Жизненный цикл организации: практический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью является рассмотреть концепцию жизненного цикла. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы жизненного цикла организации;
- понять какие задачи стоят перед руководителем организации;
- изучить применение жизненного цикла организации на практике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретические основы жизненного цикла организации…………………......6
1.1. Понятие жизненного цикла организации…………………………………...6
1.2. Своеобразие жизненного цикла организации, его стадии…………….....13
1.3. Формирование организаций и фазы организационного развития…….…14
II. Развитие и роль руководителя в управлении организацией………………18
2.1. Модели организационного развития………………………………………18
2.2. Роль руководителя в управлении организацией…………………………21
2.3 Механизмы обновления организации………………………………………26
III. Использование теории жизненного цикла организации на практике работы предприятия (на примере ООО «Стиль»)………………………….….28
3.1. Краткая характеристика организации……………………………………..28
3.2. Применение теории жизненного цикла в практике работы организации.31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...…39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2013 ctvsrbyf последняяя.docx

— 140.67 Кб (Скачать)

Многочисленные исследования показывают, что организации в  течении жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, перестав отвечать избранным целям; погибаю когда  оказывается неспособными выполнить  свои задачи.

Для разных типов организации  характерны модели жизненного цикла. Так, выделяется четыре этапа жизни организации  в бизнесе. К ним относятся  этапы: «тусовка», «механизация», «внутреннее  предпринимательство» и «управление  качеством».  

           На этапе тусовки бизнес –организация проходит стадии формирования и развития, стабилизации и стагнации, кризиса. [9, c.65]

Этап механизации характеризуется созданием отлаженного, эффективно функционирующего механизма. На этом этапе организация в бизнесе проходит стадии формирования и развития. Генеральной стратегией компании на этапе механизации является достижение стабильности бизнеса.

Стадия стабилизации и  стагнации отличается упорядочиванием и систематизацией всех организационных процессов, дает компании возможность жить на рынке достаточно долго. Неслучайно, такие консервативные организации, как западные банки, сохраняют практически в неизменном виде свою структуру на протяжении 50-60 лет, слегка совершенствуя лишь способы документооборота или информационного облика. Функциональные обязанности могут видоизменяться с учетом развития всего банковского дела, но не требует коренной ломки отношений с персоналом. Строгая иерархия, ответственность позволяет организации сохранять свою стабильность на рынке, планируя и достигая необходимого уровня прибыльности.

Стадия кризиса – появление кризиса, характеризующего типичный вариант развития. Прежде всего менеджер испытывает трудности в постановке реальных задач руководителем подразделений – делегирование им полномочий и невмешательство в их дела. Сама структура организации становиться многоуровневой  и громоздской, увеличивается число отделов, служб, что затрудняет управление, прохождение информации как сверху вниз, так и снизу вверх. Организация начинает походить на бюрократическую машину какого-либо министерства, затрудняя принятие управленческих решений, усложняя взаимоотношения людей, появляются проблемы в области маркетинга, начинают расти расходы компании, теряется инициатива людей. [9, с.66]

Стадия внутреннего предпринимательства – повышение экономической эффективности деятельности организации с целью получения максимальной прибыли. Выполнение её связанно для инвестора со значительным повышением доли риска. Вторая задача – определение правил игры в регулировании отношений инвестора с управляющим. Такие правила должны быть зафиксированы документально. Поэтому делегирование ответственности и делегирование полномочий – краеугольный камень системы внутреннего предпринимательства.

Построить такие отношения  довольно трудно, поскольку инвестор, идя на риск, не получает никаких  гарантий, что с этим делом ничего не случиться. Отсюда для отечественного инвестора главные показатели контроля – прибыльность.

Стадия управления качеством – связь между массовым обновлением капитала (активных элементов) и жизненным циклом фирмы. [9, с.67]

 

1.2. Своеобразие жизненного  цикла организаций, его стадии

 

Для успешного развития организации  ее субъект управления должен знать, на каком этапе развития находиться организация, и оценивать, насколько  принятый стиль управления соответствует  этому этапу. Именно поэтому широко  распространено понятие «жизненный цикл организации».

