Лидерство на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является – охарактеризовать оптимального менеджера, с точки зрения модели лидерства и стиля руководства.
Согласно главной цели мы ставим следующие задачи:
1. определить понятие лидерство;
2. сравнить содержание понятия «лидер» с содержанием понятия «руководитель»;
3. рассмотреть существующие стили руководства;
4. систематизировать существующие модели лидерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА…………………………………... 4
1.1 Понятие и сущность лидерства. Различия лидера и руководителя……… 4
1.2 Стили руководства…………………………………………………………... 7
1.3 Современные модели лидерства…………………………………………… 18
2. ЛИДЕРСТВО НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………... 28
2.1 Лидерство в практике российского менеджмента…………………............ 28
2.2 Важность лидерских качеств менеджера для его профессиональной деятельности…………………………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….. 32

Работа содержит 1 файл

kyrsach.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, представители поведенческой  школы выработали подход к определению  значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:

  • личных качеств;
  • особенностей поведения человека в организации;
  • конкретной ситуации.

     Согласно  поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения  к подчиненным, каждая организация  представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя.[2]

  1. По классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным. Рис. 1 иллюстрирует авторитарно-либеральный континуум.
 

      Авторитарный  Демократический  Либеральный 

     Стили руководства 

     Рис. 1 Стили руководства 

     Авторитарный  стиль лидерства.

     Автократичный руководитель обладает достаточной  властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предложения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют.

     Было  установлено, что автократическое руководство обеспечивало более высокую продуктивность деятельности, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократическое.

     Лидер такого типа, обладая достаточной  властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредотачивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.[23]

     Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает звание благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешить или поощрить их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он продолжает свой авторитарный стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

     Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника. 

       
 
 

     Руководитель

     Рис.2 Место расположения руководителя-автократа  при проведении деловых переговоров 

     Авторитарное  руководство добивалось выполнение большего объема работы, чем демократичное. При этом была низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителя, так и по отношению к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно – более зависимое и покорное поведение.

     Демократичный стиль лидерства.

     Демократичный лидер предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокие цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный лидер избегает навязывать свою волю подчиненным.[11]

     Лидер, использующий преимущественно демократический  стиль, стремиться решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации. 

      Руководитель 
 
 
 
 

     Рис. 3 Место расположения руководителя-демократа при проведении деловых переговоров  

     Либеральный стиль руководства.

     Руководитель  с либеральным стилем руководства  практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Отсутствуют похвала, порицание и сотрудничество. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности (таблица 1). 

     Таблица 1

Стиль управления Авторитарный  Демократический Либеральный
Природа стиля
Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера

Личное установление целей и выбор средств их достижения

Коммуникационные  потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера

Принятие решений  разделено по уровням на основе участия

Коммуникации  осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером  с себя ответственности и отречение  в пользу группы или организации

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации  строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны Внимание срочности  и порядку, предсказуемость результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через  участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без  вмешательства лидера
Слабые  стороны Сдерживается  индивидуальная инициатива Требует много  времени на принятие решений Группа может  потерять направление движения и  уменьшить скорость без вмешательства лидера

 

     Влияние стилей управления на эффективность  работы групп в течение продолжительного времени исследовали и немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем.[2]

  1. Дуглас Мак Грегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X» и «Y».

      Согласно  теории «X»:

  • Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
  • У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
  • Больше всего люди хотят защищенности.
  • Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

      Содержание  теории «Y» сводится к следующим позициям:

  • Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремится к ней.
  • Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
  • Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
  • Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

     Сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях можно сказать, что разницу в производительности объясняет стиль лидерства. Оказалось, что стиль управления, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя.

Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.[22]

     Лидер, сосредоточенный на работе, также  известный как лидер, ориентированный  на задачу, прежде всего, заботится  о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.

     В противоположность этому, первейшей заботой лидера, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредоточивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений: делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Он активно считается с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост.

     На  основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль лидерства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Не встретилось ни одного лидера, кто бы проявлял оба эти качества в значительной степени и одновременно. Результаты также показали, что стиль лидерства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда. 

     

     Рис. 5 Сравнение эффективности различных стилей управления 

     Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (таблица 2).  

     Таблица 2

Стиль руководства Характеристика  стиля
1 Эксплуататорско-авторитарный Руководители  мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
2 Благосклонно-автортраный Руководители  уверены в себе и верят своим  подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
3 Консультативно-демократический Руководители  оказывают определенное доверие  подчиненным, используют их идеи и точки  зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
4 Основанный  на участии Руководители  проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся  к подчиненным как к равным.

Информация о работе Лидерство на практике