Жизненный цикл организации: практический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью является рассмотреть концепцию жизненного цикла. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы жизненного цикла организации;
- понять какие задачи стоят перед руководителем организации;
- изучить применение жизненного цикла организации на практике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретические основы жизненного цикла организации…………………......6
1.1. Понятие жизненного цикла организации…………………………………...6
1.2. Своеобразие жизненного цикла организации, его стадии…………….....13
1.3. Формирование организаций и фазы организационного развития…….…14
II. Развитие и роль руководителя в управлении организацией………………18
2.1. Модели организационного развития………………………………………18
2.2. Роль руководителя в управлении организацией…………………………21
2.3 Механизмы обновления организации………………………………………26
III. Использование теории жизненного цикла организации на практике работы предприятия (на примере ООО «Стиль»)………………………….….28
3.1. Краткая характеристика организации……………………………………..28
3.2. Применение теории жизненного цикла в практике работы организации.31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...…39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2013 ctvsrbyf последняяя.docx

— 140.67 Кб (Скачать)

 

КУРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

                                                   (АКАДЕМИЯ ГОССЛУЖБЫ)

КАФЕДРА ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО  И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теория  организации»

на тему:

«Жизненный цикл организации: практический аспект»

 

 

 

                                                                                   Выполнил:

                                                                                   Студент 4 курса

                                                                                   группы 691

                                                                                   специальности ГМУ

                                                                                   Семыкина  Ж.С.

 

                                                                                   Проверил:

                                                                                   Ст. преподаватель

                                                                                   Харитонова Е.И.

                                               Курск 2013

 

                                                      Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Теоретические основы жизненного цикла организации…………………......6

1.1. Понятие жизненного  цикла организации…………………………………...6

1.2. Своеобразие жизненного  цикла организации, его  стадии…………….....13

1.3. Формирование организаций  и фазы организационного развития…….…14

II. Развитие и роль руководителя в управлении организацией………………18

2.1. Модели организационного  развития………………………………………18

2.2. Роль руководителя  в управлении организацией…………………………21

2.3 Механизмы обновления  организации………………………………………26

III. Использование теории жизненного цикла организации на практике работы предприятия (на примере ООО «Стиль»)………………………….….28

3.1. Краткая характеристика  организации……………………………………..28

3.2. Применение теории  жизненного цикла в практике  работы организации.31

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………...…39

Приложения…………………………………………………………………...…40

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что жизненный цикл организации играет большую роль в системе анализируемых факторов внутренней среды организации, хотя и редко выделяется в силу того, что воспринимается не как ситуационная переменная, а как общесистемное свойство организации, отражающееся на других её составных частях. Но, тем не менее многие трудности и проблемы организации определяются её уровнем зрелости, поэтому целесообразно не забывать об  этой важной характеристике организации.

Целью является рассмотреть концепцию жизненного цикла. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  основы жизненного цикла организации;

- понять какие задачи  стоят перед руководителем организации;

- изучить применение жизненного  цикла организации на практике;

Объектом является понятие  организация и управление, предметом -  жизненный цикл (путь) организации.

Постановка целей и  определение стратегии их достижения являются наиболее ответственным моментом процесса управления. Известный американский профессор Стенли Янг по поводу определения  целей высказывает мнение, что  чем точнее  сформулированы и  определены цели организации, тем легче  выбирать средства их достижения.

Определение стратегии для  организации принципиально зависит  от конкретной ситуации, в которой  организация находится. Однако существуют некоторые общие подходы к  формулированию стратегии и некоторые  общие рамки, в которые вписывается  стратегия.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в  конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются  ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются  навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее  других и делают свое дело лучше, чем  другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится  организация, и оценивать, насколько  принятый стиль руководства соответствует  этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых  изменений с определенной последовательностью  состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа  к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Все элементы природы имеют  либо естественный (генетический), либо искусственный (запланированный) алгоритм функционирования. На земле обитают  бабочки, жизнь которых ограничивается одним днем, и попугаи, которые  могут жить сто лет, извергаются  вулканы и текут реки, работают заводы и выпускают продукцию, живут  и трудятся люди. Для каждого из них характерен свой путь развития (изменения).