Модель циклов и стадий развития организации по шкале времени  может быть представлена в терминах жизненного цикла, означающего как  процессуальность развития, так и  его стадийность. Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный  цикл организации обязательно включает четыре стадии: формирование организации, её интенсивный  рост и размножение, стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно  должна завершаться «смертью» или  ликвидацией организации. Возможен и вариант её «возрождения» или  «преображения».

В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности  развития организации ни одна организация (фирма, предприятие и учреждение) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых  сменяется следующим, но зачастую не просто, а с переживанием трудностей, противоречий. Выделяют несколько уровней  подобной этапности. Периоды, переживаемые организацией в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие в  первую очередь специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, мы будем называть стадиями, в периоды, циклы в которых  организация принципиально заменяет внутренние ценности и ориентации –  циклами развития. [1, с.236-237]

 

1.3. Формирование организаций  и фазы организационного развития

 

Формирование организации  является исходным моментом в ее деятельности, началом жизненного цикла. Формирование организации происходит на основе следующих  принципов:

1. Цель

2. Специализация деятельности  организации.

3. Специализация знаний.

4. Координация организации  по горизонтали и вертикали.

5. Принцип полномочий.

6. Определенность в рамках  организации.

7. Соответствие поставленным  задачам.

8. Принцип управленческих  знаний.

9. Принцип сбалансированности  структуры.

10. Принцип постоянства  в любой организации, особенно  в бизнес-организациях.

Технология формирования организации включает несколько  стадий. Выделяют, например, стадии; кристаллизации, когда группа людей осмысливает потребности общества и вырабатывает решения для своего будущего; признания, когда люди, образующие организацию, начинают взаимодействовать с другими организациями, уточняют цели и предмет деятельности, разрабатывают проекты учредительных документов, перспективный план, структуру управления, совместные усилия, добиваясь признания; институциализации, когда деятельность организации осуществляется на основе устойчивых форм взаимодействия составляющих ее людей и с другими организациями. При этом происходит упорядочение, формализация отношений между людьми.

В процессе формирования осуществляется правовое регламентирование внутриорганизационных  взаимосвязей. [1, с.236]

В соответствии с современными концепциями жизненный цикл организации  определяется тремя фазами развития общества. Протяженность каждой фазы определяется периодом примерно в сто  лет.

Первая фаза приходится на зарождение организации в условиях действия в экономике предшествующего  технологического уклада.

Вторая фаза связанна со структурной перестройкой экономики  на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования  нового технологического уклада примерно в течении пятидесяти лет.

Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада.

Во взаимосвязи со сменой фаз в жизненном цикле происходят инновационные процессы и модернизация продуктов. Нововведения – продукты - появляются в недрах экономики  предшествующего технологического цикла. Появление новых продуктов  означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако монопольное положение  на товарном рынке может закончиться  из-за конкуренции со стороны других товаропроизводителей, которые будут  стремиться произвести такой же, но более совершенный продукт. Поэтому  организация- монополист в период стабилизации производства нового продукта, не дожидаясь, пока появятся конкуренты, своевременно приступают к продаже лицензий на технологию производства своих изделий. В результате происходит распространение  нововведений – процессов, сопровождаемое массовым перераспределением капиталов  в технологические цепочки нового уклада в общественном производстве. Доминирующее положение нового технологического цикла приводит к постепенному падению  прибыльности производства в предшествующем укладе. [1, с.237]

В свою очередь организация, которая продала лицензии, получает в итоге дополнительные средства для проведения инновационной деятельности по созданию новой и более конкурентоспособной продукции.

Отсюда берет начало очередной  деловой цикл, предупреждающий спад в промышленном производстве (очередная  средняя волна, по Н.Д. Кондратьеву).

Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров  многими, часто непредсказуемыми причинами. Конъюнктурные изменения определяются такими факторами, как модернизация выпускаемой продукции отдельными фирмами и компаниями. Это вызывает дополнительный спрос на рынке товаров, продлевает  продлевает  жизненный  цикл продукции как инновации.

