Активные методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение активных методов обучения, их применение в процессе преподавания экономических дисциплин. Рассмотреть использование активных методов обучения экономики в учреждениях НПО.

Задача исследования: Изучить сущность и понятие активных методов, их классификацию. Рассмотреть применение активных методов обучения на занятиях учреждений НПО по экономике.

Работа содержит 1 файл

Глава l.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

      Особенность учебных занятий заключается  в том, что они требуют активного участия обучающихся в процессе занятий. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий. Компетентный преподаватель должен хорошо представлять себе, что происходит на каждой конкретной стадии учебного процесса, и делать обучение более легким для его участников.

      Специфика дисциплин, читаемых на кафедре «Налоги  и налогообложение», позволяет, наряду с традиционными формами организации  учебного процесса в виде лекций и  семинаров, широко использовать и нетрадиционные методы самостоятельной работы со студентами. Для имитации процесса опроса и снятия психологического напряжения на семинарах могут быть использованы и специальные тесты и задачи. Содержание изучаемого на семинарах материала позволяет создавать на занятиях проблемные ситуации и организовывать дискуссии по самым различным вопросам. Причем наиболее приемлемыми формами проведения занятия могут быть деловые игры, метод «мозговой атаки», работа в малых группах с целью закрепления пройденной темы (на кафедре разработаны соответствующие методические рекомендации).

      Применение  активных методов обучения, побуждающих  студентов самостоятельно контролировать собственный процесс обучения, является особенно актуальным.

      На  кафедре «Налоги и налогообложение» Финансовой академии имеются свои разработки по проведению ситуационных занятий. При этом мы исходим из того, что ситуация – множество людей, предметов и других значимых элементов открытой системы с их взаимосвязями, рассматриваемое в момент функционирования.

Простые стандартные ситуации возникают  при искусственном упрощении  условий, а связанные с ними проблемы имеют предопределенные решения  по шаблонным правилам. Решению проблем  в таких стандартных ситуациях  можно обучить (натаскать).

      На  кафедре описываемая ситуация моделируется при проведении практических занятий, когда студентам предлагаются задачи по расчету налоговой базы, налогового оклада по всем видам налоговых платежей. У нас разработаны и широко используются практикумы по ряду основных дисциплин кафедры, в которых содержатся задачи по тематике изучаемой дисциплины. Большинство задач построено таким образом, что расчет налогов производится непосредственно на бланках отчетности, как это принято в налоговых органах и на предприятиях. Это способствует быстрой адаптации студентов к условиям работы на производственной практике и, в последующем, на рабочем месте по окончании учебы.

Если  система сложная, а ситуация нестандартная, поиск решения слабо формализован и требует творческого подхода. Принимаемые в этих случаях решения уникальны. Обучение в данном случае ориентировано на развитие творческой активности, умения действовать в условиях, когда не доказана «теорема существования» решения связанной с ситуацией проблемы.

      К примеру, на кафедре разработана методика проведения семинаров-диспутов, базирующаяся на американском опыте. У нас имеется методическое пособие по применению метода преподавания в форме дискуссий в малых группах по дисциплине «Теория и история налогообложения». Дискуссии в малых группах - это такой вид деятельности, который позволяет студентам обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения определенной проблемы. Наиболее удобно проводить такие дискуссии на практических занятиях после изучения какой-либо темы для закрепления пройденного материала.

В чем  суть данного метода?

      Преимущества  данного метода заключаются в  том, что он позволяет слушателям контролировать собственный процесс  обучения и лучше влиять на него, стимулируя к активному участию  на занятиях. Данный метод позволяет в ходе дискуссии прояснить и углубить знания, полученные на лекции.

Процесс обучения состоит из следующих этапов:

  • Преподаватель ставит проблему для обсуждения.
  • Преподаватель разбивает участников на группы от четырех до семи человек.
  • В каждой группе выбираются руководитель дискуссии, секретарь и тот, кто представит результаты работы группы перед всей аудиторией.
  • Преподаватель должен убедиться, что каждая группа правильно поняла задание.
  • Предоставляется время на обсуждение – при этом участие преподавателя не требуется, за исключением тех случаев, когда у участников есть к нему вопросы.
  • Для обобщения итогов работы одному человеку от каждой группы дается возможность выступления. В качестве итогов могут быть представлены варианты решения проблемы, ответы на вопросы или обобщение основных высказываемых идей.
  • Преподаватель определяет явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп темы.
  • Преподаватель расспрашивает участников, чему они научились в ходе упражнения, а также, как они смогут использовать в дальнейшем то, чему научились.

