Развитие и совершенствование физических качеств с применением тренажёров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе характеризуются основные положения теории тренажёра, категории её понятийного аппарата, обеспечивающие понимание сути создания и применения тренажёров, а также следствия теории – новые знания, полученные в результате её построения.

Содержание

1. Актуальность использование тренажёров
1. Классификация тренажёров
2Применения тренажёров в древности и до в современной жизни
3 Характеристика физических качеств человека
4Влияние тренажёров на организм, развитие и совершенствование физических качеств с помощью тренажёров.
5Лечебные тренажёры
6Спортивные тренажёры
7Факторы влияющие на эффективность развития и совершенствования физических качеств.
8 Самоконтроль
9Методика применения тренажёров
Вывод

Работа содержит 1 файл

настоящая.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

     Не  каждое теоретическое построение можно  назвать научной теорией. Теория в узком строго научном смысле – это “высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности – объекта данной теории”. [8, с. 676.]. Философы, специально исследующие диалектические подходы к созданию теорий, не только дают определение  понятию “теория”, но ещё и устанавливают отличительные признаки теорий, обязательное присутствие которых и позволяет утверждать, что рассматриваемая теоретическая система является именно теорией. К таким обязательным признакам теорий, разработанных на уровне теоретического мышления, относятся: исходная аксиома, проблема, идея, идеализированный объект, основной закон развития познаваемого объекта теории, а также понятия, выражающие исходную, центральную и заключительную категории теории, теоретическое доказательство и так называемое окончательное доказательство теории.

     Исходными аксиомами  теории тренажёра – научными положениями, принимаемыми без логического доказательства, лежащими в основе доказательств других положений теории тренажёра [1, с.16.], являются следующие представления:

  • обучение движениям (тренировка) как разновидность обучения вообще представляет собой информационный процесс передачи и усвоения культурных общечеловеческих ценностей, в нашем случае ценностей физической культуры, в форме знаний и умений;
  • передача информации всегда осуществляется посредством её материальных носителей – проводников информации: информации без её материального носителя не существует;
  • обучение относится к социальной, т.е. наиболее сложной форме движения материи и включает в себя другие более простые формы движения, например, механическую форму движения, очевидную и основную для физических упражнений.

     Говоря  о формах движения материи, в которых  развивается и существует целевое  упражнение, отметим следующее: на уровне обыденного сознания физическое упражнение обычно отождествляется с механическими движениями спортсмена – бегом, плаванием и т.д. Но на самом деле целевое упражнение появляется, развивается и существует не только в механической форме движения, но и в других более сложных формах. Например, гимнаст, научившийся делать упражнение сальто, выполняет его на тренировках или соревнованиях. Выполняемое спортсменом сальто как целевое упражнение проявляет себя в биомеханической форме движения. Вне тренировочной и соревновательной ситуации, например, во время сна спортсмен сальто не делает. Но оно как упражнение, как умение его выполнять при этом не исчезает, а реально существует в двигательной памяти спортсмена, в биологической форме движения. Та форма движения материи, в которой осваиваемое (развиваемое) целевое упражнение проявляет себя в данный конкретный момент времени, в теории тренажёра относится к ведущей форме движения (развития) целевого упражнения.

     В теории тренажёра формулируется её проблема в виде антиномии – двух различных (противоположных) высказываний об одном и том же объекте теории одновременно верных, но непосредственным образом не связанных друг с другом:

  • тренажёры – это устройства, обладающие техническими свойствами, в связи с чем, они создаются по законам техники;    
  • тренажёры – это средства обучения, обладающие педагогическими свойствами, в связи с чем, они создаются по законам педагогики.  

     Тренажёры как устройства обладают  техническими свойствами, и одновременно как средства физического воспитания – педагогическими  свойствами. (Если бы тренажёры не обладали педагогическими, например, обучающими свойствами, то не было бы смысла применять их для обучения и тренировки). Эта всегда имеющаяся в них двойственность, вызывающая внутренне присущую им противоположность, и порождает проблему теории тренажёра.

     Переход противоположностей (технических свойств  в педагогические) происходит реально  в практической тренировочной деятельности и идеально в мышлении в результате разрешения проблемы теории тренажёра. На практике технические свойства устройств проявляются одновременно и как педагогические свойства всякий раз, когда удаётся успешно с пользой для тренировки применить то или иное техническое средство.

