Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

     В правах и обязанностях не только фиксируются  образцы, стандарты поведения, которые  государство считает обязательными, полезными, целесообразными для  нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

     Взаимосвязи государства и личности требуют  четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью  такого рода отношений для поддержания  существующего строя, для его нормального функционирования. Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения индивида в структуре общественных связей общества.

     Правовой  статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки привлекают пристальное внимание юристов. Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. В структуру правового статуса включается различный набор элементов.

     Некоторые ученые включают непосредственно в правовой статус личности гражданство. Однако, по нашему мнению, гражданство как определенное политико-юридическое состояние — предпосылка, определяющая правовой статус индивида в полном объеме, без каких-либо изъятий. Известно, что иностранцы, проживающие в данном государстве, а также лица без гражданства могут тоже обладать правовым статусом в ограниченном объеме (такого рода ограничения определяются Конституцией либо законодательством той или иной страны). [7, c.327]

     В структуру правового статуса включают также общую правоспособность, гарантии; законные интересы; юридическую ответственность и др. На наш взгляд, ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантии). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит “правовой защите со стороны государства”. Интерес — это категория внеправовая, или “доправовая”, и, разумеется, закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита интересов индивида — одна из важных функций правовой системы общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить понятие правового статуса категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в понятие “правовое положение личности”, как это предлагают Н. В. Вит-рук и В. А. Кучинский.

     Определение правового статуса индивида должно подчеркивать социальное значение понятия; это может быть достигнуто выходом за пределы сугубо юридических категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной деятельностью людей. Такой подход будет способствовать раскрытию активной функции правового статуса, поскольку проблема правового статуса, как и вся проблема человека, связана с его социальной деятельностью. Поэтому изучение всех юридических категорий, в том числе и правового статуса, должно осуществляться в неразрывном единстве с сознанием и деятельностью индивида.

     Рассмотрение  структуры правового статуса  всегда наталкивается на известный  разнобой в терминологии. Для обозначения  прав человека используются понятия  “гражданские права”, “конституционные права”, “индивидуальные права”, “основные  права”, “основные права и свободы”. Кроме того, если в американских декларациях говорилось просто о правах либо естественных неотъемлемых правах, то начиная с французской Декларации 1789 г. права дифференцировали на права человека и гражданина. [7, c.387]

     Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства.

     Рассмотрим  сущность элементов, составляющих правовой статус, — юридических прав и  обязанностей.

     Как уже отмечалось, права и свободы  индивида — это его социальные возможности, детерминированные экономическими и культурными условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для индивида на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни.

     Права человека — это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в Конституциях и законах. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку нередко в правоведении встречается понимание субъективного права лишь как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение. [8, c.7]

     В юридической литературе такая позиция  была подвергнута критике. Справедливо  отмечалось, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех  или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.

     Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление того или иного  субъективного права в законодательстве должно означать реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и политический, нравственный смысл как выражения свободы личности. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

     Государство закрепляет права индивида не произвольно; оно закрепляет естественные права  человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности — не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать” или “завышать” объем прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями социальных взаимосвязей людей.

     Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все  субъективные права, вытекающие из закона. Однако это не дает основания для  вывода о различии правового статуса  или объема субъективных прав. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе. 

     Субъективное  право как юридическая категория  означает выраженные в норме права и закрепленные в ней: а) свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права; б) возможность для индивида пользования определенным социальным благом;

     в) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; г) возможность обратиться в суд для защиты нарушенного права.

     Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением его  интересов в материальной или  духовной сферах. Поэтому интерес  выступает движущей силой правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества.

     Возникает еще один вопрос, связанный с содержанием  правового статуса, — включаются ли его процессуальные права в  содержание правового статуса, либо они являются способом обеспечения  правового статуса. К. Штерн включает процессуальные права в перечень основных прав, указывая, что эти права немыслимы без существования государственной правовой системы, в которой они себя преимущественно и проявляют. Такой подход подтвердил и ФКС Германии, указав, что по смыслу Основного Закона конституционным и принципиально неотъемлемым является не только первичное процессуальное право человека, но и объективно-правовой принцип судопроизводства. [8, c.11] 

     Принимая  на себя обязательства по обеспечению  прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

     Обязанность — это объективно необходимое, должное  поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Человек совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

     Государство в системе обязанностей указывает  целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось, свобода выбора включает множество факторов и не замыкается в пределах правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной ориентации, так как человек может избрать нормы, противоречащие требованиям, заключенным в обязанности.

     Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы и  правового государства, поскольку  права одних лиц, не подкрепленные  обязанностями других, не могут быть реализованы.

     Все сферы действия правового статуса  в единстве прав и обязанностей —  это “пространство свободы”, основанное на свободе выбора, самоопределении  и ответственности личности перед  обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет последствия, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в Всеобщей декларации прав человека: “Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности”.

     В этой связи возникает важная для  прав человека проблема индивидуализма, его границ, с одной стороны, и  коллективизма, солидарности — с  другой, которые зачастую рассматривают  как категории несовместимые, противостоящие друг другу. [9, c.34]

     Теория  либерального индивидуализма в правовой сфере нашла выражение в теории “негативной свободы”, т. е. права  на свободу от власти, “изъятия”  из-под ее воздействия и вмешательства  духовных и материальных интересов  личности. Права индивидуальной свободы стали известны под названием прав свободы.

     Индивидуализм стал девизом либерального общества. Н. М. Коркунов писал, что “вся новая  история представляет собой трагическую  борьбу индивидуальности с общественным авторитетом”. В своей лекции “Общественное значение права” Н. М. Коркунов видел главное назначение права оберегать все частное, индивидуальное, окружать индивида, как предохранительной сеткой, целой системой юридических норм, поскольку личность должна ограничить себя от все возрастающей солидарности.

     Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязанностей человека перед обществом, поскольку это выглядело посягательством  на автономию личности. Дальнейшее развитие индивидуализма показало, что  полная независимость человека от общества так же неблагоприятна, как и подчинение личности коллективу. Начался поиск компромисса между индивидуализмом и принципом солидарности, который необходим для нормального развития общества без катаклизмов и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма был потеснен, произошло, по выражению Л. Дюги, “умаление индивидуалистической доктрины”.

Информация о работе Трудовые споры