Лидерство на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является – охарактеризовать оптимального менеджера, с точки зрения модели лидерства и стиля руководства.
Согласно главной цели мы ставим следующие задачи:
1. определить понятие лидерство;
2. сравнить содержание понятия «лидер» с содержанием понятия «руководитель»;
3. рассмотреть существующие стили руководства;
4. систематизировать существующие модели лидерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА…………………………………... 4
1.1 Понятие и сущность лидерства. Различия лидера и руководителя……… 4
1.2 Стили руководства…………………………………………………………... 7
1.3 Современные модели лидерства…………………………………………… 18
2. ЛИДЕРСТВО НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………... 28
2.1 Лидерство в практике российского менеджмента…………………............ 28
2.2 Важность лидерских качеств менеджера для его профессиональной деятельности…………………………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….. 32

Работа содержит 1 файл

kyrsach.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Исследования  практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое  лидерство не всегда требуется для  достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера-реформатора.[8] 

Концепция преобразующего лидерства

     Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения  уровня их сознательности в восприятии важности и ценности цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор – это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

     Модель  преобразующего или реформаторского  лидерства предполагает наличие  у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.

     Модель  имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым  для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы или организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя. 

Ситуационные  концепции лидерства.

     Ситуационные  концепции лидерства основываются на том, что кроме личных качеств и манеры поведения существуют и другие факторы, которые зависят от конкретной ситуации и влияют на характер действий руководителя.[book]

     Четыре  ситуационные модели, которые помогли  разобраться в сложностях процесса руководства:

  1. Ситуационная модель руководства Фидлера
  2. Подход Митчела и Хауса «путь-цель»
  3. Теория жизненного цикла Херси и Бланшара
  4. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.

     Модель  Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя.[22] Этими факторами являются:

  1. Отношения между руководителем и членами коллектива подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
  2. Структура задачи подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
  3. Должностные полномочия – это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

     Фидлер  считает, что хотя каждой ситуации и  соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным. Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, но предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.

     Подход «путь-цель» Митчела и Хауса. Модель лидерства во многом аналогичная модели Фидлера. Их подход указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации. Приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:

  1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
  2. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
  3. Направление усилий подчиненных на достижение цели.
  4. Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.
  5. Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

     Теория  жизненного цикла. Херси и Бланшар разработали модель, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить.

     Модель  принятия решений  руководителем Врума-Йеттона. Модель концентрирует внимание на процессе принятия решений, она аналогична предыдущим моделям тем, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений. 

Модель  «Основы эффективного лидерства»

     Дальнейшее изучение процесса эффективного лидерства привело к созданию системной модели. Она в значительной степени впитала в себя идеи, рассмотренные выше и существенно расширила взгляд на лидерство. В конце 1995 г в США на основании проведенных исследований, широких опросов практиков, ученых разработала модель лидерства.[10]

     Модель «Основы эффективного лидерства» разрабатывалась в рамках единой государственной программы в течение пяти лет специальной комиссией под руководством вице-президента Горна. Перед программой ставились следующие задачи:

  • создание гибкой и надежной системы найма;
  • преобразование квалификационной системы;
  • улучшение системы исполнения решений;
  • совершенствование системы обучения и развития служащих;
  • обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников;
  • сокращение бумажных потоков;
  • формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.

     Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный  и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (Приложение 1). Приведенное здесь определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание.[9]

     Анализ  приложения 1 показывает, что для каждого уровня руководства существует свой характерный набор деловых качеств и уровень компетентности. При этом более высокий уровень управления организацией требует и большей компетентности. Отметим также, что для предпринимательской малой или средней организации руководитель должен объединять в себе все эти качества. Такие требования предполагают не только наличие таланта, но и значительного запаса специальных знаний.

     Модель  лидерства унифицирует основные требования к руководителям различных уровней. Это, в свою очередь, позволяет:

  • создавать систему отбора новых работников, ориентированную на развитие требуемых качеств и знаний;
  • проводить оценку персонала в соответствии с выбранными стандартами.

     Эта системная модель была увязана с  ситуационной моделью деятельности руководителя, получившей название «Ядро квалификации руководителей». Она ориентирована на деятельность руководителей высшего звена. Модель, ставит в соответствие каждому направлению деятельности руководителя определенные деловые качества. Связь ситуаций и качеств в таблице (Приложение 2) выделена темным цветом.