В написании курсовой работы были использованы учебные пособия  следующих авторов: В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко, Е.С. Устинович, С.И. Самсонов, Ю.Н. Лапыгин, Г.В. Атаманчук, А.Я. Ульянова, Б.З. Мильнер, Т.Ю Иванова.

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы жизненного цикла организации

 

1.1. Понятие жизненного  цикла организации

 

Понятие «жизненный цикл организации» означает совокупность стадий, которые  проходит организация в период своей  жизни: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение. Применяя понятие  жизненного цикла, выделяют четкие этапы, которые проходят организации в  течении всего периода существования.

Жизненный цикл организации  теснейшим образом связан с жизненным  циклом продукции- временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства по времени. Б.З. Мильнер  предлагает различать полный жизненный  цикл, жизненный цикл продукции в  сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции  включает время создания, продолжительность  выпуска и время эксплуатации изделия потребителями.

Анализ деятельности преуспевающих  организаций (компаний, фирм и т.д.) позволяет  выделить основные особенности целевой  ориентации самосохранения организации  на различных стадиях ее развития [7,с. 82-92].

1. Стадия формирования. В условиях рыночных отношений - это определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представлениями о задачах организации.

2. Стадия закрепления на рынке с ориентацией на поиск и производство (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного имиджа. Важной особенностью организации на этом этапе является готовность к борьбе с конкурентами.

3. Стадия стабилизации представляется заветной мечтой, к которой организация стремится с самого начала. Основная цель на этой стадии - закрепление на достигнутом. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы управления по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает  роль  высшего руководящего звена организации, особое внимание уделяется принятию решений. Успешность организации зависит от её адекватности внешней среде. Иногда это может приводить к отказу от  предыдущей истории организации.

4. Стадия кризиса организации - самый трудный этап ее существования, поскольку это сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния и нахождение альтернатив. Таким образом, на каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития.

Если мы сравним особенности  внутри фирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность ,то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период существования организации. Не менее существенна и генеральная целевая, ценностная установка организации в определенный период существования. Организационные консультанты, проанализировав ряд длительно существующих фирм, обратили внимание на то, что организации проходят ещё один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок [7, с. 83-92].

5. Стадия интенсивного роста и закрепления на рынке. Она отличатся ориентацией организации на расширении круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также формирование собственного стиля (имиджа).

6. Стадия спада - самый трудный этап существования организации – сопровождается мобилизацией ресурсов, поисков путей и способов сопротивления кризису. Если организации удается преодолеть кризисные явления и закрепится на рынке, то она может пойти несколько циклов своего развития. Для первого цикла характерно особое внимание к внутренней атмосфере, созданию благоприятного климата; для следующего цикла- стремление к максимальной формализации деятельности и отношений, затем- ориентация на создание предпринимательского потенциала, а далее- стремление к максимальному качеству продукции.

Стадии жизненного цикла  организации можно представить  на основе аналогии с человеческой жизнью.

Детство. Наибольшее количество неудач происходит в течении первых лет возникновения организации. Из мировой статистики известно, что организации небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности субъектов управления. Каждое второе предприятие малого бизнеса ликвидируется в течение двух лет; четыре из пяти предприятий- в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха ,а его целями- здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой [1, с.232].

Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации происходит, как правило, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживаются планирование и разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода- экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используя многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.

Расцвет сил. Имея в правлении акционеров ,организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала - более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности. Полная зрелость. Имея компетентное, не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством. [1, с.233]

Старение. Этот этап  никогда бы не наступил, если бы субъекты управления организацией постоянно сознавали необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздская система контроля, закрытость от новых идей – всё это, вместе взятое, создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла, как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.

Информация о работе Жизненный цикл организации: практический аспект