Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли (на примере магазина детской обуви «Селения»).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы организации розничной торговли;
систематизировать показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли и оценить их значимость;
дать организационно-правовую характеристику магазина детской обуви «Селения»;
ознакомиться с основными процессами коммерческой деятельности магазина детской обуви «Селения»;
выявить ресурсный потенциал магазина «Селения» и возможности его использования для реализации основных целей предприятия: получения прибыли и удовлетворения потребностей населения;
провести анализ экономической эффективности деятельности магазина «Селения»;
на основе проведенной оценки разработать систему мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли – магазина «Селения».

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы организации и оценки эффективности деятельности предприятия розничной торговли 5
1.1 Краткая характеристика отрасли 5
1.2 Организация розничной торговли 9
1.3 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия розничной торговли 15
II. Организация и показатели экономической деятельности магазина «Селения» 18
2.1 Организационная – правовая характеристика магазина «Селения» 18
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 23
III. Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения» 28
3.1 Анализ товарооборота 28
3.2 Анализ издержек обращения 32
3.3 Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия 33
Библиографический список 39

Работа содержит 1 файл

Экономическая эффективность торговой деятельности предприяти.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

    В таблице 2 рассчитана эффективность использования основных средств. За счет увеличения выручки от реализации продукции за период с 2008 по 2010 гг. фондоотдача снизилась  на 0,07руб., фондоёмкость выросла на 0,24 руб. Таким образом, величина выручки с установленных фондов уменьшилась и составила в 2010 г. 0,49 руб. Фондоемкость увеличилась, а выручка от реализации уменьшалась,  значит ОПФ стали использоваться хуже. За счет увеличения среднесписочной численности персонала фондовооруженность снизилась на 14,6 тыс.руб./чел.

Таблица 2 – Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств

показатель 2008 2009 2010 Отклонение  2010 г. от 2008г. 2010г.  к 2008 г.,%
фондоотдача,руб 0,56 0,55 0,49 -0,07 -11,79%
фондоемкость,руб. 1,79 1,81 2,03 0,24 13,37%
фондовооруженность,тыс.руб./чел. 423,5 393,6 361,5 -61,99 -14,64%
выручка от реализации,т.р. 12870 13560 15385 2515,00 19,54%
среднегодовая ст-ть ОПФт.р. 7199 7479 7591 392,00 5,45%
среднесписочная численность работников, чел. 17 19 21 4,00 23,53%

    В таблице 3 представлены состав и структура оборотных средств, согласно данных которой, стоимость оборотных средств в 2010 году по отношению к 2008 увеличилась на 343,04 т.р. Значение изменений структуры свидетельствует об увеличении доли запасов на складе на 60,27%, доли денежных средств - на 16,41%, незначительном снижении доли запасов, а также уменьшении доли дебиторской задолженности (на 14,59%) и прочих оборотных активов (на 8,51%).

    Таблица 3 Состав и структура оборотных средств предприятия

состав 2008 2009 2010 Отклонение 2010г. От 2008г.
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
запасы 275,67 59,59% 407,99 53,10% 441,81 55,80% 166,14 60,27%
дебиторская задолженность 90,63 19,59% 188,78 16,50% 163,81 15,80% 73,18 80,75%
денежные  средства 72,5 15,67% 197,26 17,30% 141,85 17,10% 69,35 95,66%
прочие  оборотные активы 23,84 5,15% 54,62 5,20% 58,89 4,30% 35,05 147,02%
итого 462,64 100% 848,65 92% 806,36 93% 343,72 384%

    Показатели  эффективности использования оборотных  средств предприятия представлены в таблице 4.

    Таблица 4 - Эффективность использования оборотных средств предприятия

показатель 2008 2009 2010 откл.2010 от 2008 2010 в % к 2008
выручка от продажи продукции,тыс.руб. 12870 13560 15385 2515 119,54%
Количество  дней анализируемого периода 360 360 360 0 100,00%
Средний остаток оборотных средств, тыс.руб 1800 1700 1830 30 101,67%
Продолжительность одного оборота, дней 50,35 45,13 42,82 -7,53 85,05%
Коэффициент оборачиваемости средств, оборот 7,15 7,98 8,41 1,26 117,58%
Коэффициент загрузки 13,99 12,54 11,89 -2,09 85,05%
 
  • коэффициент оборачиваемости готовой продукции равен отношению выручки от реализации продукции к стоимости готовой продукции;
  • Продолжительность одного оборота оборотных активов = (Средний остаток оборотных активов в рассматриваемом периоде × Число дней в рассматриваемом периоде) / Выручка от реализации продукции
  • Коэффициент загрузки средств в обороте Кз характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от реализации продукции:     Кз = Соб / Np *100                                                                

    Оборачиваемость оборотных средств предприятия  за анализируемый период ускорилась на 7,5 дней - с 50 до 43. Это привело к увеличению коэффициента оборачиваемости оборотных средств на 0,26 оборота - с 7,15 до 8,41 - и снижению коэффициента загрузки средств в обороте на 2,09 коп- с 14 коп до 12 коп.

