Активные методы обучения математике в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:50, дипломная работа

Описание работы

Для решения поставленной цели и сформулированной гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:
Определить специфику активных методов обучения.
Проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения математике в теории и практике школьного образования.
Определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения.
Опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения математике в школе.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 6
§ 1.1. Специфика активных методов обучения. 6
§ 1.2. Классификация методов активного обучения. 16
§ 1.3. Применение активных методов обучения в преподавании математики 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ» 38
§ 2.1. Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы. 38
§ 2.2. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. 40
§ 2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы. 51
§ 2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 69
Список используемой литературы 72

Работа содержит 1 файл

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ.docx

— 1,020.96 Кб (Скачать)

 

     Данные  по выполнению задания представлены в следующих таблицах.

Экспериментальная группа 8 «А» класс

Учащиеся Время Уровень развития мыслительных операций
низкий средний высокий
1. Павел А. 8м.10с. +    
2. Андрей Б. 4м.50с.     +
3. Яна Б. 6м.05с.   +  
4. Рома Б. 4м.25с.     +
5. Сережа Б. 4м.10с.     +
6. Аня Г. 6м.10с.   +  
7. Игорь Г. 7м.35с. +    
8. Костя Е. 4м.15с.     +
9. Аня И. 6м.25с.   +  
10. Вова К. 6м.10с.   +  
11. Юля К. 5м.15с.     +
12. Оксана К. 6м.30с.   +  
13. Ксения К. 6м.40с.   +  
14. Георгий К. 4м.35с.     +
15. Надя К. 6м.30с.   +  
16. Маша К. 6м.35с.   +  
17. Катя Л. 6м.50с.   +  
18. Дима Л. 7м.45с. +    
19. Оксана Л. 6м.05с.   +  
20. Сережа П. 6м.45с.   +  
21. Эля Р. 6м.45с.   +  
22. Саша С. 7м.20с. +    
23. Сережа С. 6м.15с.   +  
24. Миша С. 7м.50с. +    
25. Денис У. 7м.40с. +    
26. Женя Ф. 8м.05с. +    
Среднегрупповое время 6м.28с. 25 % 50 % 25 %

 

     Из  таблицы видно, что у 25% учащихся высокий уровень развития мыслительных операций, у 25%-низкий и у 50%-средний.

 Контрольная группа 8 «В» класс

Учащиеся Время Уровень развития мыслительных операций
низкий средний высокий
1. Юля А. 5м.15с.   +  
2. Андрей А. 4м.40с.     +
3. Рома А. 8м.05с. +    
4. Света Б. 5м.25с.   +  
5. Стас Б. 3м.59с.     +
6. Юля Б. 8м.10с. +    
7. Света Д. 4м.35с.     +
8. Дима Д. 4м.35с.     +
9. Света И. 6м.35с.   +  
10. Сережа К. 4м.10с.     +
11. Юля К. 5м.15с.   +  
12. Наташа К. 4м.30с.     +
13. Маша К. 8м.40с. +    
14. Марина К. 4м.45с.     +
15. Стас К. 5м.30с.   +  
16. Дима Л. 4м.35с.     +
17. Света Л. 8м.50с. +    
18. Дима М. 7м.25с. +    
19. Илья Н. 6м.35с.   +  
20. Вова П. 5м.45с.   +  
21. Рустам Р. 9м.45с. +    
22. Вова С. 4м.20с.     +
23. Надя С. 5м.15с.   +  
24. Вова Т. 8м.50с. +    
25. Ксения У. 4м.40с.     +
26. Катя У. 6м.05с.   +  
27. Ирина Я. 5м.45с.   +  
Среднегрупповое время 6м.06с. 26 % 37 % 37 %

     Из  таблицы видно, что у 37% учащихся высокий уровень развития мыслительных операций, у 26%-низкий и у 37%-средний. В отличие от учащихся экспериментальной группы, у учащихся контрольной группы в равной степени преобладают дети со средним и высоким уровнем развития мыслительных операций.

     С целью определения у учащихся уровня развития способности оперировать в мышлении пространственными образами, была проведена методика 2.

     Методика 2. Пространственная сообразительность  [1, с. 97-99].

     Ход выполнения задания.

