Активные методы обучения математике в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:50, дипломная работа

Описание работы

Для решения поставленной цели и сформулированной гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:
Определить специфику активных методов обучения.
Проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения математике в теории и практике школьного образования.
Определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения.
Опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения математике в школе.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 6
§ 1.1. Специфика активных методов обучения. 6
§ 1.2. Классификация методов активного обучения. 16
§ 1.3. Применение активных методов обучения в преподавании математики 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ» 38
§ 2.1. Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы. 38
§ 2.2. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. 40
§ 2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы. 51
§ 2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 69
Список используемой литературы 72

Работа содержит 1 файл

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ.docx

— 1,020.96 Кб (Скачать)

     Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности обучаемых. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести учащихся к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в обучении является необходимым условием современного образования и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки учащихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание учеников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1.2. Классификация  методов активного  обучения.

 

     Для того чтобы дать более обстоятельное  определение понятия «активные методы обучения», а также проанализировать существующие классификации активных методов обучения, необходимо проанализировать такие термины, как метод, обучение, активность.

     Н.В. Басова указывает, что существует более 200 определений понятия «метод». [5, с. 57]. Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например в философском словаре отмечается: «метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность». [45, с. 278]

     М.Н. Скаткин дает следующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителя и его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельности имеющимися у него средствами». [23, с.187]

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образом, метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности учащихся.

     Обучение – исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.

     Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности [41, с. 176].

     Активность  обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков [40, с.173-178].

     Познавательная  активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность учащихся пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.

     Так, непосредственное вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано  с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

     А.М. Смолкин дает следующее определение: «Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и учащиеся» [44, с. 30].

     Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации  методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации  обучаемых или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие  признаки:

  • источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);
  • методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения);
  • тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);
  • уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);
  • уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);
  • дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);
  • вид деятельности учителя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр. [34]

     Несмотря  на многообразие подходов к классификации  методов обучения, каждый из них  наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических  функций.   

     Сегодня существуют различные подходы к классификации активных методов обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активизации учащихся, характер учебно-познавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие.

     По  типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

     По  численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

     По  месту проведения различают: аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.

     По  принципу использования  вычислительной техники — ручные, (без использования ВТ); компьютерные — игры на ЭВМ; и игры с компьютерным обеспечением.

     Н.А. Морева предлагает следующую классификацию активных методов обучения:

  1. дискуссионные методы - групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
  2. игровые методы - дидактические, творческие, ролевые, деловые игры, контригра на основе трансактного метода осознания коммуникативного поведения;
  3. сенситивный тренинг [33, с. 31].
     
дискуссионные методы игровые методы сенситивный тренинг
групповая дискуссия дидактические, творческие, ролевые, деловые игры
разбор  казусов из практики контригра на основе трансактного метода осознания коммуникативного поведения

 

     Рассмотрим  классификацию методов активного обучения, предложенную А.М. Смолкиным. Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации деятельности. Все остальные относятся к неимитационным - это все способы активизации познавательной деятельности.

     Имитационные  методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [44, с. 30].

     Схематично  данную классификацию можно представить  следующим образом:

     
активные  методы обучения
неимитационные имитационные
игровые неигровые
проблемная  лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; деловая игра; коллективная  мыслительная  деятельность;
эвристическая беседа; педагогические  ситуации; ТРИЗ работа;
поисковая лабораторная работа; педагогические  задачи;
учебная дискуссия; инсценировка  различной деятельности
самостоятельная работа с литературой;
семинары;
дискуссии

 

     Методы  активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

     1 этап – первичное овладение  знаниями. Это могут быть проблемная  лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

     2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие  методы как коллективная мыслительная  деятельность, тестирование и т.д. 

     3 этап – формирование умений, навыков  на основе знаний и развитие  творческих способностей, возможно  использование моделированного  обучения, игровые и неигровые  методы [4, с. 54].

     Применение  тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для учителя  любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой  помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

     Но  также следует отметить, что большинство  активных методов обучения имеет  многофункциональное значение в  учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний; совершенствование уже полученных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

     Суть  активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

     Проявление  и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением  были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

     Остановимся на методических основах организации  таких активных методов обучения, как упражнения, эвристическая беседа, метод ТРИЗ, метод эвристических вопросов, мозговой штурм.

     Упражнение  - это многократное выполнение какого-либо действия для приобретения навыков и получения более совершенных умений.

     Различают упражнения для отработки практических действий и интеллектуальные упражнения.

     Методика  проведения упражнения для отработки практических действий строится или на принципе поэтапного формирования действий, базирующемся на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, или используется принцип «проб и ошибок».

     При организации упражнений надо соблюдать  определенный алгоритм: сообщить тему; теоретически обосновать предлагаемые действия; описать их выполнение с  использованием наглядных пособий; показать образец выполнения; предупредить по поводу возможных совершаемых ошибок при выполнении упражнения; проверить понимание учащимися цели задания, методов исполнения, осознание правил безопасности; проверить конечные элементы деятельности.

Информация о работе Активные методы обучения математике в школе