Активные методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение активных методов обучения, их применение в процессе преподавания экономических дисциплин. Рассмотреть использование активных методов обучения экономики в учреждениях НПО.

Задача исследования: Изучить сущность и понятие активных методов, их классификацию. Рассмотреть применение активных методов обучения на занятиях учреждений НПО по экономике.

Работа содержит 1 файл

Глава l.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
 

      Несмотря  на то, что о методе обучения накоплены  обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении  и теоретическом осмыслении.

      Наиболее  устоявшееся современное определение  методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы как объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские.

В литературе можно встретить деление методов обучения на "активные" и "пассивные", хотя психология не признает такого сочетания: в человеческой деятельности активным или пассивным, может быть сам человек, а не метод.

Именно  активные методы обучения, используемые при преподавании экономических дисциплин, помогают учащемуся раскрыться как личности

      Активные  методы обучения- методы обучения, позволяющие вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми [8, с. 28].

      К методам активизации учебного процесса относятся методы проблемного обучения, методы деловой игры и дискуссии. Они предполагают такую организацию  учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит относительно самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

      Современные педагогические технологии акцентируют педагога на умения конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Но особое внимание уделяется, интерактивны методам — методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт.

      Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения учащимися своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды.

При этом создаются условия, в которых учащиеся вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и дисциплинам. Соединение в сознании человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию - новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

      В профессиональном обучении активные методы могут применяться на тех занятиях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.

      Выбор активных методов обучения должен опираться  на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

освоение  предметных знаний;

умение  применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

овладение междисциплинарными умениями;

коммуникативными  умениями;

умениями  работать с информацией, представленной в различном виде;

овладение информационными технологиями и  их использование при решении  различных задач;

умения  сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы [8, с. 29].

      Активная  мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения  эффективности усвоения и практического  освоения изучаемого материала на уроках экономики.  

1.2.  Классификация активных методов обучения

      АМО подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые  применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему  свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

      Различные авторы классифицируют АМО по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО и по-разному компания содержание соответствующих групп методов.

Ю.Н. Емельянов  предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая  дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и  др.); б) игровые методы: дидактические  и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-терапию.

      По  характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме. По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие. По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

Воронова  А.А. выделяет три основных типа методов  АСПО:

  • Метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
  • Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников.
  • Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений. Цель игротехника: организация деятельности участников игры, направленную на выработку решения проблемы.

Мы будем  придерживаться следующей классификации  АМО или МАСПО, предполагающей членение их на четыре группы, объединяющей групповые  и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.

  • Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
  • Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
  • Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения
  • Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

      Каждая  группа АМО предполагает специфическую  организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями, включая назначение, позиции участников и ведущего, пространственно-временные параметры проведения, требования к компетентности ведущего и т.п. Об этом подробно будет сказано при разборе отдельных видов АМО. Пока же, завершая общую характеристику методов активного социально-психологического обучения (МАСПО), приведем таблицу, в которой отражены общие классификационные характеристики этих методов.  

1.3. Применение активных  методов обучения, на уроках экономики.

На примере  курса "Теория и история налогооблажения".

М.Р.Пинская, доцент, г. Москва

      Особой  проблемой является также методика обучения экономическим дисциплинам. Кафедра «Налоги и налогообложение» Финансовой академии имеет свои разработки по данному вопросу, базирующиеся на американском опыте. На старших курсах большинство наших студентов уже совмещает учебу с постоянной работой, как правило, в ведущих консалтинговых, аудиторских фирмах. Если при обучении студентов младших курсов основное внимание уделяется набору фактов, получению информации, то главный метод обучения в выпускающих кафедрах - обмен знаниями и опытом, усвоение нового на базе имеющегося опыта.

      Мы  исходим из того, что обучение –  это превращение информации в  полезное знание. Цикл обучения предполагает прогресс обучающегося с прохождением им четырех различных стадий процесса обучения – практический опыт, осмысление опыта, обобщение опыта и практическое применение. Для того чтобы обучение было эффективным, необходимо уметь практически применять полученные знания, то есть формулировать основные принципы (находясь на стадии обобщения)  на основе проведенного анализа (на стадии осмысления опыта) и получения практического опыта.

На стадии практического опыта преподаватель  ставит практические проблемы, обучаемый  познает новую информацию, требующую  реакции с его стороны. На стадии осмысления опыта студенты группируют полученную информацию. На следующей фазе они будут использовать ее для формирования у себя ключевых знаний по предмету, но сначала им необходимо проанализировать свой практический опыт. На стадии обобщения опыта студенты интерпретируют итоги проведенных на второй фазе дискуссий и обсуждений с целью определить их значение, сделать принципиальные выводы и вынести определенные уроки. Для того чтобы студенты ясно представляли себе всю важность и значение обучения, оно должно быть непосредственно связано с их реальными жизненными ситуациями. Результаты этой фазы закрепляются в практических заданиях и в ходе планирования применения полученных знаний после завершения обучения.

Информация о работе Активные методы обучения