Наука как высшая форма знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях.

Работа содержит 1 файл

наука,её образы и специфические черты.docx

— 71.58 Кб (Скачать)

Источник прогностических  функций философии коренится  в основных особенностях философского познания, нацеленного на постоянную рефлексию над мировоззренческими основаниями культуры. Здесь можно  выделить два основных аспекта, существенно  характеризующих философское познание. Первый из них связан с обобщением предельно широкого материала исторического  развития культуры, который включает не только науку, но и все феномены творчества. Философия часто сталкивается с фрагментами и аспектами  действительности, которые превосходят  по уровню системной сложности объекты, осваиваемые наукой. Например, человекомерные объекты, функционирование которых  предполагает включенность в них  человеческого фактора, стали предметами естественно-научного исследования лишь в эпоху современной научно-технической  революции, с развитием системного проектирования, применением ЭВМ, анализом глобальных экологических процессов  и т. д. Философский же анализ традиционно  сталкивается с системами, включающими  в качестве компонента "человеческий фактор", например при осмыслении различных феноменов духовной культуры. Неудивительно, что категориальный аппарат, обеспечивающий освоение таких  систем, отрабатывался в философии  в общих чертах задолго до его  применения в естествознании.  

Второй аспект философского творчества, связанный с обобщением содержания, потенциально выходящего за рамки философских идей и категориальных структур, необходимых для науки  определенной исторической эпохи, обусловлен внутритеоретическими задачами самой  философии. Выявляя основные мировоззренческие  смыслы, свойственные культуре соответствующей  эпохи, философия затем оперирует  с ними как с особыми идеальными объектами, изучает их внутренние отношения, связывает их в целостную систему, где любое изменение одного элемента прямо или косвенно влияет на другие. В результате таких внутритеоретических  операций могут возникать новые  категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать  прямые аналоги в практике соответствующей  эпохи. Развивая эти смыслы, философия  готовит своеобразные категориальные матрицы будущих мировоззренческих  структур, будущих способов понимания, осмысления и переживания мира.  

Работая на двух взаимосвязанных  полюсах - рационального осмысления наличных мировоззренческих структур культуры и проектирования возможных  новых способов понимания человеком  окружающего мира (новых мировоззренческих  ориентаций), - философия и выполняет  свою основную функцию в динамике социокультурного развития. Она не только объясняет и теоретически обосновывает те или иные наличные способы мировосприятия и мироосмысления, уже сложившиеся в культуре, но и готовит своеобразные "проекты", предельно обобщенные теоретические  схемы потенциально возможных мировоззренческих  структур, а значит, и возможных  оснований культуры будущего. В этом процессе как раз и возникают  те избыточные для науки данной исторической эпохи категориальные схемы, которые в будущем могут обеспечить понимание новых, более сложных по сравнению с уже изучавшимися типов объектов.  

Переход от одного типа философских оснований науки  к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют  философия и наука. Двойственная функция философских оснований  науки - быть эвристикой научного поиска и средством адаптации научных  знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам - ставит их в прямую зависимость от более  общей ситуации функционирования философии  в культуре той или иной исторической эпохи.  

Однако для науки  важно не только существование в  сфере философского знания соответствующей  эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность  путем селективного (избирательного) заимствования соответствующих  категориальных схем, идей и принципов  превратить их в свои философские  основания. Это сложное взаимодействие между историческим развитием философии  и философских оснований науки  необходимо учитывать и при анализе  современных процессов перестройки  этих оснований.  

Начавшийся в ходе революции в естествознании XIX - начала XX в. переход от классической к неклассической науке расширил круг идей, способных  стать составной частью философского базиса естествознания. Наряду с онтологическими  аспектами ее категорий ключевую роль стали играть гносеологические аспекты, позволяющие решить проблемы относительной истинности научных  картин мира, преемственности в смене  научных теорий. В современную  эпоху, когда научно-техническая  революция радикально меняет облик  науки, в ее философские основания  включаются и те аспекты философии, которые рассматривают научное  познание как социально детерминированную  деятельность. Разумеется, эвристический  и прогностический потенциалы не исчерпывают проблемы практического  применения в науке идей философии. Такое применение предполагает особый тип исследований, в рамках которых  выработанные философией категориальные структуры адаптируются к проблемам  науки. Этот процесс связан с конкретизацией категорий, с их трансформацией в  идеи и принципы научной картины  мира и в методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той  или иной науки. Указанный тип  исследований составляет суть философско-методологического  анализа науки. Именно здесь осуществляется своеобразный выбор из категориальных структур, полученных при разработке и решении мировоззренческой  проблематики, тех идей, принципов  и категорий, которые превращаются в философские основания соответствующей  конкретной науки (основания физики, биологии и т. д.). В результате при  решении кардинальных научных проблем  содержание философских категорий  весьма часто обретает новые оттенки, которые затем выявляются философской  рефлексией и служат основанием для  нового обогащения категориального  аппарата философии. Извращение этих принципов  чревато большими издержками как  для науки, так и для философии.

Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными  методами и приемами. Выявление и  разработка таких норм, правил, методов  и приемов, которые представляют собой не что иное, как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по формированию и развитию научного знания, составляют предмет логики и методологии научного познания. При этом термин "логика" традиционно связывается с выявлением и формулировкой правил вывода одних знаний из других, правил определения понятий, что, начиная еще с античности, составляло предмет формальной логики. В настоящее время разработка логических норм рассуждения, доказательства и определения как правил работы с предложениями и терминами языка науки осуществляется на основе аппарата современной математической логики. Предмет же методологии науки, методологического ее анализа понимается более широко, охватывая многообразные методы, приемы и операции научного исследования, его нормы и идеалы, а также формы организации научного знания. Современная методология науки интенсивно использует материал истории науки, тесно связана со всем комплексом наук, изучающих человека, общество и культуру.  

