Развитие и совершенствование физических качеств с применением тренажёров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе характеризуются основные положения теории тренажёра, категории её понятийного аппарата, обеспечивающие понимание сути создания и применения тренажёров, а также следствия теории – новые знания, полученные в результате её построения.

Содержание

1. Актуальность использование тренажёров
1. Классификация тренажёров
2Применения тренажёров в древности и до в современной жизни
3 Характеристика физических качеств человека
4Влияние тренажёров на организм, развитие и совершенствование физических качеств с помощью тренажёров.
5Лечебные тренажёры
6Спортивные тренажёры
7Факторы влияющие на эффективность развития и совершенствования физических качеств.
8 Самоконтроль
9Методика применения тренажёров
Вывод

Работа содержит 1 файл

настоящая.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

Тренажёры оборудуются разнообразными  датчиками : механическими, электроконтактными, магнитоэлектрическими, биоэлектрическими устройствами, акселерометрическимии др.

Также разнообразны и регистрирующие приборы – начиная  с секундомера и кончая электронными осциллографами.

Использование технических средств срочной  информации даёт весьма ощутимый эффект в ускорении процесса обучения, о чём свидетельствуют многочесленные примеры из практики спорта. Они позволяют сознательно управлять даже такими количественными характеристиками движения, которые в обычном учебно- тренировочном процессе  часто остаются неосознанными.

Всё это даёт основание  для вывода  о том, что применение  технических средств  в обучении, в частности тренажёров, обеспечивающих искусственные контролируемые условия  выполнения осваиваемых упражнений, даёт возможность добиваться обучения без ошибок и переучивания. 

Некоторые из технических  средств срочной информации приобретают  значение автотренажёров, которыми спортсмены могут пользоваться самостоятельно. Но основное назначение  технических средств – помогать в работе тренера.

В настоящее  время просматривается  тенденция  к использованию всё более  специализированных средств, характерных  для определённого вида спорта. Это  особенно ярко проявляется при конструировании  тренировочных устройств и тренажёров для обучения технике и совершенствование в ней. Вместе с тем при развитии физических качеств  одни и те же  тренировочные средства   могут использоваться, в различных видах спорта.

В лаборатории  биомеханики спорта ВНИИФКа под руководством  профессора Ратова И.П. успешно проводили испытания  различных конструкций тренажёрных комплексов, основанных на идее «облегчённого лидирования». Идея заключается в том, что к телу спортсмена прикладывается тяговое усилие, направленное вверх.

 Результаты  проведённых во  ВНИИФКе исследований показали ряд преимуществ системы «облегчённого лидирования». Спортсмен, тело которого получает постоянное тяговое усилие вверх, становится «легче» на 10-15 кг, что позволяет ему развиваться значительно большую скорость бега и преодолевать установившийся «скоростной барьер»  

В лаборатории  биомеханики ВНИИФКа было получено много интересных  данных об эффективности использования специально оборудованного гидроканала в процессе подготовке  спортсменов высокого класса, специализирующих в плавании и в гребле.

Представляет  интерес использование светолидирующего устройства, которое состоит из пульта управления  и собственно лидера в виде движущегося светового пятна. Устройство позволяет управлять темпом бега , создаёт оптимальные условия для адаптации организма к тренировочным нагрузкам, обеспечивает высокую точность в работе. Это даёт возможность для применения в тренировке  бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев, где необходимы скоростные качества. ( Д.С. Глейберман, С. Н. Фокин, Э. М. Логвинов, 1973)

Применяются в  обучении и тренировке спортсменов, приборы, основанные на способах стимуляционного  воздействия на мышцы. Так , например, электростимуляция применяется как для развития физических качеств, так и для коррекции техники движений. Интерес к электростимуляции  мышц здоровых людей возник в связи с повышением требований к подготовленности спортсменов, поиском нетрадиционных средств оптимизации и интенсификации тренировочного процесса.

Профессор Я. М. Коц отмечает следующие преимущества электростимуляции:

- возможность избирательной тренировки  наиболее  важных мышц и мышечных групп;

- способность  к активации всего  сократительного  аппарата  мышц. Вызванное максимальное  сокращение может быть более сильным, удерживаться дольше и повторяться большее количество раз, чем при произвольном максимальном усилии;

- возможность  вовлекать в работу в первую  очередь большие группы двигательных  мышц, с трудом тренирующиеся  обычными средствами;

- большой диапазон частот, позволяющий избежать замедления  скорости и сокращения мышц.

