Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли (на примере магазина детской обуви «Селения»).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы организации розничной торговли;
систематизировать показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли и оценить их значимость;
дать организационно-правовую характеристику магазина детской обуви «Селения»;
ознакомиться с основными процессами коммерческой деятельности магазина детской обуви «Селения»;
выявить ресурсный потенциал магазина «Селения» и возможности его использования для реализации основных целей предприятия: получения прибыли и удовлетворения потребностей населения;
провести анализ экономической эффективности деятельности магазина «Селения»;
на основе проведенной оценки разработать систему мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли – магазина «Селения».

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы организации и оценки эффективности деятельности предприятия розничной торговли 5
1.1 Краткая характеристика отрасли 5
1.2 Организация розничной торговли 9
1.3 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия розничной торговли 15
II. Организация и показатели экономической деятельности магазина «Селения» 18
2.1 Организационная – правовая характеристика магазина «Селения» 18
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 23
III. Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения» 28
3.1 Анализ товарооборота 28
3.2 Анализ издержек обращения 32
3.3 Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия 33
Библиографический список 39

Работа содержит 1 файл

Экономическая эффективность торговой деятельности предприяти.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

     На  предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с  доведением товаров непосредственно  до населения. При этом выполняются  определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.

     К основным торговым функциям предприятий  розничной торговли следует отнести:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • формирование ассортимента товаров;
  • организацию закупок и завоза товаров;
  • оказание торговых услуг покупателям;
  • рекламирование товаров и услуг [15].

     Спрос это форма проявления потребностей. Спрос на товары народного потребления  называют покупательским спросом. Изучение покупательского спроса в магазинах  проводится прежде всего для более  полного удовлетворения потребностей населения. При изучении спроса учитываются три вида спроса: реализованный, неудовлетворенный и формирующийся.

     Учет реализованного спроса проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Об объеме и структуре реализованного спроса судят по размеру продажи товаров.

     Необходимость ведения учета неудовлетворенного спроса возникает из-за временного отсутствия в продаже по каким-либо причинам нужных населению товаров. Целью изучения формирующегося спроса является учет изменений, которые могут произойти в связи с появлением в продаже новых товаров или же расширением потребности в товарах, спрос на которые уже сложился [9].

     Ассортиментная  политика предприятия  должна учитывать  следующие аспекты:

1)   технологические возможности;

2)   потребность рынка в ассортименте или в дифференциации товара;

3)   необходимость получения конкурентного преимущества;

4)   достижения товарооборота, обеспечивающего безубыточную деятельность предприятия.

     Формирование  ассортимента происходит с учетом оборачиваемости  товаров, размера товарооборота  и получаемой прибыли. Основная задача при формировании и управлении ассортиментом  — обеспечение своевременного предложения товаропроизводителем определенной совокупности товаров.

     Система формирования ассортимента включает:

1)   определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

2)   анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

3)   оценку конкурентной продукции;

4)   оценку качества выпускаемой продукции с позиций покупателя;

5)   принятие решения о номенклатуре товаров;

6)   принятие решения о диверсификации продукции за счет других направлений производства;

7)   анализ новых технологических возможностей;

8)   усовершенствование существующих технологий;

9)   разработку спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей;

10) проведение испытаний или тестирований продукции;

11) разработку параметрических характеристик выпускаемой продукции;

12) разработку упаковки;

13) разработку сервисного обслуживания;

14) проведение анализа ценообразования на новый ассортимент;

15) анализ рентабельности [4].

Характеристика товарного ассортимента включает в себя:

- широту - общее количество ассортиментных  товаров у производителя;

- насыщенность - общее число составляющих ассортимент  конкретных товаров;

- глубину  - варианты предложений каждого  отдельного товара в рамках ассортиментной группы;

- гармоничность  - степень близости товаров различных  ассортиментных групп относительно  их конечного использования, требований  к организации производства, каналов  распределения и других показателей.

Возможные решения исходя из параметров ассортимента:

- расширение  ассортимента - за счет включения  новых ассортиментных групп;

- увеличение  насыщенности имеющихся ассортиментных  групп;

- углубление  ассортимента путем увеличения  вариантов (модификаций) каждого  имеющегося товара;

- повышение или снижение степени гармоничности товаров различных ассортиментных групп [17].

     Закупка товаров – одна из важных функций  торговли. Работа по закупкам товаров должна включать в себя следующие операции:

  • изучение и прогнозирование покупательского спроса;
  • определение потребности в товарах;
  • выявление источников поступления товаров и выбор поставщиков;
  • установление хозяйственных связей с поставщиками;
  • доставка товаров от мест закупки;
  • контроль над исполнением договоров [10].