     Учащимся  предлагается решить задачи на сообразительность, не требующие каких-либо громоздких вычислений, рассуждений. Задачи могли быть 3-х типов.

  1. «Движение». Особенность этих задач состоит в том, что они требуют от школьника учения совершать такие мыслительные преобразования, операции, которые видоизменяют лишь местоположение имеющихся у него в представлении образцов, перемещают их, но не затрагивают их структурных, композиционных, особенностей.
  2. «Реконструкция». При решении задач этого типа меняется не только местоположение имеющегося в представлении образа, но и его структура, строение.
  3. «Композиция». Решение этих задач требует умения от школьника изменять образ и по местоположению, и по структуре одновременно и неоднократно совершать не одномоментные отдельные операции, а их композиции.

     Ученику предлагается решить задачи всех трех типов, начиная с третьего.

     Необходимый материал.

  1. 1) Укажите несколько букв (слов), запись которых имеет ось симметрии.  2) Сейчас 2ч. 45м. Сколько будет времени, когда минутная стрелка повернется на 210 градусов?
  2. 1) Разрезать прямоугольник со сторонами 4 и 9 ед. на две равные части таким образом, что бы, сложив их надлежащим образом, получить квадрат.  2) В квадрате через верхнюю левую вершину провели диагональ. Нижний прямоугольник оставили на месте, а верхний повернули вокруг этой вершины против часовой стрелки на 270 градусов. Какая фигура образовалась в результате?
  3. Квадратный лист сложили вдвое по диагонали, затем еще раз вдвое так, что получился равнобедренный треугольник. Какая образуется фигура, если каждую вершину последнего треугольника отрезать по линии одинаковой длины, параллельной противоположным сторонам, и развернуть лист?

     Обработка данных.

     Решение задач определенного типа (первого, второго, третьего) соответствует определенному уровню пространственного мышления. Третий уровень самый высокий. Поэтому, если ученик решил задачу на третий тип ориентирования, то более простые задачи первого и второго типа ему уже можно не предлагать. Если он задачу третьего уровня не смог решить, то ему предлагают задачу второго уровня. Если и ее он не сможет решить, то дают задачу первого уровня.

     Результаты  выполнения методики представлены в  следующих таблицах.

Экспериментальная группа 8 «А» класс

Учащиеся Уровень развития пространственного  мышления
Низкий средний высокий
1. Павел А. +    
2. Андрей Б.     +
3. Яна Б.   +  
4. Рома Б.   +  
5. Сережа Б.     +
6. Аня Г.   +  
7. Игорь Г. +    
8. Костя Е.   +  
9. Аня И.   +  
10. Вова К.   +  
11. Юля К.     +
12. Оксана К.   +  
13. Ксения К.   +  
14. Георгий К.     +
15. Надя К.   +  
16. Маша К.   +  
17. Катя Л. +    
18. Дима Л. +    
19. Оксана Л.   +  
20. Сережа П. +    
21. Эля Р.   +  
22. Саша С. +    
23. Сережа С.   +  
24. Миша С. +    
25. Денис У. +    
26. Женя Ф. +    
ИТОГО 36 % 39 % 25 %

 

     Из  таблицы видно, что 25% учащихся имеют  высокий уровень развития способности  оперировать в мышлении пространственными  образами, 36% - низкий и 39% - средний.

Контрольная группа 8 «В» класс

Учащиеся Уровень развития мыслительных операций
низкий средний высокий
1. Юля А.   +  
2. Андрей А.   +  
3. Рома А.   +  
4. Света Б.   +  
5. Стас Б.     +
6. Юля Б. +    
7. Света Д.     +
8. Дима Д.   +  
9. Света И.   +  
10. Сережа К.     +
11. Юля К.     +
12. Наташа К.     +
13. Маша К. +    
14. Марина К.   +  
15. Стас К. +    
16. Дима Л.     +
17. Света Л. +    
18. Дима М.   +  
19. Илья Н.   +  
20. Вова П. +    
21. Рустам Р.   +  
22. Вова С.     +
23. Надя С.     +
24. Вова Т. +    
25. Ксения У.   +  
26. Катя У.   +  
27. Ирина Я.   +  
ИТОГО 21 % 49 % 30 %

Информация о работе Активные методы обучения математике в школе