Исследования,  проводимые в белорусском  государственном  институте  физической культуры  под руководством профессора  В.Т. Назарова , показывают высокую эффективность  внедрения в тренировочный процесс технических средств, основанных на механическом стимулировании мышц. Этот  метод основан на теоретических и экспериментальных исследованиях в области статической и волновой биомеханике. В данном случае используется явление биомеханического резонанса, при котором происходит возрастание амплитуды в двигательных звеньях при  внешних периодических механических воздействиях с определённой частотой. Положительной особенностью метода механического стимулирования мышц является то, что стимуляция может производиться   в условиях соревновательных упражнений.

Результаты исследований, проведённых профессором Ратовым. И. П., продемонстрировали высокую эффективность  применения  комплексных  тренажёрных  стендов в процессе  подготовке спортсменов различных специализаций.  Они показали, что только в условиях тренажёрного стенда можно уверенно и без ошибок воспроизвести соревновательный режим и в ходе его  выполнения добиться практически полной реализации  двигательных возможностей  спортсмена, т. е. искусственно  создать уникальную ситуацию рекордного выполнения  задания.  Именно в связи с уникальностью подобной ситуации  всего нескольких воспроизведений рекордного  режима достаточно для того, чтобы спортсмен закрепил в своём сознании и в самой системе движений ритмико-скоростную структуру отрабатываемого соревновательного режима.

Тренажёры дают возможность моделировать различные  режимы работы мышц в условиях, близких  к специфической структуре основного  спортивного упражнения.

Для повышения  функциональных  возможностей  относительно  слабых мышечных групп, не получающих достаточной нагрузки в процессе обычной  тренировки, но необходимых для сохранения  межмышечных соотношений при сохранения межмышечных соотношений при повышении спортивного  мастерства спринтеров.

Согласно исследованиям  А.И. Кузнецова (1967), при направленных мышечных нагрузках локального характера  ЧСС меньше, а время расслабления сердечной мышцы больше, чем при  такой же нагрузке  общего характера. При локальной мышечной нагрузке  были отмечены более высокие показатели уровня насыщения крови кислородом и электроактивности мышц. Это свидетельствует о возможности повысить интенсивность тренировочного процесса путём целенаправленного применения большого количества упражнений локального и регионального характера на различных тренажёрах.

Многочисленные  исследования, проведённые под руководством  профессора  И.П. Ратова в лаборатории  биомеханики  ВНИИФКа, применение различных  тренажёрных устройств в других видах спорта  свидетельствуют  о том, что это направление является одним из прогрессивных в совершенствовании  методики развития специальных физических качеств спортсменов и их технического мастерства. Причём значение тренажёрных устройств  и других  технических средств с ростом спортивного мастерства должно  повышаться. Это связано с большой специализацией тренировочного процесса.

Роль применения тренажёров  в спорте не ограничивается  тем, что они повышают эффективность учебно – тренировочного процесса  благодаря направленным и управляемым физическим нагрузкам. Например, технический средства обучения в спортивных играх обеспечивают ускоренное совершенствование двигательного навыка, способствуют снижению  травматизма и психического напряжения, повышают активность спортсменов. Размещение  тренажёров в помещении в помещении позволяет уменьшить переохлаждение  организма, которому систематически  подвергаются конькобежцы, пловцы, фигуристы, лыжники, хоккеисты и др. Кроме того после простудных заболеваний появляется возможность возобновлять тренировки при комнатной температуре,  упражняясь на тренажёрах.

В некоторых  видах спорта отрицательное влияние  влияния  на здоровье оказывают различные  химические вещества, образующиеся в стрелковых тирах, плавательных бассейнах, на автодорогах и др., а также   травмирующее влияние шумов от выстрелов, работы моторов, падающих спортивных снарядов и т. д. Уменьшить эти влияния позволяет осуществлении части учебно- тренировочного  процесса на тренажёрах и тренировочных устройствах.

Необходимость в некоторых видах спорта надевать плотно облегающую одежду из синтетической  ткани  приводит к перегреву организма. Тренажёры дают возможность обходиться без такой одежды, что даёт чувство свободы и достаточной аэрации тела.