     ГОСТ  Р 51304-99 [3] дает основные направления оказания услуг предприятиями розничной торговли: в совершении покупки, по созданию удобств покупателю, информационно-консультационных. Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг.

     Реклама любого торгового предприятия предназначена, в первую очередь, для создания репутации, во-вторых, для определения положения (позиционирования) посреди иных аналогичных торговых компаний. Реклама торгового предприятия бывает 2-х видов: реклама услуг и реклама престижности магазина.

     Реклама услуг отражает торговую политику предприятия, оказываемые услуги, скидки, льготы, обслуживание и предлагаемые удобства для покупателей. Эта реклама передает о системе торговли за наличный расчет или в кредит, выездной системе торговли или торговле на дому по предварительным заказам и каталогам. Цель подобной рекламы - привлечь новых покупателей в магазин, превратить их в постоянных и сделать дружественные отношения между покупателем и продавцом. Реклама престижности магазина связана в основном с предлагаемым товаром. Она отмечает ассортимент новых, модных и выгодных товаров, передает, что магазин может, к примеру, обеспечить покупателя всем необходимым.

     Реклама торгового предприятия не ограничивается лишь средствами массовой информации и наружной рекламой, не менее важна  конъюнктура, царящая в магазине. Любой товар в силу собственной специфики предполагает собственные методы рекламирования продавцом, например, демонстрация одежды в магазине; предложение попробовать товар на вку (продуктовые магазины); гарантия возврата денег, если купленный товар не понравился потребителю; проведение конкурсов, лотерей, игр и другие способы [7,13].

     Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных  способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских  свойств товаров и ускорения  доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже.

     Важно различать технологический и  торговый процессы. Торговый процесс  обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. (Приложение 3) [18].

     Организация торгово-технологического процесса на торговом предприятии должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего качества до покупателя с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

     Качество  торгового обслуживания определяется минимальным временем, затраченным  на приобретение товаров, удобством  и комфортом обслуживания, экономической  эффективностью работы магазинов.

     В настоящее время основными, по степени их влияния на общую эффективность деятельности торгового предприятия, считаются этапы торгово-технологического процесса, на которых осуществляется связь предприятия с элементами его внешней среды, т.е. этапы коммерческой деятельности [14].

     Управление коммерческой деятельностью ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в коммерческие и торговые процессы, организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь согласованности и координации действий. При этом управление направлено на оптимизацию работы сотрудников в целях повышения эффективности коммерческих процессов и достижения конечных целей предприятия. 
 
 
 
 
 

    1.   Показатели экономической эффективности деятельности предприятия розничной торговли

     Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами или продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей [12].

     Обзор экономической литературы [5,7,8, 11, 12, 14, 19,20] по вопросам оценки эффективности деятельности предприятий торговли показал, что набор показателей и методика их расчета представлены достаточно широко по отдельным видам ресурсов и отдельным обобщающим показателям эффективности. В настоящее время нет единства подходов к определению эффективности, характеристике ее видов в зависимости от различных признаков, классификации показателей эффективности.

     Эффективность коммерческой деятельности определяется соотношением между затратами торгового предприятия и получаемыми им результатами. Иными словами, сопоставляя отдельные виды затрат, связанных с куплей-продажей товаров, с полезным эффектом, можно рассчитать ряд показателей, характеризующих эффективность работы торгового предприятия в целом, а также отдельных его подразделений.

     Согласно  подходу О. В. Памбухчиянц [14], к основным финансово-экономическим показателям, характеризующим различные аспекты деятельности торговой организации, относятся:

  • товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот делят на оптовый и розничный. Оптовый товарооборот - объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования, а также продажи товаров организациям (санаториям и домам от ха, больницам, детским садам и яслям и т. п.), через которые осуществляется совместное потребление товаров;
  • товарная структура товарооборота — соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарообороте, выраженное в процентах;
  • товарные запасы — количество товаров в денежном ил натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. В зависимости от назначения они подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза;
  • товарные запасы в днях оборота — относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных запасов;
  • товарооборачиваемость — время обращения среднего товарного запаса за определенный период;
  • издержки обращения — денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты;
  • затраты торгового предприятия — денежная оценка суммарной величины затрат торгового предприятия как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе;
  • валовой доход торговли — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени;
  • прибыль от реализации товаров — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности определяемый как превышение валового дохода, за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени. Обязательным платежом является, например, налог на добавленную стоимость, акцизы;
  • валовая прибыль торгового предприятия — показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций;
  • чистая прибыль торгового предприятия — часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Информация о работе Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»