Лидерство на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является – охарактеризовать оптимального менеджера, с точки зрения модели лидерства и стиля руководства.
Согласно главной цели мы ставим следующие задачи:
1. определить понятие лидерство;
2. сравнить содержание понятия «лидер» с содержанием понятия «руководитель»;
3. рассмотреть существующие стили руководства;
4. систематизировать существующие модели лидерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА…………………………………... 4
1.1 Понятие и сущность лидерства. Различия лидера и руководителя……… 4
1.2 Стили руководства…………………………………………………………... 7
1.3 Современные модели лидерства…………………………………………… 18
2. ЛИДЕРСТВО НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………... 28
2.1 Лидерство в практике российского менеджмента…………………............ 28
2.2 Важность лидерских качеств менеджера для его профессиональной деятельности…………………………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….. 32

Работа содержит 1 файл

kyrsach.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 

     Позднее было установлено, что каждый из указанных  стилей “в чистом виде” встречается  редко.

     Руководители, относящиеся к системе 1 (эксплуататорско-авторитарные) имеют характеристики автократа.

     Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.

     Руководители  системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

     Система 4 подразумевает групповые решения  и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двусторонне и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.

  1. Т. Коно выделяет четыре вида стилей руководителя:
  • Новаторско-аналитический.

    Руководитель  проводит регулярные совещания с  подчиненными, отношения характеризуются  открытостью, создаются групповые  самостоятельные структуры, подчиненные  вовлекаются в принятие управленческих решений.

  • Новаторско-интуитивный.

    Решения спускаются «сверху вниз», идеи на основе интуиции, немногочисленность альтернатив, низкая вовлеченность сотрудников, навязывание своего мнения.

  • Консервативно-аналитический.

    Решения принимаются единолично на основе сбора  информации. Взыскательное отношение к подчиненным, игнорирование инициативы.

  • Консервативно-интуитивный.

    Единоличное принятие решений. Консервативность в отношении к подчиненным, наказание за неудачу, отсутствие идей и прогнозирования, негибкость, требования подчиненности.[12]

  1. «Управленческую решетку» разработали Р. Блэйк и Д. Муторн:
  • Объединенное управление – минимальные усилия руководителя для достижения уровня работы, позволяющего избежать увольнения работников.
  • Социальное управление – минимальное внимание эффективности выполнения заданий, максимальное внимание к подчиненным, к характеру взаимоотношений с ними.
  • Организационное управление – умеренное внимание к производственным результатам и подчиненным.
  • Власть подчинения – максимальное внимание эффективности выполнения заданий, минимальное внимание к подчиненным.
  • Групповое управление – усиленное внимание к подчиненным, основанное на доверии и уважении: формирование команды единомышленников, которая ведет к высоким производственным результатам и сознательному приобщению к целям организации.[6]

      Достижение  высоких результатов невозможно без задействования всех этих стилей лидерства. При выборе конкретного  стиля руководства нужно учитывать  по меньшей мере три фактора:

      1.Ситуация  на данный момент -  спокойная, стрессовая, неопределенная. В ситуации цейтнота оправдан авторитарный стиль (аврал на работе - необходимо срочно решить данную проблему).

      2. Тип проблемы. К решению сложных  проблем необходимо привлекать  экспертов, организовывать обсуждения, и здесь необходим демократический стиль.

      3. Коллектив -  особенности по полу, возрасту, времени существования. Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватен демократический стиль. В творческих коллективах и при решении творческих задач - либеральный стиль (ситуация типа мозгового штурма и т.д.).

      Настоящий лидер, который хочет быть максимально  эффективным сам и требует  этого от подчиненных, не может позволить  себе пользоваться одним стилем лидерства  постоянно. Существует лишь один максимально эффективный стиль лидерства — адаптивный, то есть ориентированный на реальность, на ситуацию и людей.

      1.3 Современные модели лидерства 

Концепция атрибутивного лидерства

     Данная  концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его личности, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.

     Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. Концепции и модели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчиненного.

     В рамках данного подхода лидер  главным образом выполняет работу информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему-то или иное происходит? Найденное таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.

     Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства.

     В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о  поведении подчиненного, степень  отличия, последовательность и степень  уникальности. Первое - связано с  желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих.

     На  описанный выше процесс определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру, как результат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.

     Исследования  свидетельствуют, что руководителям  свойственно приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.

     В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению, должен нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.

     Приводимые  ниже результаты исследований по данной модели представляют большой практический интерес:

  • подчиненные склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители – в подчиненных;
  • руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных;
  • плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации, скорее всего, приведет к выявлению руководителем внутренних причин;
  • серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя, скорее всего к выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;
  • уклонение «с объяснением» от ответственности или его извинения за случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;
  • неизменный уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с причин, связанных со способностями подчиненного на причины, имеющие отношение к количеству прилагаемых усилий.[6]

     Последующие исследования показали, что в рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, т.е. подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.

     При этом в зависимости от эффективности  лидерства, спираль отношений «лидер – последователь» может раскручиваться вверх «отношения дают большой эффект» или вниз «отношения дают меньший эффект». Последнее может, в конечном счете, привести к разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя. 

Концепция харизматического лидерства

     Имеются две противоположные позиции  формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая – ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

     Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание  лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

     Харизматическим считается тот лидер, который  в силу своих личностных качеств  способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передают людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности и последователей импульса к действиям.

     Исследования  свидетельствуют, что у харизмы  есть негативная сторона, связанная  с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная – связанная с упором на разделяющую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям.[13] Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартен Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

     Модели  харизматического лидера различаются  количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что в начале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

     Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством  межличностной коммуникации «публикация, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело  на них сильное впечатление и стимулировала к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий и поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Информация о работе Лидерство на практике