интенсификация  специальной тренировочной подготовки во всех видах спорта невозможна без широкого использования тренажёрных устройств, учитывающих специфику вида спорта и индивидуальные особенности спортсмена.  
Конструирование и изготовление тренажёрных устройств осуществляется в следующих целях:  
•для обучения и совершенствования спортивной техники; •для общей и специальной физической подготовки;  
16  
•для технического и специального физического совершенствования спортсменов.  
Для обучения и совершенствования спортивной техники используются тренажёры двух видов: на которых точно моделируются движения основных фаз спортивного упражнения или отдельных элементов, и использование которых способствует исправлению ошибок в технике выполнения соревновательного движения.  
Для развития у спортсменов специальных физических качеств конструкция тренажёров предусматривает условия выполнения тренировочных упражнений, при которых развитие специфических для данной деятельности мышечных групп, происходит при сохранении структуры основных фаз спортивного упражнения.  
Специализация силовой тренировки проявляется в преимущественном использовании таких тренажерных устройств, которые обеспечивают выполнение рабочих движений, максимально сходных по кинематической и ритмо-силовой структуре с разучиваемыми движениями. Эти тренажеры должны обеспечить не только развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку, но и определенный порядок включения и выключения этих мышечных групп по ходу движения. Подбор средств и режимов специальной силовой подготовки основан на сравнении кинематических и динамических особенностей движений, выполняемых на различных тренажерах, с аналогичными характеристиками техники выполнения соревновательных движений (Н.Ж. Булгакова, 1996; А.Р. Воронцов, 1999).  

РАЦИОНАЛЬНОЕ  ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЁРОВ ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Целенаправленно решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов и более эффективно проводить обучение их технике спортивных упражнений;
  2. Расширить круг средств и методов, применяемых в физической, технической, тактической, морально- волевой и теоретической подготовке спортсменов;
  3. Соблюдать принцип  сопряжённости, т. е. соответствие спецальных упражнений основным соревновательным, движениям, благодаря чему не только развиваются физические качества, но и одновременно совершенствуется техническое мастерство;
  4. Использовать эффект  сочетания  преодолевающего и уступающего  режимов работы мышц с учётом специфики движений основного спортивного упражнения;
  5. Избирательно- целенаправленно развивать основные или специфические группы  мышц, определяющие успех в данном виде спорта;
  6. Применять упражнения локального и регионального характера, способствующие укреплению относительно слабых звеньев мышечной системы спортсменов;
  7. Избирательно воздействовать на определённые мышечные группы с учётом фаз движений, где необходимо проявление максимальных усилий;
  8. Многократно повторять сложнокоординационные упражнения в заданном режиме ;
  9. Восстанавливать в мышечной памяти основные фазы и детали спортивного упражнения;

    10)Чётко дозировать  нагрузку;

    В настоящее  время  для развития и совершенствования двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости гибкости, успешно  применяют тренажёры.

    Значительное  увеличение объемов и интенсивности  тренировочных нагрузок отрицательно воздействует на организм спортсменов. Влияние отрицательных факторов  можно снизить, осуществляя  значительную часть учебно-тренировочного процесса  при помощи тренажёрных устройств, которые разнообразят занятия, повышают их эмоциональность.

    Выполнение  на тренировочных устройствах и  тренажёрах позволяет, с одной стороны, сохранить высокую степень сопряжённости с основным  соревновательным движением, а с другой – избирательно воздействовать  на развитие необходимых физических качеств.

    В настоящее  время  чаще  используются  специальные  тренажёры, реже – серии тренировочных устройств.

    Вместе с  тем специальные исследования ( В.Г. Герасименко с соавторами, 1975-1980) показали, что комплекс тренажёров, состоящих из 40 устройств разнообразных  конструкций, объединённых в единую взаимосвязанную систему, позволяет достигать эффекта, который невозможно получить от отдельно взятых устройств. На таком комплексе возможна как индивидуальная, так и групповая тренировка в течении длительного времени ( в зависимости от поставленных  задач).

    Для развития  физических качеств спортсмены проводят по объёму и интенсивности тренировочную работу. Нагрузка на организм  при такой работе  очень велика, но её результаты  не всегда бывают пропорциональны затраченным усилиям. Эффект тренировочным занятиям во многом определяется видом и характером выполняемых упражнений.

    Если необходимо преодолеть адаптацию и требуется  перевод всего организма на более  высокий уровень  функционирования. Могут стать силовые и скоростно-силовые  упражнения различного по масштабам  воздействия, выполняемые с высокой интенсивностью  на тренажёрных устройствах.

    Упражнения  регионального и особенно  локального характера, выполняемые на тренажёрных  устройствах, позволяют, во- первых, избирательно  воздействовать  на различные , в  том числе  и на отстающие , группы  мышц; во- вторых, значительно интенсифицировать  тренировочный процесс, т. как  при направленных  мышечных нагрузках  наблюдаются менее  выраженные сдвиги  в работе СС и дыхательной систем; и в третьих знания с использованием тренажёрных устройств  проходят более эмоционально.

Информация о работе Развитие и совершенствование физических качеств с применением тренажёров