      В начале занятия студенты получают от преподавателя четко и лаконично  сформулированную проблему. В процессе обсуждения этой проблемы они прибегают  к мозговому штурму – одному из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями. Для поддержания порядка во время мозгового штурма преподаватель следит за тем, чтобы не допускалась первоначальная оценка идей, стимулировались необычные идеи, развивались чужие идеи, студенты стремились к большому количеству идей. Важно, чтобы словесные формулировки стимулировали возникновение конкретных, реальных, а не абстрактных идей или мнений. Все высказанные идеи записываются на доске. Для оценки взглядов и последующего формирования групп при помощи взвешенного голосования выбирается 5 наиболее важных и перспективных направлений, которые должны обсудить студенты, разбившись на группы. В каждой группе выбирается руководитель дискуссии, секретарь и тот, кто представит результаты работы группы перед всей аудиторией.

      В ходе обсуждения участие преподавателя  сведено к минимуму. Он может направить  дискуссию в нужное русло, задавая правильные вопросы. От него требуется умение найти побуждающие к участию в дискуссии стимулы для каждого обучающегося. Обычно преподаватель обходит все группы, чтобы убедиться в том, что студенты правильно поняли задание. Он помогает определить границы принимаемых решений, не ограничивая при этом инициативу и творчество.

Вниманию  студентов могут быть предложены следующие основные правила, которых  они должны придерживаться в процессе обсуждения: уважайте чужое мнение  (это не значит, что нужно приходить к единому мнению); не говорите длинными фразами; не говорите одновременно; не «витайте в облаках» – подходите практически; избегайте группового редактирования; используйте творческий подход. Эти правила  можно подготовить заранее на слайдах или просто написать на доске.

      Преподаватель контролирует ход игры, применяя метод  проверки хода обсуждения, обращая  внимания на следующие основные моменты: один или два человека доминируют в обсуждении; в аудитории ведутся  посторонние разговоры; лишь несколько  человек участвует в обсуждении; обсуждение поздно начинается или затягивается; задачи обсуждения неясны.

      Для презентации идеи от каждой группы выступает один человек. Некоторые  готовят материалы (раздаточный  материал, записи на станковом блокноте или слайды). При этом задача преподавателя – проследить за тем, чтобы они отражали основную мысль, ограничивались только имеющей отношение к теме информацией, иллюстрировали точку зрения группы, были удобны для чтения. После каждого выступления члены других групп задают вопросы для более детальной проработки темы.

      Преподаватель подытоживает выступления, определив  явно прозвучавшие во время презентаций  общие для всех групп проблемы. Кроме того, он оценивает возможные  положительные  и отрицательные последствия от претворения в жизнь предложенных студентами решений.

Применение  в практике преподавания вышеописанных  ситуационных занятий дает студентам  возможность совершенствовать навыки разрешения трудных проблем, учиться  друг у друга, формирует чувство  ответственности за учебный процесс, навыки совместной работы в командах, проясняет ценностные ориентации обучающихся.

      Использование описанных выше форм и методов  организации учебного процесса по теоретическому курсу «Теория и история налогообложения» позволяет, как показывает опыт, не только повысить интенсивность обучения студентов, но и обеспечивает их подготовку к самостоятельной работе по всем прикладным аспектам налогов и налогообложения в различных сферах (отраслях) экономики.         

Применение  проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин. 

Н.М. Кузнецова, преподаватель экономических дисциплин,

ГОУ ВПО «Орел ГТУ», Орел 

      В высшем учебном заведении при  устном изложении учебного материала  в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Однако, традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:

1. Лекция  приучает к пассивному восприятию  чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся.

2. Лекция  отбивает стремление к самостоятельным  занятиям.

3. Лекции  нужны, если нет учебников или  их мало.

4. Одни  слушатели успевают осмыслить,  другие - только механически записать  слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.

Однако  опыт обучения в высшей школе свидетельствует  о том, что отказ от лекции снижает  научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность  их работы в течение семестра. Поэтому  лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.

      В определенной степени остроту названных  противоречий снимает возможность  применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Современная  методика насчитывает свыше 250 различных  методов. Эти методы приводят к изменению  роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся. Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.

Наиболее  эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин  является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике России остаются нерешенными многие задачи.

Вместо  того чтобы «транслировать» обучающимся  факты и их взаимосвязь, можно  предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск  путей изменения данной ситуации к лучшему.  

Рисунок 1 – Основные методы обучения  

      Если  в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в  проблемной -всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Проблемный  вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее.

Проблемная  задача, в отличие от проблемного  вопроса, содержит дополнительную вводную  информацию и при необходимости  некоторые ориентиры поиска для  ее решения.

Информация о работе Активные методы обучения