Активные методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение активных методов обучения, их применение в процессе преподавания экономических дисциплин. Рассмотреть использование активных методов обучения экономики в учреждениях НПО.

Задача исследования: Изучить сущность и понятие активных методов, их классификацию. Рассмотреть применение активных методов обучения на занятиях учреждений НПО по экономике.

Работа содержит 1 файл

Глава l.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Понятия «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут перерастать в задачи, а задачи расчленяться на вопросы и подвопросы.

Уровень сложности, характер проблем зависят  от подготовленности обучающихся, изучаемой  темы и других обстоятельств.

Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).

      Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции.

В самом  общем виде это могут быть следующие  ступени. 

Анализ  и отбор основного ключевого  материала, который составляет логический костяк курса. 

Выбор основных проблем и трансформация  их в проблемные ситуации (не больше 3—4). 

Продумывание  логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации. 

Компоновка  всего лекционного содержания в  целостную систему знаний и его  методическое обеспечение. 

«Проигрывание»  лекции вслух или «про себя», прогнозирование  успешности применения методических приемов  активизации внимания и мышления слушателей.

Корректировка и окончательная подготовка содержания и методики изложения лекционного  материала.

Умение  решать проблемы является важнейшей  ключевой компетенцией, необходимой  человеку в любой сфере его  деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.

Важность  данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:

- большинство  современных предприятий заинтересованы  в кадрах, способных принимать  на себя ответственность и  работать самостоятельно. Чтобы  сделать это, людям необходимо  умение выявлять проблемы и  предлагать решения, т.е. как раз то, что является основой ключевого умения решать проблемы;

- умение  решать проблемы является ключевым  аспектом управления качеством  — концепция непрерывного совершенствования  основана, в первую очередь, на  способности людей анализировать  свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться;

- решение  проблем не есть прерогатива  деятельности отдельного работника  — коллектив также должен уметь  совместно решать проблемы. 
Проблемы обычно решаются в группах из 4 —6 человек.

В ходе решения проблемы обучающиеся: углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию); развивают социальные и коммуникативные умения.

Деятельность  групп по решению проблем охватывает семь этапов:

    ·   выяснение содержания/значения понятий и терминов;

    ·   определение проблемы;

    ·   анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы или задачи;

    ·   ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;

    ·   формулирование задачи;

    ·   поиск дополнительной информации;

    ·   отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.

Поскольку методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает  ее эффективность, т.к. по материалам научных исследований групповые формы являются наиболее результативными (рисунок 2).  

Рисунок 2 – Результативность применяемых  в учебном процессе методов обучения (по материалам научных исследований)   

      Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием слушателей, т.е. в какой-то степени знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); в-четвертых, подобного рода лекция повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности). 

Вывод по l главе: Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале студенты усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки.

          Активные  методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

          1) подчинить процесс обучения управляющему  воздействию преподавателя;

          2) обеспечить активное участие  в учебной работе как подготовленных  студентов, так и не подготовленных;

          3) установить непрерывный контроль  за процессом усвоения учебного  материала.

          Активные  методы обучения направлены на привлечение  студентов к самостоятельной  познавательной деятельности, вызвать  личностный интерес к решению  каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).

          Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность. 

Глава 2. Применение активных методов обучения в ПУ.

2.1. Анализ применения  активных методов  обучения, в образовательном  процессе.

     Учителя ПУ №15 взяли на себя очень трудную задачу: формировать и реализовывать образование повышенного уровня, сохраняя при этом индивидуальный подход. Мои эксперименты связаны с индивидуальным развитием каждого учащегося.

     Когда я пришла  на практику в ПУ №15, я сразу попросила преподавателя, Викторию Владимировну Мартынчеву, помочь мне в проведении экспериментальной работы по теме «Активные методы обучения в педагогическом процессе».

     Констатирующий  этап эксперимента я провела в  начале исследования, в котором поставила  задачу – выяснить на практике эффективность  использования активных методов обучения.