В современной концепции  инновационных процессов выделяются такие понятия, как жизненный  цикл продукции и жизненный цикл технологии производства.

Жизненный цикл продукции  состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения – продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производстве подразделения промышленных организаций. На второй фазе происходит технологическое освоение производства новой продукции. Как первая, так и вторая фаза связанны со значительным рисковыми ивестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости продукции и ростом прибыли. Это дает возможность окупать инвестиции в первую и вторую фазу жизненного цикла продукции. Затем поступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация  объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж. [1, с.238]

Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая фаза связанна с зарождением нововведений – процессов и осуществляется путем проведения широкого круга научно – исследовательских работ (НИР) технологического профиля; вторая фаза – с освоением нововведений – процессов на объекте; Третья фаза – с распространением и тиражированием новой технологии с многократным повторением на других объектах; четвертая фаза – со снижением объемов продукции  и продаж в связи с насыщение рынка и появлением аналогичной  продукции с наиболее высоким технико- экономическим показателями. Снижение продажной цены продукции из-за ее устаревания приводит к снятию ее с производства, т.е. каждый продукт проходит через этапы рождения, роста, зрелости и уклада.

На доминирование технологического уклада в течение продолжительного периода оказывает влияние государственная  поддержка новых технологий в  сочетании с инновационной деятельностью  фирм и компаний. Эти процессы улучшают качество продукции, способствуют снижению издержек производства и обеспечивают устойчивый потребительский спрос  на рынке товаров.

Таким образом, теория инноватики и ее современные концепции включают в себя знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных  процессах, а также понятия о  жизненных циклах продукции и  технологии производства. [1, с.238-239]

 

 

 

II. Развитие и роль руководителя в управлении организацией

 

2.1. Модели организационного  развития

 

Парадигма как система  форм меняющейся конструкции применима  к формам существования организаций  следующим образом. Составим классификацию (модель состава) организаций в зависимости  от форм управления ими.

Закрытая модель характеризуется единоначалием в управлении организации. Каналы информации в данной модели (графически она изображена на рис.2) расположены строго вертикально, а информация по ним поступает преимущественно сверху вниз, поэтому здесь борьба за информацию равносильна борьбе за власть.

Инициатива в закрытой модели не поощряется, вся ответственность  лежит на руководителе. Модель хорошо работает, когда удается построить  иерархию для осуществления процесса в виде конвейера, поэтому деятельность работников должна быть  как можно  полнее регламентирована в виде положений, инструкций, стандартов и т.д. Слабость ее состоит в том, что при значительном изменении внешней среды модель может разрушиться, как, например, предприятия  российского ВПК (военно-промышленный комплекс)  при проведении экономических  реформ в стране.

Рассмотренная модель структуры  свойственна в целом организациям, работающим в системе с плановой экономикой. Руководители этого типа ориентированы на стабильность и  порядок; стремятся устанавливать  официальные взаимоотношения с  персоналом; ценят в подчиненных  трудолюбие, исполнительность и дисциплину; склонны, скорее, критиковать подчиненных  за ошибки, чем вознаграждать за заслуги. [4, с.210]

Модель случайного управления типична для НИИ (научно-исследовательский институт)  и КБ (конструкторское бюро), в которых функционируют временные творческие коллективы работников. Такая модель (рис. 3) предполагает наличие высокого потенциала организации, в которой работаю творцы и экспериментаторы. Здесь слабо выражена иерархия управления, поэтому руководителю сложно управлять подобной организацией. Руководители этого типа ориентированы на действия по решению реально возникающих проблем; обладают талантом ведения переговоров, особенно в кризисных ситуациях; гибки и терпимы к подчиненным, с которыми стремятся установить отношения сотрудничества; много внимания уделяют своевременному выявлению и устранению неполадок в работе организации.

Информация о работе Жизненный цикл организации: практический аспект