     На  уровне теоретического мышления проблема теории решается тогда, когда удаётся показать, с помощью каких понятий непосредственным образом не связанные между собой противоположности в тренажёре (то, что он одновременно и средство техники и средство педагогики) переходят друг в друга. В результате разрешения проблемы теории тренажёра на теоретическом уровне мы выявляем сущность тренажёров, понимаем их основной закон развития, выводящий на метод конструирования и применения тренажёров.

     Проблема  теории тренажёра была разрешена в процессе работы с понятиями и над понятиями, опосредствующими переход понятия устройство” в понятие тренажёр. Теория ответила на свой основной вопрос, а именно, при каких условиях и каким образом устройство из технического средства, превращается в тренажёр – в средство педагогики?

     Самым первым, легко обнаруживаемым и самым  абстрактным понятием, опосредствующим переход понятия устройство в понятие тренажёр, является понятие “тренировочное упражнение”. Именно выполнение тренировочного упражнения с помощью устройства является тем условием, которое позволяет считать данное устройство тренажёром или, что одно и тоже, устройством для тренировки. Соответственно развитие теории тренажёра и её понятийного аппарата как разрешение её проблемы происходило путём раскрытия содержания понятия “тренировочное упражнение”.

      Среди взаимосвязанных понятий теории философами выделяются её главные понятия или категории: исходная категория, выражающая субстанциональное единство всей предметной области теории; центральная категория, выражающая сущность изучаемого объекта; завершающая категория, раскрывающая необходимую форму проявления сущности. [5, с. 206.].

        В соответствии с этими представлениями  исходной категорией теории тренажёра  является понятие “обучающее (тренирующее) свойство” Оно является субстанциональным свойством тренажёров, а субстанцией тренажёров, определяющей их обучающие свойства, –  учебная информация. Под субстанцией вообще понимается “предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему”. [7, с.660.]. Рассмотрение  различных подходов разных авторов к систематизации и классификации тренажёров, показывает то, что специалисты физической культуры и спорта принимают за существенные свойства тренажёров разные их признаки, т.е. разнообразию тренажёров соответствует разнообразие мнений об их назначении и существенных свойствах. Это говорит о том, что субстанциональное свойство тренажёров ещё до конца не выявлено специалистами, а разные признаки тренажёров, принимаемые разными авторами за их существенные свойства, представляют собой разнообразные проявления их сущности, но не саму суть тренажёров.

      Понятие “учебная информация” является центральной  категорией теории тренажёра. Этой категорией наиболее точно характеризуется сущность тренажёров. Она состоит в том, что тренажёр является специфическим учебником спортсмена, в котором при его создании или выборе отражается учебная информация, проявляющаяся и передающаяся спортсмену при его взаимодействии с тренажёром, т.е. при выполнении упражнения. Представление о тренажёре как о специфическом учебнике спортсмена одновременно выражает и сущность тренажёра, и идею теории тренажёра.

      При создании тренажёра учебная информация (знания тренера о целевом упражнении и способах его освоения) отражается (кодируется) в конструктивных особенностях тренажёра наподобие того, как знания учителя математики отражаются (кодируются буквами, цифрами, геометрическими фигурами) в учебнике-книге. Раскодировка учебной информации, её восприятие и усвоение спортсменом и учеником происходят при выполнении упражнений, в одном случае посредством физических упражнений, выполняемых с помощью тренажёров, а в другом – путём упражнения в решении математических задач, взятых из учебника-книги.

      В теории тренажёра устанавливается  основной закон развития целевого упражнения – закон сохранения учебной информации или знаний об осваиваемом (целевом) упражнении (закономерности его выполнения и освоения) в процессе передачи их от тренера спортсмену посредством тренажёров и тренировочных упражнений.

     Учебная информация сначала существует в  форме идеальных представлений  тренера об осваиваемом упражнении только в его сознании. В процессе освоения целевого упражнения учебная информация переходит в форму двигательной памяти ученика и в форму функциональных и морфологических адаптационных перестроек его организма, позволяющих выполнять осваиваемое упражнение. На этом пути от представления упражнения до  умения его выполнять учебная информация, кодируясь, переходит с одного материального носителя на другой и существует в разных формах движения материи в развивающемся (осваиваемом) целевом упражнении. Сначала в социальной форме движения, в форме мышления. Это воображаемое выполнение целевого упражнения.  Далее в виде учебных планов, программ, т.е. в виде методик обучения. Потом в биомеханической форме движения, в которой происходит  выполнение тренировочных упражнений, а затем уже в биологической форме движения – в форме двигательной памяти спортсмена и функциональной готовности спортсмена выполнить целевое упражнение.

