Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:24, курсовая работа
Актуальность темы. Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.
Это отнюдь не значит, что настало время “авторитарного коллективизма”. Речь идет о другом: в современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, они должны вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайней индивидуализма неплодотворна для прав человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность столь же важный и необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: “Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства”.
Связь прав и обязанностей — категория не только правовая, но и моральная, вводящая человека в пространство добра и свободы. [9, c.43]
Исходя из принципов права, нравственности, солидарности между людьми, следует рассмотреть вопрос о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина и оснований этого ограничения.
Пользование
правами сопряжено с
Правовые ограничения содержатся в ст. Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. “Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являются необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения”.
В
Международном пакте о
Таким образом, правовой статус человека и гражданина как система прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание гармоничных, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений гражданина и государства.
В правовой статус включается все многообразие прав, охватывающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека и особенно из Международных пактов по правам человека и включает: гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права.
Как уже отмечалось, гражданские (личные) права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. К гражданским правам относится право частной собственности, право на охрану семьи, материнства и детства, свобода совести, весь комплекс прав, обеспечивающих личную безопасность и неприкосновенность человека, гарантирующих эффективные меры судебной защиты каждому человеку в случае нарушения его прав, право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства и др. Цель этих прав состоит в охране и защите частной сферы, в которой проявляются индивидуальность и личностное своеобразие человека. Иными словами, речь идет об ограждении автономии личности, пространства действия индивидуальных, частных интересов. К закреплению этих прав особенно стремился класс буржуазии, борясь против сословных привилегий и всепоглощающей опеки государства. [10, c.152]
Хотя в конституциях Советского государства провозглашались личные права, однако это было не более чем декларация. Прежде всего, в условиях всеобщего огосударствления общественной и личной жизни из этой категории прав исключалось право частной собственности, без которого человек лишался самостоятельности и инициативы, полностью подпадал под опеку государства.
Государство оказывало огромное давление на личные убеждения, что вело к ограничению свободы совести, преследованию людей за религиозные убеждения. Тоталитарный режим сводил на нет такие важнейшие права, как право на личную неприкосновенность и безопасность, судебную защиту прав человека в случае их нарушения. Да и вообще вся сфера личных прав рассматривалась как нечто второстепенное, второсортное в общей иерархии прав человека, первое место в которой занимали экономические права (не потому, что они были реально обеспечены, а потому, что это “ранжирование” прав использовалось в качестве пропагандистского средства в идеологической борьбе вокруг прав человека).
Гражданским правам в посттоталитарном обществе должен быть возвращен их подлинный первоначальный смысл, состоящий в обеспечении автономии личности, ограждении ее индивидуальных интересов, обособлении их от государственного вмешательства и подавления.
Следует иметь в виду, что не всегда при классификации прав то или иное право может быть безоговорочно отнесено именно к данной категории прав. Любое разделение прав на категории в какой-то мере условно. Так, право собственности является не только личным правом, обеспечивающим стартовые возможности самостоятельности личности, но и правом социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека.
Политические
права граждан выражают возможности
индивида на участие в политической
жизни и осуществление
Значимость прав человека в контроле за властью определяет стремление тоталитарных режимов ограничить эти права и тем самым освободить себя от демократических форм контроля. Чем в большей мере удается тоталитарному режиму ограничить политические права человека, тем более свободной в своих действиях становится власть, тем более эфемерно разделение властей, тем большее место занимают в нем насильственные методы, применяемые государством. [10, c.167]
Октябрьская революция 1917 г. сопровождалась широковещательными заявлениями об установлении подлинной демократии. Однако Конституция 1918 г. провозгласила политические права в полном объеме только для рабочего класса, значительно ограничила права крестьянства и полностью лишила прав свергнутые революцией классы, исключив их из политической жизни. Тем самым был сделан шаг назад по сравнению с принципом универсальности прав, выдвинутым буржуазными революциями. Жесткий классовый подход к пользованию правами непосредственно вытекал из стремления новой власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества, имевших опыт политического участия в решении государственных дел.
Конституция 1936 г. формально ликвидировала эти ограничения. Однако в условиях тоталитарного сталинского режима, массовых репрессий права человека остались фикцией.
В
обществе четко проявилась одна из
закономерностей
В значительной мере все это связано с тяжелой кризисной ситуацией в стране, падением производства, политической и психологической усталостью народа, пережившего эйфорию первых лет перестройки. Возвращение политическим правам их подлинного места в жизни общества — необходимое условие его оздоровления, оживления демократии, без которой невозможно решение тех сложных задач, которые стоят перед посттоталитарным обществом. [10, c.274]
Культурные права гарантируют доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.
Социальные
и экономические права призваны
обеспечить человеку достойный жизненный
уровень, право на труд и свободный выбор
работы, право на равную оплату за равный
труд, право на социальное обеспечение,
право на защиту материнства и детства,
право на образование. Необходимый перечень
этих прав закреплен в Международном пакте
об экономических, социальных и культурных
правах, определяющем планку, ниже которой
цивилизованное государство не должно
опускаться.
2
Права человека и правовое
государство
2.1
Генезис идей прав
человека и правового
государства
История становления и развития государственности неотделима от поиска оптимальных параметров взаимоотношения власти и человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в государствах любой формации. На ранних этапах развития государственности в зависимости от социально-классовой принадлежности человек либо получал возможность воздействия на власть, либо выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя обязанностей. Неравенство правовых позиций индивида было свидетельством ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге неразвитости государственности, низкого уровня культуры общества. Установление формального правового равенства явилось важнейшим историческим прорывом к свободе, праву, новому этапу развития государственности — правовому государству.
История становления идей правового государства насчитывает тысячелетия. Она включает те прогрессивные представления о цивилизованном государстве, несовместимом с произволом и насилием, которые начали формироваться еще в античном мире, в древних государствах-полисах, достигших в тот период (V—IV вв. до н. э.) высоких ступеней политического и культурного развития.
В своем исследовании истории идей правовой государственности В. С. Нерсесянц правильно отмечает: “В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя”.