель  игры – формирование творческого  экономического мышления, когда обучающиеся должны самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, складывающейся на рынке труда; развитие творческих идей обучающихся, воспитание сотрудничества у студентов.

      Задачи  игры:

-постановка экономической проблемы на рынке труда

-распределение  экономических ролей

-моделирование  экономических ситуаций

-поиск  верных решений для выхода  из сложившихся ситуаций

      Для успешного проведения деловой игры необходимо начать с предварительной  подготовки. Учащихся следует разделить на пять групп и назначить руководителя в каждой:

1. Профсоюз  Авиадиспетчеров

2. Совет  Директоров Авиакомпании

3. Потребители

4. Государство

5. СМИ

Всех  участников игры надо ознакомить со сценарием  и дать задание, подготовить свои выступления.

Группа  профсоюзов продумывает требования к администрации фирмы.

В них  могут входить положения об увеличении заработной платы, сокращении рабочего времени, улучшении условий труда, медицинского обслуживания, о социальных гарантиях и выплатах и т.д. Группа профсоюзов может нарисовать плакаты с лозунгами, выдвигаемыми их организацией.

Группа  Совет Директоров Авиакомпании придумывает  название своей фирмы, эмблему, логотип. Группа готовит свои предложения  к профсоюзу по урегулированию конфликта. Совет директоров обсуждает экономические возможности своей компании, ущерб от остановки работы.

      Рассматриваются вопросы перспектив развития компании и долгосрочного сотрудничества с профсоюзом по профессиональной подготовке кадров, улучшению условий труда  и быта.

      Группа  Потребителей подготавливает требования и резолюции, которые будут выдвигать  общественные организации (продумать  названия), акционеры, представители  бизнеса (других фирм), заинтересованных в нормальной деятельности Авиакомпании. Группа потребителей представляет различные социальные интересы групп общества, поэтому требования и пожелания могут быть разнообразными.

      Группа  Государство готовит материалы  для обсуждения мер по урегулированию конфликта. Все министры готовят  свои предложения по решению создавшейся проблемы. Премьер-министр готовит материал как итог предложений со стороны всех министров. Крайние точки зрения по этому вопросу высказывают министр обороны страны и министр внутренних дел. Они выдвигают доводы в пользу решительных мер и применения силы. Министр социального развития предлагает меры обширной социальной программы, которая включает вопросы охраны труда, образования, здравоохранения, отдыха, жилья и т.д. Свои более взвешенные точки зрения высказывают министры юстиции и экономического развития. Министр юстиции готовит материал по правовому пути решения проблемы, министр экономического развития предлагает экономические меры.

      Группа  СМИ должна продумать комментарий  к репортажу с места событий. От этой группы зависит в деловой  игре очень многое. Она должна создать дух и обстановку демонстрации профсоюзов. Описать место и настроение участников. Создать эмоциональное описание массового митинга. Группа должна тщательно продумать вопросы для интервью со своими героями. Интервью должны отражать образ лидеров, вызывать к ним симпатию.

      Ход деловой игры

1. Профсоюз. Лидеры профсоюза объявляют забастовку  и выдвигают свои требования. Модель монополии на рынке  труда. Лидеры проводят митинг. Лозунги и требования красочно  изображают на доске или плакатах. График модели монополии чертят на доске.

2. СМИ  ведут репортаж с места событий  и берут интервью у лидера  профсоюзов.

3.Председатель  Совета директоров Авиакомпании (единственной в стране)

ведет заседание директоров, он выслушивает  предложения всех директоров. Обсуждаются требования профсоюза, уступки, возможные последствия забастовки. Модель монополии на рынке труда. Свои доказательства красочно изображают на доске. График модели монополии на рынке труда чертят на доске.

4. СМИ  ведут репортаж с места событий и берут интервью у председателя Совета директоров.

5. Общество  защищает права потребителей, интересы  пассажиров, у которых срываются  рейсы; интересы акционеров Авиакомпании. Лидеры общества проводят митинг. Лозунги и требования красочно  изображают на доске.

6. СМИ  ведут репортаж о митинге и  берут интервью у представителей  гражданского общества.

7. Государство.  Премьер-министр с министрами  обсуждает ситуацию. Выслушивает  крайние точки зрения по этому  вопросу – министр обороны  страны и министр внутренних дел предлагают силовые методы. Министр социального развития предлагает меры обширной социальной программы.

Свои  более взвешенные точки зрения высказывают  министры юстиции и экономического развития. Обсуждают возможные варианты урегулирования.

На доске чертят график равновесия при взаимной монополии на рынке труда.

8. СМИ  берут интервью у Премьер-министра, министров.

9. Переговоры. Представитель профсоюза, председатель  Совета директоров,

Информация о работе Активные методы обучения