     Содержание  понятия “учебная информация” составляют понятия “учебный материал” и “обучающая информация”.

     Учебный материал – это знания тренера  о целевом упражнении, которые выбраны им для передачи спортсмену и отвечают на вопрос: чему учить?  Это знания тренера о технике выполнения целевого упражнения и об уровне развития двигательных качеств, необходимых для его выполнения, т.е. о том состоянии организма спортсмена, которое обеспечит доступность выполнения осваиваемого упражнения

     Обучающая информация – это знания тренера  о закономерностях обучения или  освоения целевого упражнения. Эти знания отвечают на вопрос: как обучать целевому упражнению?  

     Учебный материал – знания  тренера о трудном (рекордном) для спортсмена целевом упражнении – не  может сразу непосредственным образом перейти в умение его выполнять. Он должен быть опосредствован, образно говоря, «переплавлен» в методические приёмы обучения, постепенно разрешающие противоречие между трудностью целевого упражнения и его доступностью для спортсмена.  Эта «переплавка» учебного материала и происходит с помощью обучающей информации, формообразующей учебный материал, например, дробящей его в методические приёмы (тренировочные упражнения) или в управляющие (тренирующие) воздействия на спортсмена и превращающей этим самым учебный материал в учебную информацию.

      Завершающую категорию теории тренажёра выражает понятие “тренировочный снаряд упражнения” (ТСУ).  Эта категория представляет собой и идеализированный объект теории тренажёра, и необходимую форму проявлений сущности тренажёра. Понятие ТСУ вырабатывалось на уровне эмпирического мышления путём построения функциональной модели тренировочного упражнения с использованием системного подхода.

      ТСУ может быть формой проявления сущности тренажёра и тренировочного упражнения потому, что является материальным носителем учебной информации, передаваемой от тренера спортсмену. ТСУ как завершающая категория теории тренажёра представляет собой её следствие. Практическим проявлением и применением этого следствия является анализ-синтез ТСУ как функциональной системы тренировочного упражнения с познавательными и преобразующими целями.  В результате анализа-синтеза ТСУ выясняется, каким образом необходимо организовать или изменить функциональную систему тренировочного упражнения, а заодно и функциональную систему требуемого тренажёра, чтобы привести обучающие (тренирующие) свойства тренировочного упражнения в соответствие с решаемой педагогической задачей.

      Функциональные  системы обладают отличительными особенностями. Согласно теории функциональных систем, созданной П.К.Анохиным, они “…всегда устроены с определённой целью…, т.е. устроены так, что данными признаками частей обеспечивается определённый будущий результат, и он так или иначе выражен в данных конкретных особенностях функциональных структур”. [4, с. 8.]. В связи с этим относительно тренажёров и тренировочных упражнений можно сказать, что они предназначены для освоения целевого упражнения, и оно – тот «будущий результат», который выражается в конкретных особенностях функциональных структур тренажёров и тренировочных упражнений при их конструировании. 

      Анализ-синтез ТСУ – это способ наделения  тренажёра и тренировочного упражнения необходимыми обучающими или тренирующими свойствами, в результате чего происходит создание (конструирование или выбор) требуемого для решения конкретной педагогической задачи тренировочного упражнения и необходимого для его выполнения тренажёра.

      Анализ-синтез ТСУ включает в себя как  рабочие  моменты биомеханический анализ-синтез техники выполнения упражнения и анализ-синтез функциональной структуры ТСУ. Последний проводится с целью выявления и целесообразного изменения информационных связей между элементами ТСУ. (К элементам ТСУ относятся сам спортсмен и те объекты внешней среды, с которыми он взаимодействует при выполнении упражнений). Причём некоторые вещественные и энергетические связи между элементами ТСУ, выявленные в результате биомеханического анализа техники выполнения упражнений, одновременно являются и  информационными связями функциональной структуры ТСУ.

Информация о работе Развитие и совершенствование физических качеств с применением тренажёров