    Изменение скорости оборота оборотных средств было достигнуто в результате взаимодействия двух факторов: увеличения объема выручки и увеличения среднего остатка оборотных средств.

    Чем меньше коэффициент загрузки, тем  эффективнее используются оборотные  средства.

    Штат  магазина состоит из 21 человека и классифицируется на работников административного аппарата и работников торговли. Последние включает как работников непосредственно участвующих в основном процессе реализации продукции, так и участвующих в эксплуатационных работах (работники склада и экспедиторы).

    В рассматриваемый период, численность работников, занятых в торговом зале,  возросла на 27% и составила 14 чел., в том числе численность продавцов выросла на 17% и составила 7 чел., кассиров - на 33% и составила 4 чел., кладовщиков  на 50% и составила 2 чел. Численность администрации не изменилась. Количество прочих работников  выросло на 50% и составило 3 чел.

    В таблице 5 рассмотрены состав и структура рабочего персонала предприятия.

Таблица 5 - Состав и структура рабочего персонала предприятия ООО «Абрис»

состав 2008 2009 2010 Отклонение 2010г. от 2008г.
чел. % чел. % чел. % чел. %
численность работников, всего 17 100 19 100 21 100 4 24
работники, занятые  в торговом зале всего 11 64,71 12 63,16 14 66,67 3 27
из  них:                
кладовщики 2 11,76 2 10,53 3 14,29 1 50
продавцы 6 35,29 7 36,84 7 33,33 1 17
кассир 3 17,65 3 15,79 4 19,05 1 33
Администрация 4 23,53 4 21,05 4 19,05 0 0
прочие  работники 2 11,76 3 15,79 3 14,29 1 50

     Общее руководство магазином осуществляет директор. Главный бухгалтер осуществляет ведение финансовой документации, своевременное предоставление информации о деятельности магазина в соответствующие службы.

     Функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:

     1)     встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;

     2)     самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;

     3)     подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;

     4)     оплата купленных товаров;

     5)     упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя.

     Вспомогательный персонал осуществляет складские функции и работы по уборке торгового зала.

III. Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»

3.1 Анализ товарооборота

     Основу  коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.

     Общий объем товарооборота (выручка от реализации товаров) за 2008 – 2010 гг. представлен в таблице 8, из этой таблицы видно, что сумма товарооборота в 2010 г. составила 15385 тыс. руб., что на 19,54 % больше, чем в 2008 г. Структура товарооборота по основным категориям товара: обуви для мальчиков и для девочек представлена в таблице 1 приложения 5. Анализ таблицы позволяет сделать вывод о преобладании в структуре товарооборота обуви для девочек – 56,4% в 2010 г. Доля исследуемой категории товара имеет тенденцию к уменьшению в рассматриваемы период: на 5,2%, хотя в ценовом выражении наблюдается рост  - 9%.

     В магазине реализуется 1 группа товаров: детская обувь всего на общую сумму более 170 наименований. Ассортимент товаров распределяется по половому признаку (обувь для мальчиков и девочек); по сезонности (зима, лето, демисезонная обувь); по функциональной принадлежности (спортивная, школьная, повседневная, праздничная обувь); обувь специального назначения (ортопедическая). В частности, в категории обуви для девочек выделяют различные виды, перечень которых и средние цены представлены в таблице 2 приложений 4,5. Следует отметить, что магазин реализует продукцию как по средним, так и более высоким ценам, удовлетворяя потребности различных слоев населения.

     Наиболее  общим фактором распределения является сезонный. В таблице 6 представлен состав и структура реализации по видам товаров. Из таблицы 6 видно, что наибольший удельный вес в объеме розничного товарооборота магазина в 2008-2010 гг. приходится на летнюю обувь, ее доля, соответственно, составила 39,4% и 38,5%, то есть происходит уменьшение доли в общей структуре на 3%. Рост объемов реализации наблюдается по группе зимней обуви – 8,3%, спортивной – 12,3%, за исключением летней и демисезонной обуви – 3,3% и 11,2% соответственно.

Таблица 6 - Состав и структура товарной продукции

Состав 2008 2009 2010 Отклонение 2010 г. от 2008г. 2010г. в  % к 2008г.
пар % пар % пар % пар %
Зимняя 3000 15,8 3380 16,5 3250 17,2 250 8 108,3
Летняя 7500 39,4 7860 38,4 7250 38,5 -250 -3 96,7
Демисезонная 3900 20,5 4280 20,9 3150 16,7 -750 -19 80,8
Спортивная 4630 24,3 4950 24,2 5200 27,6 570 12 112,3

Информация о работе Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»