     Мы  использовали разнообразные методы исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ работ, уроков, внеклассных  занятий.

     С каждым разом ребята получали удовольствие от того, что могли все больше и больше выполнить заданий.

     Я поняла, что систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает  благоприятные условия для воспитания у студентов культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

     Применение  активных методов обучения становится более продуктивным, если:

     - осуществляется при условии   включения каждого ученика в  решение задач в начале процесса усвоения нового материала;

     - организовано как активное сотрудничество  учителя и ученика.

     Для эффективного использования активных методов обучения необходимо активное сотрудничество учителя и ученика. Сложившиеся отношения между учителем и учениками влияют на учебную деятельность ученика.  

2.2. Разработка уроков  экономики, с применением  активных методов  обучения.

Проходя практику в КГОУ НПО №15, мне нужно  было самостоятельно разработать урок по экономике, я решила применить  активный метод обучения.

      Я составила план-конспект урока, на тему: "Деньги и их функции", с применением проблемных ситуационных задач.

      Тип урока:  комбинированный.

      Задачи  урока:

  1. Обучающая:
  • дать классификацию кредитным деньгам;
  • научить учеников решать задачи по нахождению массы  и количества денег, необходимых государству.
  1. Развивающая:
  • развивать умение воспринимать и анализировать новую информацию при  данной теме;
  • развивать способности произвольного запоминания;
  • развивать навыки синтеза материала.
  1. Воспитательная:
  • формировать уважение и бережное отношение к 

            результатам труда другого и  собственного труда;

  • убежденность в необходимости получаемых знаний;
  • воспитывать в учащихся серьезное отношение к получению знаний.

    Ход урока: 

      1. Организационная часть:  начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к уроку и наличие учащихся на уроке. Затем  сообщается тема урока и какие цели   необходимо достичь.   (5 мин).

      2. Сообщение (изложение) нового  материала с применением проблемных  ситуационных задач:  (30 мин).

      Цель  урока:  продолжить знакомить учащихся с функциями денег.

      При объяснении новой темы будут задаваться маленькие проблемные ситуации, которые  помогут учащимся лучше усвоить  новый материал.

 Основные  методы изложения  учебного материала:  объяснение, беседа.

 Содержание нового материала.

 Деньги  как средство обращения. Процесс обмена товаров совершается в виде следующей смены форм: товар – деньги – товар (Т-Д-Т). Со стороны вещественного содержания это движение представляет собой Т-Т, т. е. обмен товара на товар, обмен веществ общественного труда. Обмен товарами и товарное обращение различны по форме и содержанию.

      Как посредник в процессе обращения  товаров, деньги приобретают функцию  средства обращения.

      Главными  являются функции денег как меры стоимостей и средства обращения.

      Если  рассмотреть цепь обмена товаров, то можно увидеть, что деньги являются мимолетным посредником в обращении  товаров. Определенная сумма денег  может обслуживать реализацию значительных масс товаров, т. е. деньги совершают  определенное число оборотов. Чем выше число оборотов одноименных денежных единиц, тем меньше денег необходимо для обращения определенной товарной массы.

      Каждый  товар при смене своей формы  выпадает из сферы обращения, в которую  на его место постоянно поступают  другие товары. Наоборот, деньги как средство обращения постоянно пребывают в сфере обращения. Отсюда возникает вопрос, сколько денег может поглощать эта сфера. Так как в товарном обращении всегда противопоставлены товар и деньги, то масса средств обращения уже определена суммой цен товаров. Повышение или понижение суммы цен товаров должно в той же пропорции увеличивать или уменьшать массу обращающихся денег. Сумма цен товаров зависит от величины их стоимости и стоимости денежного товара. Если стоимости товаров уже даны, то сумма цен товаров будет зависеть от количества товаров, находящихся в обращении. Если масса товаров дана, то масса находящихся в обращении денег будет увеличиваться и уменьшаться вместе с колебаниями товарных цен. При этом возможно повышение цен на одни товары и понижение или повышение цен на другие товары.

Информация о работе Активные методы обучения