В системе логико-методологических средств, при помощи которых осуществляется анализ научного познания, можно выделить различные уровни.  

Теоретическую основу всех форм методологического исследования научного познания в целом составляет философско-гносеологический уровень  анализа науки. Его специфика  заключается в том, что научное  познание рассматривается здесь  в качестве элемента более широкой  системы - познавательной деятельности в ее отношении к объективному миру, в ее включенности в практически-преобразовательную деятельность человека. Теория познания - не просто общая наука о познании, это философское учение о природе  познания.  

Гносеология выступает  как теоретическое основание  различных специально-научных форм методологического анализа, тех  его уровней, где исследование научного познания осуществляется уже нефилософскими средствами. Она показывает, что, только понимая познание как формирование и развитие идеального плана человеческой практически-преобразующей деятельности, можно анализировать коренные свойства познавательного процесса, сущность знания вообще и его различных  форм, в том числе и научного знания. Вместе с тем в настоящее  время не только само научное познание, но и его философско-гносеологическую проблематику невозможно анализировать, не привлекая материала из более  специальных разделов методологии  науки. Скажем, философский анализ проблемы истины в науке предполагает рассмотрение средств и методов эмпирического  обоснования научного знания, специфических  особенностей и форм активности субъекта научного познания, роли и статуса  теоретических идеализированных конструкций  и пр.  

Любая форма исследования научного знания (даже если она ориентирована  непосредственно на внутренние проблемы специальной науки) потенциально содержит в себе зародыши философской проблематики. Она неявно опирается на предпосылки, которые при их осознании и  превращении в предмет анализа  в конечном счете предполагают определенные философские позиции.  

Одна из основных задач методологического анализа  заключается в выявлении и  изучении методов познавательной деятельности, осуществляемой в науке, в определении  возможностей и пределов применимости каждого из них. В своей познавательной деятельности, в том числе и  в научной, люди осознанно или  неосознанно используют самые разнообразные  методы. Ясно, что осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, придает деятельности человека большую рациональность и  эффективность.  

Методологический  анализ процесса научного познания позволяет  выделить два типа приемов и методов  исследования. Во-первых, приемы и методы, присущие человеческому познанию в  целом, на базе которых строится как  научное, так и обыденное знание. К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование  и обобщение и т. д. Назовем  их условно общелогическими методами. Во-вторых, существуют особые приемы, характерные  только для научного познания, - научные  методы исследования. Последние, в свою очередь, можно подразделить на две  основные группы: методы построения эмпирического  знания и методы построения теоретического знания.  

С помощью общелогических методов познание постепенно, шаг  за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов  и их взаимодействие друг с другом. Для того чтобы осуществить эти  шаги, необходимо целостный предмет  расчленить (мысленно или практически) на составляющие части, а затем изучить  их, выделяя свойства и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе  целого. После того как эта познавательная задача решена, части вновь можно  объединить в единый предмет и  составить себе конкретно-общее  представление, т. е. такое представление, которое опирается на глубокое знание внутренней природы предмета. Эта  цель достигается с помощью таких  операций, как анализ и синтез.  

Анализ - это расчленение  целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или  отношения) с целью их всестороннего  изучения.  

Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.  

Объективной предпосылкой этих познавательных операций является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению.  

Анализ и синтез - наиболее элементарные и простые  приемы познания, которые лежат в  самом фундаменте человеческого  мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней  и форм.  

Еще один общелогический прием познания - абстрагирование. Абстрагирование - это особый прием мышления, который  заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование различного рода абстракций, которыми являются как  отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.  

Предметы объективной  действительности обладают бесконечными множествами различных свойств, связей и отношений. Одни из этих свойств  сходны между собой и обусловливают  друг друга, другие же отличны и относительно самостоятельны. Например, свойство пяти пальцев человеческой руки взаимно  однозначно соответствовать пяти деревьям, пяти камням, пяти овцам оказывается  независимым от размера предметов, их окраски, принадлежности к живым  или неорганическим телам и т. д. В процессе познания и практики устанавливают прежде всего эту  относительную самостоятельность  отдельных свойств и выделяют те из них, связь между которыми важна  для понимания предмета и раскрытия  его сущности.  

Процесс такого выделения  предполагает, что эти свойства и  отношения должны быть обозначены особыми  замещающими знаками, благодаря  которым они закрепляются в сознании в качестве абстракций. Например, указанное  свойство пяти пальцев взаимно однозначно соответствовать пяти другим предметам  и закрепляется особым знаковым выражением - словом "пять" или цифрой, которые  и будут выражать абстракцию соответствующего числа.  

Когда мы абстрагируем некоторое свойство или отношение  ряда объектов, то тем самым создается  основа для их объединения в единый класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объектов, входящих в данный класс, объединяющий их признак  выступает как общий. Обобщение - это такой прием мышления, в  результате которого устанавливаются  общие свойства и признаки объектов.  

Операция обобщения  осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и  суждения к более общему понятию  или суждению. Например, такие понятия, как "клен", "липа", "береза" и т. д., являются первичными обобщениями, от которых можно перейти к  более общему понятию "лиственное дерево". Расширяя класс предметов  и выделяя общие свойства этого  класса, можно постоянно добиваться построения все более широких  понятий, в частности, в данном случае можно прийти к таким понятиям, как "дерево", "растение", "живой  организм".  

Информация о работе Наука как высшая форма знания