Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

     Это отнюдь не значит, что настало время  “авторитарного коллективизма”. Речь идет о другом: в современном обществе люди должны осознавать ответственность  друг перед другом, они должны вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайней индивидуализма неплодотворна для прав человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом. 

     Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению  к обществу, и по отношению к  согражданам. Поэтому обязанность  столь же важный и необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: “Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства”.

     Связь прав и обязанностей — категория  не только правовая, но и моральная, вводящая человека в пространство добра и свободы. [9, c.43]

     Исходя  из принципов права, нравственности, солидарности между людьми, следует  рассмотреть вопрос о возможности  ограничения прав и свобод человека и гражданина и оснований этого  ограничения.

     Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в Всеобщей декларации прав человека: “При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе”.

     Правовые  ограничения содержатся в ст. Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. “Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являются необходимыми:

     а) для уважения прав и репутации  других лиц;

     б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или  нравственности населения”.

     В Международном пакте о гражданских  и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий: пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

     Таким образом, правовой статус человека и гражданина как система прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание гармоничных, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений гражданина и государства.

     В правовой статус включается все многообразие прав, охватывающих самые различные  стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно  определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая  структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека и особенно из Международных пактов по правам человека и включает: гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права.

     Как уже отмечалось, гражданские (личные) права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. К гражданским правам относится право частной собственности, право на охрану семьи, материнства и детства, свобода совести, весь комплекс прав, обеспечивающих личную безопасность и неприкосновенность человека, гарантирующих эффективные меры судебной защиты каждому человеку в случае нарушения его прав, право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства и др. Цель этих прав состоит в охране и защите частной сферы, в которой проявляются индивидуальность и личностное своеобразие человека. Иными словами, речь идет об ограждении автономии личности, пространства действия индивидуальных, частных интересов. К закреплению этих прав особенно стремился класс буржуазии, борясь против сословных привилегий и всепоглощающей опеки государства. [10, c.152]

     Хотя  в конституциях Советского государства  провозглашались личные права, однако это было не более чем декларация. Прежде всего, в условиях всеобщего огосударствления общественной и личной жизни из этой категории прав исключалось право частной собственности, без которого человек лишался самостоятельности и инициативы, полностью подпадал под опеку государства.

     Государство оказывало огромное давление на личные убеждения, что вело к ограничению  свободы совести, преследованию  людей за религиозные убеждения. Тоталитарный режим сводил на нет  такие важнейшие права, как право  на личную неприкосновенность и безопасность, судебную защиту прав человека в случае их нарушения. Да и вообще вся сфера личных прав рассматривалась как нечто второстепенное, второсортное в общей иерархии прав человека, первое место в которой занимали экономические права (не потому, что они были реально обеспечены, а потому, что это “ранжирование” прав использовалось в качестве пропагандистского средства в идеологической борьбе вокруг прав человека).

     Гражданским правам в посттоталитарном обществе должен быть возвращен их подлинный  первоначальный смысл, состоящий в обеспечении автономии личности, ограждении ее индивидуальных интересов, обособлении их от государственного вмешательства и подавления.

     Следует иметь в виду, что не всегда при  классификации прав то или иное право  может быть безоговорочно отнесено именно к данной категории прав. Любое разделение прав на категории в какой-то мере условно. Так, право собственности является не только личным правом, обеспечивающим стартовые возможности самостоятельности личности, но и правом социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека.

     Политические  права граждан выражают возможности  индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной  власти. К числу данной категории  прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и др. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью, как ценности, на которые власть должна ориентироваться, ограничивать себя этими правами, признавать и гарантировать их.

     Значимость  прав человека в контроле за властью  определяет стремление тоталитарных режимов  ограничить эти права и тем самым освободить себя от демократических форм контроля. Чем в большей мере удается тоталитарному режиму ограничить политические права человека, тем более свободной в своих действиях становится власть, тем более эфемерно разделение властей, тем большее место занимают в нем насильственные методы, применяемые государством. [10, c.167]

     Октябрьская революция 1917 г. сопровождалась широковещательными заявлениями об установлении подлинной  демократии. Однако Конституция 1918 г. провозгласила  политические права в полном объеме только для рабочего класса, значительно ограничила права крестьянства и полностью лишила прав свергнутые революцией классы, исключив их из политической жизни. Тем самым был сделан шаг назад по сравнению с принципом универсальности прав, выдвинутым буржуазными революциями. Жесткий классовый подход к пользованию правами непосредственно вытекал из стремления новой власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества, имевших опыт политического участия в решении государственных дел.

     Конституция 1936 г. формально ликвидировала эти  ограничения. Однако в условиях тоталитарного  сталинского режима, массовых репрессий  права человека остались фикцией.

     В обществе четко проявилась одна из закономерностей антидемократического режима: устранение граждан от контроля за властью может осуществляться путем все возрастающего насилия, принуждения, подавления любых проявлений инакомыслия. Логика развития насилия состоит в том, что его невозможно удержать либо локализовать в “классовых” рамках. Насилие и подавление распространяются постепенно на все социальные слои общества, все шире захватывая и представителей правящего класса, и даже правящей элиты. Власть все больше освобождается от системы сдержек и противовесов, вся структура государственной власти существует вне проверенной человеческим опытом системы контроля: прав человека, разделения властей, верховенства права, выборов на многопартийной основе, референдума и т. д.

     В значительной мере все это связано  с тяжелой кризисной ситуацией  в стране, падением производства, политической и психологической усталостью народа, пережившего эйфорию первых лет перестройки. Возвращение политическим правам их подлинного места в жизни общества — необходимое условие его оздоровления, оживления демократии, без которой невозможно решение тех сложных задач, которые стоят перед посттоталитарным обществом. [10, c.274]

     Культурные  права гарантируют доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его  участие в культурной жизни и  пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

     Социальные  и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование. Необходимый перечень этих прав закреплен в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, определяющем планку, ниже которой цивилизованное государство не должно опускаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Права человека и правовое государство 
 

     2.1 Генезис идей прав  человека и правового государства 

     История становления и развития государственности  неотделима от поиска оптимальных параметров взаимоотношения власти и человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в государствах любой  формации. На ранних этапах развития государственности в зависимости от социально-классовой принадлежности человек либо получал возможность воздействия на власть, либо выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя обязанностей. Неравенство правовых позиций индивида было свидетельством ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге неразвитости государственности, низкого уровня культуры общества. Установление формального правового равенства явилось важнейшим историческим прорывом к свободе, праву, новому этапу развития государственности — правовому государству.

     История становления идей правового государства  насчитывает тысячелетия. Она включает те прогрессивные представления  о цивилизованном государстве, несовместимом  с произволом и насилием, которые  начали формироваться еще в античном мире, в древних государствах-полисах, достигших в тот период (V—IV вв. до н. э.) высоких ступеней политического и культурного развития.

     В своем исследовании истории идей правовой государственности В. С. Нерсесянц  правильно отмечает: “В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя”.

Информация о работе Трудовые споры