     Из  таблицы (приложение 2) видно, что в ядро квалификации высших руководителей входят:

  • стратегическое видение;
  • управление человеческими ресурсами;
  • развитие и оценка программ;
  • планирование и управление ресурсами;
  • представление интересов организации и взаимодействие.

 

      2. ЛИДЕРСТВО НА ПРАКТИКЕ 

     2.1 Лидерство в практике российского менеджмента 

      Одним из важных вопросов является вопрос о  лидерстве в российском менеджменте  и о возможности применения общемировых теорий лидерства в российской практике управления.

      Известно, что помимо институциональных (имидж  лидера для определенной организации) существуют национальные стереотипы лидерства. Русская культура и длительная история автократизма в управлении, в силу имеющейся в них большой «дистанции власти» приписывают лидеру как необходимые следующие качества: директивность, высокая структурированность задания, широкое использование тактики манипулирования, жесткий контроль. В российском менеджменте, вподавляющем большинстве, господствуют отношения «начальник – подчиненный», и даже «мастер – раб», когда подчиненный не имеет ни малейшего шанса повлиять на принимаемое решение или выказать своё отношение к целям организации, если они ему известны. В большинстве случаев в управлении сохраняется старая, ещё советская традиция формального лидерства, где решающую роль играет должностная власть.

      Несмотря  на огромное количество менеджерских курсов, спецфакультетов вузов, российский менеджер остается, прежде всего, практиком, пренебрегающим теорией. Показательны в этом отношении результаты опроса руководителей и специалистов властных структур г. Санкт-Петербурга, который проводился в апреле 2000 года. Лишь 36 % руководителей смогли определить свой стиль либо как демократический, либо как авторитарный. Остальные 64% затруднялись это сделать  (что свидетельствует о бедности теории), назвав свой стиль бюрократическим или деловым оптимальным.[24] 

 

      2.2 Важность лидерских качеств менеджера для его профессиональной деятельности 

      Проанализировав литературу по управлению, можно найти  подтверждения тому, что менеджер рассматривается через понятие «руководитель». Так, А. Попов толкует понятие «менеджер» как «руководитель для своих подчиненных, который обеспечивает выполнение работы за счет других людей. Менеджер – это руководитель, формирующий отношения внутри организации и вне ее». Анализ отечественной литературы по психологии и управлению свидетельствует также

о том, что ученые разделяют понятия  руководитель и лидер.

      Руководитель рассматривается как лицо, наделенное официальной властью и регулирующее, как правило, сферу деловых отношений, в то время как лидер – чаще всего лицо неофициальное, наиболее влиятельное в сфере внутригрупповых, эмоциональных отношений. Но «лидер» появилось в русском языке из английского языка: слово «leader» переводится на русский язык следующим образом: руководитель, вождь, глава, командир, лидер. Поэтому то, что мы разделяем на два понятия – «руководитель» и «лидер», в английском объединено в одном – «leader».

      Оказавшись  на руководящей должности, руководитель становится человеком, занятым другими людьми и руководящим их поведением. Руководитель должен воздействовать как на отдельных людей, так и на целые группы, побуждая их трудиться для достижения общих целей. Он должен действовать эффективно, он должен быть лидером. Лидер, по определению Р.Л. Кричевского и М.М. Рыжак, - это «член группы, обладающий наиболее ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе». Менеджеру, чтобы успешно выполнять свои функции управления, нужно уметь вести за собой подчиненных, то есть прежде всего проявлять себя в качестве лидера. Лидерские действия менеджера «превалируют во всех сферах действий профессиональной деятельности руководителя любого ранга». Примером может служить следующая мысль известных специалистов в области управления Г. Кунца и С. О’Доннела: «Если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65 % своих возможностей, просто выполнять свои обязанности удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство».

        Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции (планирование, организация, мотивация, контроль) через призму неофициального лидера. Инструментами такого влияния на подчиненных могут выступать по Н.Д. Ладанову, «навыки общения и личностные качества менеджера, отвечающие внешним и внутренним потребностям группы».

Информация о работе Лидерство на практике